«Круглые столы»

«О совершенствовании системы государственной поддержки фермеров и развития сельхозкооперации»

Рекомендации

 Заслушав информацию по вопросу «О совершенствовании системы государственной поддержки фермеров и развития сельхозкооперации» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Малые формы хозяйствования на селе играют заметную роль в сельскохозяйственном производстве страны. Кооперация средних и малых производителей – это единственная возможность производить современный и конкурентный продукт, сопоставимый по стоимости с продукцией крупных производителей и агрохолдингов, а также приобретать современное оборудование и технологии, учитывая, что всё оборудование разработано под крупнотоварное производство, а малые и средние производители не могут обеспечить необходимые объемы производства не кооперируясь.
В отличие от крупных агрохолдингов и сельскохозяйственных организаций малые и средние сельскохозяйственные предприятия менее конкурентоспособны, хуже оснащены и менее производительны, но они имеют важнейшее социально-экономическое значение, поскольку обеспечивают занятость большего количества селян, чем крупные предприятия.
Одним из инструментов повышения доходности малых форм хозяйствования, увеличения эффективности их деятельности, является сельскохозяйственная кооперация, которая позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям и занятому в сельском хозяйстве населению эффективно функционировать в современной рыночной экономике за счет расширения сельхозпроизводства, повышения конкурентного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, что облегчает им выход на рынок, увеличения доходности предприятий. В результате малые формы хозяйствования активно участвуют в решении вопросов импортозамещения.
Одновременно обеспечивается развитие социально-экономической инфраструктуры села, повышение уровня жизни сельского населения.
По данным Росстата на 1 января 2018 г. в России насчитывается 205 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 5 608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом в течение ряда лет наблюдалось постоянное снижение численности малых форм хозяйствования, включая фермерские хозяйства, что обусловлено, в том числе, укрупнением хозяйств.
В 2017 году производство сельхозпродукции в малых формах хозяйствования составило 48% от общего валового производства сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время только 2% фермеров являются членами кооперативов.
В 2017 году к реализации пилотных проектов в сфере сельскохозяйственной кооперации приступили 10 регионов: Липецкая, Томская, Тюменская и Ульяновская области, Республика Бурятия, Татарстан и Саха (Якутия), а также Алтайский, Пермский и Хабаровский края. Наибольшие успехи отмечаются в Липецкой, Тюменской областях и в Республике Саха (Якутия).
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Посланиях Федеральному Собранию неоднократно призывал уделить особое внимание поддержке семейных предприятий и фермеров, развитию сельскохозяйственной кооперации, созданию условий для роста доходов жителей сельских территорий.
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из стратегических приоритетов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация поставленных задач будет осуществляться, в том числе, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В настоящее время государственная поддержка малых форм хозяйствования осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
Начиная с 2012 года, малым формам хозяйствования оказывается поддержка в виде грантов.
За период реализации мероприятий (2012–2017 годы) благодаря грантовой поддержке в объеме 43,8 млрд руб. (федеральный и региональный бюджет) создано 18 079 фермерских хозяйств, 4 874 семейные животноводческие фермы реализовали проекты своего развития.
На грантовую поддержку кооперативов в 2015–2017 годах было направлено 3,7 млрд рублей (федеральный и региональный бюджет). Гранты получили 426 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Грантополучателями в сельской местности создано 40 тыс. новых постоянных рабочих мест.
В 2018 году, по информации органов управления АПК субъектов Российской Федерации, на развитие малых форм хозяйствования планируется направить 10,4 млрд рублей федеральных средств (23% «единой» субсидии).
С 2019 года наряду с уже действующими в рамках «единой» субсидии мероприятиями поддержки малых форм хозяйствования планируется ввести дополнительные меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минсельхозом России разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который предусматривает общий объем финансирования в размере 37,4 млрд рублей на период 2019–2024 годов.
В федеральном проекте выделяются три основных меры направления поддержки – грантовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на реализацию проектов «Агростартап», государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитие центров компетенций для создания единой системы сельхозконсультирования.
Основной целью федерального проекта является увеличение к 2024 году численности вовлеченных в малое и среднее предпринимательство в сельском хозяйстве на 126,69 тыс. человек, в том числе за счет создания новых крестьянских (фермерских) хозяйств, стимулирования создания новых сельскохозяйственных кооперативов и увеличения их членской базы, как за счет субъектов малого и среднего предпринимательства, так и за счет привлечения в кооперацию большего количества личных подсобных хозяйств граждан.
Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина Минсельхоз России разрабатывает государственную программу по развитию сельских территорий, в основу которой должны войти мероприятия, направленные на развитие сельских территорий, создание условий для развития малого агробизнеса на селе.
Анализ проблем развития сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации за последние двадцать лет обусловливает следующие основные направления совершенствования кооперативной политики: внесение изменений в действующее законодательство о сельскохозяйственной кооперации, в том числе за счет усиления контроля по соблюдению кооперативных правил и принципов, расширение мер государственной поддержки кооперации, а также увеличение их финансирования, улучшение организационного, информационного и методического обеспечения кооперативного движения.
Таким образом, развитие сельскохозяйственной кооперации, безусловно, является одним из приоритетов государства в предпринимаемых мерах, направленных на устойчивое развитие сельских территорий и рост сельскохозяйственного производства.
Однако, несмотря на принимаемые меры, сельская кооперация развивается крайне медленно. Этому есть ряд объективных и субъективных причин, в том числе – несовершенство законодательной базы, непоследовательность и противоречивость мер регулирования в данной сфере.
Кооперативные объединения малых и средних форм хозяйствования на селе функционируют в условиях жесткой конкуренции с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими предприятиями агропромышленного комплекса в том числе, занимающими монопольное положение на том или ином рынке.
Создание, развитие деятельности сельских кооперативов также сдерживается рядом факторов, в том числе:
разрозненность сельских товаропроизводителей и имеющихся сельских кооперативов, отсутствие единого объединяющего центра, которым должны выступать кооперативы;
недостаточность информационной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации, отсутствие необходимого понимания у потенциальных участников кооперативного сообщества о преимуществах работы кооперативов;
недостаток инструментов привлечения финансирования сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на цели обновления и расширения материально-технической базы для заготовки и переработки сельскохозяйственного сырья;
отсутствие стабильных рынков, гарантирующих реализацию продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, позволяющих донести произведенную продукцию до конечных потребителей;
несовершенство действующей системы налогообложения, которая не стимулирует развитие сельской кооперации и затрудняет деятельность кооперативов.
Кроме того, с 1 сентября 2013 года сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы были отнесены к категории некредитных финансовых организаций, надзор за которыми и регулирование деятельности которых осуществляет Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Суммарные (финансовые и трудовые) издержки, необходимые для выполнения новых требований Банка России в большинстве случаев превышают ту выгоду, которую получают крестьяне от участия в кооперативе. Таким образом, уменьшается экономический смысл создания кооперативов данного вида и их количество постоянно снижается.
В целях решения указанных проблем помимо совершенствования нормативной-правовой базы, целесообразно также создавать инфраструктуру, обеспечивающую необходимые условия для функционирования малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов. Это, в том числе службы агроконсалтинга, система стационарной, дистанционной и выездной консультативной помощи квалифицированных специалистов (агрономов, агрохимиков, зоотехников, ветеринаров), комплексные пункты агросервиса, перерабатывающие цеха, ориентированные на работу с малыми формами.
Необходимо обратить внимание на важность создания условий для увеличения количества фермерских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации, ведь от результатов такой работы непосредственно зависят темпы развития сельхозпроизводства и роста уровня жизни жителей села.

 Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 274238–7 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о распределении прибыли в потребительском кооперативе);
№ 278061–7 «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и статью 2 Федерального закона «О производственных кооперативах» (в части уточнения определения стоимости паевого взноса члена, ассоциированного члена кооператива);
№ 314370–7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части закрепления права сельскохозяйственных потребительских кооперативов на распределение доходов);
№ 519326–7 «О внесении изменений в статьи 36 и 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (в части устранения правовых коллизий);
№ 576561–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части установления правового регулирования сельскохозяйственных потребительских ссудно-сберегательных кооперативов);
рассмотреть возможность приоритетного рассмотрения и поддержки законопроектов, направленных на совершенствование регулирования сферы сельскохозяйственной кооперации.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О внесении изменения в Федеральный закон от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в части исключения из сферы его действия сельскохозяйственных производственных кооперативов;
«О внесении изменений в статью 106.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в части исключения определения стоимости пая члена сельскохозяйственного производственного кооператива как суммы паевого взноса и соответствующей доли чистых активов (за вычетом неделимых фондов);
«О внесении изменений в часть 1.3 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации» в части применения для сельскохозяйственных потребительских кооперативов налоговой ставки 0 процентов в отношении прибыли, полученной от операций по предоставлению услуг членам данного кооператива;
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 39.33 и 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организаций нестационарной и развозной торговли);
рассмотреть возможность внесения изменений:
в Гражданский кодекс Российской Федерации с целью включения нормы о распределении части прибыли потребительского кооператива между его членами;
в подпункт 2 части 2 статьи 346.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в части замены категории «организации и индивидуальные предприниматели» категорией «сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
в часть 1 статьи 422 Налогового Кодекса Российской Федерации в части дополнения нормой, в соответствии с которой не подлежат обложению страховыми взносами кооперативные выплаты членам сельскохозяйственных производственных кооперативов;
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения размеров административных штрафов для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по пункту 9 статьи 19.5. «Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России» и статье 19.7.3. «Непредставление информации в Банк России»;
в Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в целях уточнения вопросов корпоративного управления, порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов, реализации и предельных размеров субсидиарной ответственности в потребительских кооперативах, порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, реализации действенной ответственности ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций перед кооперативами и их членами за качество ревизионной, консультационной, экспертной работы и эффективности предупредительно-профилактических действий;
в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части исключения запрета на членство государственных и муниципальных служащих в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
в Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» путем дополнения части 3 статьи 3.1 абзацем следующего содержания: «В случае не устранения кооперативом, союзом кооперативов нарушений, обнаруженных по итогам ревизии в установленные сроки, ревизионный союз вправе направить указанную информацию уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налоговому органу субъекта Российской Федерации»;
рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в части отнесения кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов к перечню субъектов, не применяющих контрольно-кассовую технику, при осуществлении ими деятельности, определенной Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации»;
рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона по продлению на срок до 2021 года отсрочки по вступлению в силу нормы, обязывающей сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы являться членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;
рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности сельскохозяйственных страховых потребительских кооперативов;
рассмотреть возможность применения повышающих коэффициентов для субъектов Российской Федерации с неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 104-р, при определении размера «единой субсидии» с учетом уровня прожиточного минимума и доли малых форм хозяйствования в производстве продукции сельского хозяйства;
рассмотреть возможность компенсации сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по займам, полученным в микрофинансовых организациях, созданных с государственным участием;
разработать дополнительные стимулы для принятия региональных программ по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, союзов, основанные, в том числе на выдаче грантов из федерального бюджета и мерах поддержки в части лизинга;
рассмотреть возможность отдельного государственного регулирования деятельности малых сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

обеспечить поддержку фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в долгосрочной перспективе (в том числе в части грантовой поддержки) в рамках действующих механизмов господдержки и федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», с обеспечением соответствующего финансирования при ежегодном планировании расходов федерального и региональных бюджетов;
предусмотреть меры, направленные на развитие фермерства и сельскохозяйственной кооперации, при разработке государственной программы по развитию сельских территорий с обеспечением соответствующего финансирования при ежегодном планировании расходов федерального и региональных бюджетов;
с целью обеспечения прозрачности и синергетического эффекта от мер государственной поддержки фермерства и сельскохозяйственной кооперации обеспечить синхронизацию механизмов разрабатываемой государственной программы по развитию сельских территорий с действующими механизмами государственной поддержки данных сегментов АПК;
рассмотреть возможность направления средств гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам;
рассмотреть возможность внесения изменений:
в Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и иные нормативные правовые акты, предусмотрев распространение на машинно-технологические компании (МТК), основной деятельностью которых является оказание комплекса агротехнических услуг сельхозтоваропроизводителям, мер государственной поддержки приобретения сельхозпроизводителями средств производства (в частности, механизм предоставления скидки на сельскохозяйственную технику и оборудование в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432);
в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», предусмотрев целевое финансирование АО «Росагролизинг» в размере 3,9 млрд руб. на реализацию Программы развития сельскохозяйственной кооперации;
проработать вопросы:
возможности увеличения максимального размера гранта на создание и развитие фермерских хозяйств, занимающихся мясным и молочным скотоводством, до 5 млн. рублей;
целесообразности и эффективности использования средств гранта, предоставляемого на реализацию «Агростартапа» в рамках реализации федерального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», для формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является грантополучатель;
корректности использования в качестве одного из показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов при реализации федерального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» «доли выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства в АПК сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в регионе»;
обоснованности использования в первый год деятельности в качестве целевого показателя результативности использования гранта на создание и развитие фермерских хозяйств «прироста объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства грантовой поддержки, к году, предшествующему году предоставления межбюджетных трансфертов»;
целесообразности пересмотра механизма возмещения части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов, связанных с реализацией сельхозпродукции, исходя из годовой выручки, как недостаточно эффективного, и его замены на механизм возмещения части затрат на 1 кг реализованной сельскохозяйственной продукции в ежеквартальном режиме;
целесообразности установления условия получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы в части не превышения 300 голов основного маточного стада;
необходимости конкретизации категорий членов кооперативов, претендующих на возмещение части затрат, в части исключения представителей среднего и крупного бизнеса;
рассмотреть возможность проведения совещания с региональными органами управления АПК на предмет обеспечения членства сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах;
рассмотреть возможность включения в целевые показатели развития регионов вовлеченность малых форм хозяйствования в кооперативы, размеры кооперативов по количеству участников и товарообороту, выделение средств государственной поддержки на один кооператив, а также индикативные показатели развития сельских территорий;
принять меры, направленные на повышение эффективности работы центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации, в том числе ускорить разработку стандарта центра компетенций и необходимых нормативных правовых актов, в том числе в части реализации мер государственной поддержки их создания и функционирования;
проработать вопрос по проведению информационно-разъяснительной работы с сельскохозяйственными кооперативами в части их ориентации на мировой опыт по защите и представлению интересов малых и средних форм хозяйствования, в том числе проведению работы в интересах членов кооперативов в сфере кредитования и агрострахования.

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

совместно с Министерством сельского хозяйства Российской, Федерации, научной и кооперативной общественностью разработать предложения по подготовке специалистов в области сельскохозяйственной кооперации, с учетом разработки профессионального стандарта «Специалист по сельскохозяйственной кооперации», а также проработать вопрос возможности предоставления образовательным организациям контрольных цифр приема на бюджетные места для таких специалистов;
разработать программу повышения квалификации сельских работников по профилю «Организатор сельскохозяйственной кооперации» с учетом трансформации образовательной деятельности в сфере сельского хозяйства в цифровую платформу реализации мер по развитию АПК.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

проработать вопрос по развитию производства отечественного оборудования в части обработки и предварительной обработки сельскохозяйственной продукции, прежде всего овощей, в том числе для фермеров и кооперативов.

6. Федеральной налоговой службе:

с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и кооперативных объединений, проработать вопросы исключения дискриминации сельскохозяйственных потребительских кооперативов при формировании и продаже крупных партий сельскохозяйственной продукции (в том числе для экспорта), прежде всего в части зерна;
рассмотреть возможность проведения совещания с управлениями Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации на предмет исполнения требований действующего законодательства по обеспечению членства всех сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов, с участием саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

6. Центральному Банку Российской Федерации:

совместно с кооперативными объединениями провести работу по определению критериев деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (в частности, по количеству членов, по объему фонда финансовой взаимопомощи, по территориальному охвату деятельности), до достижения которых они могут вести свою деятельность вне системы государственного регулирования, осуществляемого Банком России;
рассмотреть возможность применения методики регулирования пропорционально рискам в отношении сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
рассмотреть возможность внесения изменения в подзаконные акты Банка России, исключив на неограниченный срок для сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов обязанность по переходу на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учёта.

7. Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

рассмотреть возможность снижения размера вознаграждения за гарантии и поручительства в рамках Национальной гарантийной системы, используемые в качестве обеспечения по кредитным сделкам фермеров и сельскохозяйственных кооперативов;
активнее применять механизмы государственных гарантий, в частности, региональных гарантийных фондов для доступности банковского кредитования в условиях дефицита залоговой базы у предприятий сельскохозяйственной кооперации;
совместно с региональными органами власти предусмотреть в планах развития региональных гарантийных организаций (фондов) ежегодный прирост числа предоставленных поручительств (гарантий) по кредитным обязательствам фермеров и сельскохозяйственных кооперативов на уровне не менее 20%.

8. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

определить на региональном уровне приоритетность поддержки и развития малых форм хозяйствования, сельскохозяйственной кооперации;
разработать и принять с учетом принципов проектного управления региональные программы по развитию сельскохозяйственной кооперации, предусмотрев в них, в том числе, меры государственной поддержки, направленные на развитие материально-технической базы кооперативов, предоставление земельных участков на льготной основе, механизмы создания, поддержки и развития институтов развития кооперативной системы – фондов финансовой помощи, информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров;
рассмотреть возможность формирования в системе исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации структурного подразделение с полномочиями в сфере развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации, а также совещательного органа при высшем исполнительном органе власти субъекта Российской Федерации, с включением в его состав представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных районов и сельских поселений в целях формирования многоуровневой системы управления сельскохозяйственной кооперацией;
изучить опыт Липецкой, Тюменской, Тульской и Свердловской областей по возмещению части процентной ставки по займам, полученным малыми формами хозяйствования в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в целях повышения доступности заемных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и самозанятого населения;
поддерживать развитие кооперативных рынков, принадлежащих потребительским обществам и союзам, сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельхозпроизводителям.

9. Кооперативным союзам и ассоциациям:

активно включиться в работу по подготовке к реализации мероприятий федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»,оказывать всестороннюю помощь фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в формировании необходимого пакета документов для участия в конкурсном отборе для получения средств государственной поддержки, в том числе подготовке ревизионных заключений о деятельности кооперативов, претендующих на получение государственной поддержки;
оказывать необходимую помощь фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в решении проблем в обслуживании заемных обязательств;
развивать опыт совместного проекта АККОР и АО «Росагролизинг» по продвижению лизинговых услуг для малых форм хозяйствования;
принимать активное участие в деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;
проработать вопросы внесения изменений в кооперативное законодательство и инициировать через субъекты права законодательной инициативы внесение в Государственную Думу законопроектов, направленных на обеспечение:
создания условий для массовой организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предметом деятельности которых является привлечение и выдача займов в масштабах, не создающих угрозы для финансовой системы страны путем внесения изменений в Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», исключающий из сферы государственного регулирования деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных с основной целью привлечения и выдачи денежных займов, но осуществляющих эту деятельность в масштабах, исключающих возникновение рисков для финансовой системы (с точки зрения объема фонда финансовой взаимопомощи, количества членов или территориального охвата);
устранения излишних элементов государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, побуждающие их к прекращению деятельности путем внесения изменений в Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», исключающих обязанность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по членству в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка, а также изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», исключающих правомочия Банка России по установлению требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.