Парламентские слушания

«Актуальные вопросы развития мясного и молочного скотоводства в Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев тему «Актуальные вопросы развития мясного и молочного скотоводства в Российской Федерации», участники парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользования отмечают следующее.
В настоящее время разведением крупного рогатого скота мясных пород занимаются в 69 субъектах Российской Федерации. В 2017 году поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота в хозяйствах всех категорий составило около 3,6 млн. голов и увеличилось относительно 2013 года на 24,8% или на 715,7 тыс. голов. Доля специализированного мясного и помесного скота составляет 19,3% от общего поголовья крупного рогатого скота.
Наибольшее поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород в сельхозорганизациях, КФХ, включая ИП, сосредоточено в Центральном федеральном округе – 625,7 тыс. голов или 30%, в Южном федеральном округе – 490 тыс. голов или 23% и в Поволжском федеральном округе – 368 тыс. голов или 18%.
Значительно увеличилось поголовье специализированного мясного скота в Брянской, Калужской, Смоленской, Орловской и Воронежской областях.
Племенная база мясного скотоводства является основой эффективного ведения отрасли и решающим фактором активного влияния на продуктивный потенциал товарного скота.
В настоящее время племенная база мясного скотоводства сформирована 316 племенными стадами. Породное разнообразие животных представлено 12 породами. Наиболее многочисленные – абердин-ангусская, калмыцкая, герефордская и казахская белоголовая.
За последние пять лет поголовье племенных мясных коров выросло в 1,6 раза и сегодня составляет более 190,0 тыс. голов. Потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в высококлассном племенном молодняке мясного направления обеспечены за счет отечественной репродукции. За 2017 год реализовано 33,7 тыс. голов племенного молодняка.
За период 2014–2016 годов суммарная поддержка из федерального бюджета по всем направлениям составила 21,7 млрд. рублей. Начиная с 2017 года поддержка мясного скотоводства осуществляется в рамках единой региональной субсидии.
Целевой показатель Государственной программы по численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, определенный на 2017 год, составляет 760 тыс. голов. Фактическое его значение составило 826,4 тыс. голов или 108,3% от целевого индикатора.
Плановые показатели на 2020 и 2025 годы по численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, составляют 900 и 940 тыс. голов соответственно.
В структуре производства крупного рогатого скота на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий (2825,8 тыс. тонн) за 2017 год доля специализированного мясного и помесного скота составила 16% (452,6 тыс. тонн) против 2% в 2008 году.
Одной из проблем, требующих безотлагательного решения в развитии мясного скотоводства являются низкие качественные показатели (в целом по России среднесуточные привесы на выращивании, откорме и нагуле составляют 567 г, средняя живая масса скота, реализованного на убой — 409 кг, при этом если в Брянской области средняя живая масса скота реализованного на убой составляет 603 кг, то в Республике Калмыкия – 284 кг, в Оренбургской области — 332 кг). Использование в ряде регионов экстенсивных, высокозатратных технологий при выращивании и откорме мясного скота вдвое увеличивает расход корма на 1 кг прироста.
Для предотвращения дальнейшего отставания России от мирового тренда развития мясного скотоводства требуется кардинальное усиление финансирования исследований в области сельскохозяйственной биотехнологии, в том числе, ДНК-технологий, позволяющих маркировать гены, контролирующие хозяйственно-ценные признаки животных (например, мраморность мяса), и переносить их в новые генотипы с помощью методов генетической инженерии или традиционной селекции. Это позволит проводить отбор животных по желательным генетическим маркёрам, что значительно ускорит селекционный процесс.
Дальнейшее развитие мясного скотоводства будет зависеть от уровня государственной поддержки, доступности кредитных ресурсов и уровня рентабельности в отрасли.
Предусмотренные Госпрограммой меры поддержки развития мясного скотоводства должны обеспечить прирост поголовья мясных пород к 2020 году до 2950 тыс. голов, при этом доля высококачественной говядины от мясного скота в общем объеме производства крупного рогатого скота должна вырасти до 20%.
Молочное скотоводство является одной из важнейших подотраслей в агропромышленном комплексе, в части обеспечения населения молочными продуктами за счет собственного производства, а также преодоления зависимости страны от импортных поставок.
Производство молока в хозяйствах всех категорий за 2017 год увеличилось на 1,2% (+361,7 тыс. тонн) к уровню 2016 года и составило 31120,2 тыс. тонн. В том числе в сельскохозяйственных организациях производство увеличилось на 3,8% (+578,4 тыс. тонн), в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 7,9% (+173,8 тыс. тонн), а в хозяйствах населения оно уменьшилось на 2,9% (-390,5 тыс. тонн).
При этом необходимо учитывать, что молочное скотоводство в России является ведущей подотраслью животноводства, обеспечивающей 84% валового производства говядины. В настоящее время в расчете на душу населения производится 210 кг молока, его потребление составляет 236 кг при научно обоснованной медицинской норме 340 кг молока.
Несмотря на существенную оптимизацию федерального бюджета в 2017 году Правительством Российской Федерации сохранены все мероприятия по поддержке молочного скотоводства, объемы поддержки остались практически на уровне прошедшего года – 26,5 млрд. рублей.
За 2017 год надой молока в расчете на 1 корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях по оценке составит 5600 кг, что на 230 кг или на 4,3% больше уровня 2016 года.
Оценивая итоги работы молочной отрасли в России можно отметить, что несмотря на определенные положительные тенденции, в целом существенного сдвига в увеличении производства молока не произошло. Сохраняется неблагополучная ситуация с лейкозом крупного рогатого скота, бруцеллезом, ящуром и рядом других болезней сельскохозяйственных животных.
При осуществлении контроля требований безопасности молока и молочной продукции Россельхознадзором в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 получены результаты лабораторных исследований проб, отобранных от 27 472 партий молока и молочной продукции, из которых 2345 партий (8,54%) оказались не соответствующими установленным требованиям по показателям безопасности:
- из 19768 партий, произведенных в Российской Федерации,- 1972 партии (9,98% );
-5925 партий, произведенных в иных государствах-членах ЕАЭС, — 272 партии (4,59%);
−1762 партий, произведенных в третьих странах, — 101 партия (5,73%).
Основными типами выявленных несоответствий по показателям безопасности в молоке и молочной продукции являются наличие в молоке патогенной и условно-патогенной микрофлоры (сальмонелла, стафилококки, бактерии группы кишечной палочки и т. д.), остатков лекарственных препаратов, антибиотиков, радионуклидов.
Одним из сдерживающих факторов роста производства молока пока еще остается сокращение его объемов в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
В 2017 году производство молока в ЛПХ снизилось на 390,5 тыс. тонн или 2,9%. При этом в структуре производства молока удельный вес хозяйств населения остается высоким и составляет 42,1%.
Основной причиной снижения производства молока является сокращение поголовья коров. В хозяйствах всех категорий поголовье коров уменьшилось на 61,0 тыс. голов (-0,7%) к уровню 2016 года и составило 8,2 млн. голов. В сельскохозяйственных организациях поголовье коров уменьшилось на 1,2% (- 40,4 тыс. голов), в хозяйствах населения – на 1,7% (- 64,5 тыс. голов).
Положительная динамика с поголовьем коров установлена в крестьянских (фермерских) хозяйствах, где поголовье коров увеличилось на 43,9 тыс. голов (+3,75%) и составило 1231,6 тыс. голов.
К 2020 году ставится задача довести молочную продуктивность коров в сельхозорганизациях в среднем по России до 6,4 тыс. кг, в крестьянских (фермерских) хозяйствах рост продуктивности в среднем составит 1,0 тыс. кг.
В молочном скотоводстве имеются резервы, полная реализация которых при действующих механизмах государственной поддержки позволит увеличить производство молока.
Основным резервом является реализация генетического потенциала молочного скота, который на сегодняшний день по оценке экспертов используется только на 60%.
По данным субъектов Российской Федерации в настоящее время функционируют 19,5 тыс. организаций (кроме личных подсобных хозяйств), занимающихся молочным скотоводством. При этом доля мелкотоварного производства (менее 400 коров) составляет 88%, на которых производится 45% молока.
Доля средних предприятий по производству молока (от 400 до 800 коров) составляет 7,7%, на которых производится 22% молока.
Доля крупных комплексов с поголовьем от 800 и более коров, где применяются современные технологии содержания и кормления стада, составляет всего около 4%, при этом ими производится около 33% молока от общего объема производства. При этом средний надой на одну корову на крупных комплексах более чем на 2000 кг молока превышает соответствующий показатель мелкотоварного сектора.
Сегодня перед Минсельхозом России стоит задача дальнейшего стимулирования привлечения инвестиций в молочное скотоводство, в создании как крупных высокотехнологичных предприятий, так и средних, мелкотоварных предприятий (ферм) с использованием современных технологий содержания и кормления стада.
Решение указанной задачи зависит от успешной реализации следующих трех взаимосвязанных факторов.

1. Высокоэффективное ведение молочного скотоводства необходимо начинать с кардинального решения вопросов по реконструкции кормовой базы и кормоприготовления. К сожалению, в структуре пашни за последние 25 лет прослеживается сокращение площади посевов однолетних трав в 3 раза, многолетних – в 2 раза, кормовых культур – в 3 раза. При этом производство комбинированных кормов на протяжении последних пяти лет находится на уровне 2 млн. тонн в год.

2. Дальнейшее развитие и совершенствование племенной базы молочных пород скота. Одной из основных молочных пород России является голштинизированная чёрно-пестрая как по численности – 57% так и по молочной продуктивности — 7175 кг молока за лактацию. Однако продолжительность продуктивного использования коров этой породы самая низкая и составляет от 2,2 до 2,6 лактации, при этом из стада ежегодно выбраковывается от 30 до 40 % коров. Необходимо решить проблему удлинения сроков хозяйственного использования коров и повысить воспроизводительные качества в первую очередь у высокопродуктивных голштинизированных животных.

3. Модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей должна осуществляться с полной оценкой экономических издержек при применении технологий различного масштаба, производительности, капиталоемкости, с учетом региональных и местных условий производства молока. Переход на современные технологии доения и содержания коров сам по себе не гарантирует положительных экономических результатов.

Поддержка технологической модернизации в молочном скотоводстве с 2017 года осуществляется Минсельхозом России в рамках указанной Госпрограммы, по следующим направлениям:
- субсидии по инвестиционным кредитам в рамках реализации механизма «льготного кредитования»;
- субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).
Отбор инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с приказом Минсельхоза России от 24 июля 2015 года № 318 «Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса».
За период 2015–2017 гг. было отобрано 176 инвестиционных проекта, направленных на создание и (или) модернизацию объектов в молочном скотоводстве, с общей сметной стоимостью 50,9 млрд. рублей и расчетным объемом субсидий 11,4 млрд. рублей.
В настоящее время на территории Российской Федерации субсидируется 5016 инвестиционных проектов (возмещаемая часть затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), направлены на развитие молочного скотоводства) на общую сумму кредитных средств 177,9 млрд. рублей, размер выплаченных субсидий по которым составляет 50,2 млрд. рублей.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках подготовки к мероприятию, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2017–2019 годах мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, включая мероприятия по поддержке мясного и молочного скотоводства на территории Российской Федерации;
обеспечить в 2018 году сохранение объемов государственной поддержки агропромышленного комплекса не ниже уровня государственной поддержки в 2017 году, в том числе размера субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства;
расширить меры государственной поддержки мясного и молочного скотоводства на территории Российской Федерации в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717;
рассмотреть возможность увеличения объема государственной поддержки на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (на 1 кг реализованного молока);
рассмотреть возможность увеличения компенсации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию животноводческих комплексов;
проработать вопрос об исключении предприятий молочной отрасли из перечня объектов 1 и II категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
проработать вопрос о выделении сельхозтоваропроизводителей в отдельную категорию плательщиков в рамках исполнения Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», «Об усилении административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
При подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 г № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» рассмотреть возможность дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию в 2018 году мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
обеспечить своевременное издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», прежде всего ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;
рассмотреть возможность применения адресного подхода к регионам, входящим в состав Арктической зоны Российской Федерации, при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской федерации на повышение продуктивности в молочном скотоводстве заключающегося в установлении дополнительного повышающего коэффициента к объему реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока сельскохозяйственными товаропроизводителями;
разработать и утвердить единый реестр сельскохозяйственных организаций неблагополучных и свободных от лейкоза крупного рогатого скота;
разработать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, неблагополучных по лейкозу, региональную программу по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота;
обеспечить дальнейшее развитие единой Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
разработать комплекс мер по повышению эффективности проведения племенной и селекционной работы;
рассмотреть сложившуюся ситуацию на рынке сырого молока в Российской Федерации, в части принятия мер по недопущению снижения закупочных цен на сырое молоко;
разработать меры по стимулированию потребления молока и молочной продукции через программу внутренней продовольственной помощи и развитие инфраструктуры системы социального питания.

 3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:
обеспечить дальнейшее выполнение научно-исследовательских работ по оценке отечественных и мировых генетических ресурсов мясных и молочных пород крупного рогатого скота и внести предложения по их рациональному использованию;
разработать с учетом региональной специфики зональные технологии откормочных площадок круглогодичного действия для молодняка крупного рогатого скота;
активизировать работу по совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки кадров инженерных специальностей и рабочих профессий для мясного и молочного скотоводства.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
проработать вопрос о государственной поддержке высокотехнологичных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе за счет средств Фонда развития промышленности.

5. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
в рамках компетенции усилить государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности молока и молочной продукции;
предпринять меры по пресечению производства и оборота фальсифицированных молока и молочной продукции на территории Российской Федерации.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать и утвердить региональные программы по борьбе с особо опасными болезнями животных или внести соответствующие изменения в действующие региональные программы и обеспечить их финансирование;
разработать комплекс мер, направленных на увеличение и улучшение естественных пастбищ, восстановление кормовой базы;
проработать вопрос о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых были изъяты сельскохозяйственные животные и (или) продукты животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;
принять исчерпывающие меры по внедрению электронной ветеринарной сертификации.

7. Направить настоящее решение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Комиссию Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство научных организаций, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую академию наук.