Парламентские слушания

«Обеспечение продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Обеспечение продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности», участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, определено, что продовольственная безопасность Российской Федерации (далее – продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. При этом стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией её достижения является наличие стабильно функционирующего внутреннего производства и необходимых резервов и запасов.
Вместе с тем, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти реализуют, с учетом региональных особенностей, единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации, обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что пунктом 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, установлено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет: достижения продовольственной независимости Российской Федерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции; развития племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), формирования достаточных федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховых фондов семян), развития производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов; повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий; недопущения бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их; совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека; подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Вместе с тем, не менее важно и решение вопросов обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для населения, контроля качества и безопасности продовольственных товаров, а также улучшения структуры рациона питания, особенно у малообеспеченных слоев населения, достижения уровня душевого потребления основных продовольственных товаров, соответствующего рекомендуемым рациональным нормам. В то же время, увеличение отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия также обуславливает необходимость развития и поддержки их экспорта, с учетом необходимости обеспечения указанными товарами, прежде всего, внутреннего рынка.
Российские агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы располагают достаточным потенциалом для полного обеспечения потребностей населения страны основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия и могут не только обеспечить пороговые значения, установленные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, но и превзойти их.
Правительством Российской Федерации принимаются меры, направленные на создание условий для развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Государственная программа), в том числе мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществление импортозамещения, позволили обеспечить, как в последние годы, так и в 2016 году, положительную динамику развития сельского хозяйства. При этом ключевым фактором, оказавшим влияние на развитие отечественных агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, явилось импортозамещение. Важность осуществления рационального импортозамещения отмечается в статье 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
В 2016 году рост производства продукции сельского хозяйства предварительно оценивается в пределах 3%. Урожай зерна ожидается в объеме 115 млн. тонн в весе после доработки. Производство скота и птицы на убой в живом весе по оценке составит 14,1 млн. тонн, молока ожидается на уровне 30,8 млн. тонн. Осуществляются мероприятия по социальному развитию села в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, в сфере мелиорации земель – в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 922, а также по поддержке малых форм хозяйствования на селе.
Пищевая и перерабатывающая промышленность в 2016 году также сохраняет положительную динамику развития, рост производства пищевых продуктов по оценке составит 1,5%.
За девять месяцев 2016 года сократились объемы импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за счет уменьшения импортных поставок мяса, рыбы, сыров. В то же время выросли объемы экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, прежде всего, за счет увеличения объемов экспортных поставок пшеницы и масла подсолнечного.
По прогнозу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2016 году сохранится достигнутый в предыдущие годы уровень продовольственной безопасности. Прогнозируется превышение пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, по зерну, картофелю, сахару и маслу растительному.
В целом в Российской Федерации на уровне, или с некоторым отклонением от рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, находится фактическое среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов, мяса и мясопродуктов, картофеля, сахара, масла растительного. Потребление фруктов и ягод, овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов находится ниже уровня рекомендуемых рациональных норм потребления.
В то же время, несмотря на принимаемые меры, положение дел в сельском хозяйстве остается сложным. В 2016 году сохраняются высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточная обеспеченность техникой, высокий уровень износа основных фондов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья и высокие потери при хранении.
Особую озабоченность вызывает значительная зависимость отечественного сельскохозяйственного производства от импорта племенного и посадочного материала, средств механизации и химизации. Преодолению технологической зависимости отечественного сельскохозяйственного производства и повышению качества семян и посадочного материала будет способствовать реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, разработка которой предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».
Кроме того, отмечается рост заболеваемости сельскохозяйственных животных бруцеллезом, сибирской язвой, африканской чумой свиней. Серьезной проблемой остается неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий. Продолжает оставаться низким уровень заработной платы в сельском хозяйстве.
В стране недостаточно развито производство пищевых ингредиентов – витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов и концентратов белков, пищевых добавок, ферментных препаратов, необходимых не только для производства пищевых продуктов, но также и кормов для животноводства и аквакультуры.
Серьезную озабоченность вызывает сегодня ситуация с обеспечением контроля качества пищевой продукции, поскольку действующие на неё технические регламенты ограничиваются требованиями только к одной характеристике качества – безопасности, и не содержат требований к показателям пищевой ценности, физико-химическим и органолептическим показателям. Тревогу также вызывает структура питания значительной части населения Российской Федерации, которая характеризуется избыточным потреблением жиров, в первую очередь животного происхождения, сахара, соли при одновременном недостатке ряда витаминов, макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод) и пищевых волокон из‑за недостаточного потребления овощей и бахчевых, фруктов, ягод, молочных продуктов. В зоне особого внимания должны оставаться вопросы регулирования генно-инженерной деятельности, контроля за оборотом генно-инженерно-модифицированных организмов, а также мониторинга их воздействия на человека и окружающую среду.
Необходимо осуществление комплекса мер, направленных на выявление фактов реализации продовольственных товаров с признаками фальсификации и контрафактных товаров, включая совершенствование законодательства, в том числе, о защите прав потребителей, с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований, формирование здорового типа питания населения.
Кроме того, важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности является организация рационального использования всех видов сельскохозяйственных угодий, введение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Наряду с общенациональными аспектами обеспечения продовольственной безопасности существуют региональные особенности, касающиеся ее обеспечения. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации, обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо принятие ряда решений, в том числе направленных на повышение эффективности государственной поддержки и регулирования в агропромышленном комплексе, совершенствование механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, мер, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства, в том числе упрощение порядка распределения бюджетных ассигнований, сокращение сроков их доведения до непосредственных получателей, повышение оперативности управления бюджетными средствами с учетом текущей ситуации в отрасли, консолидация субсидий, введение нового механизма государственной поддержки льготного кредитования в сельском хозяйстве. Не менее важным является создание условий для модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет проведения технического перевооружения на основе инновационных ресурсосберегающих технологий. Важное значение имеет развитие внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, как в целях улучшения питания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов, так и в целях стимулирования внутреннего спроса на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие.
Требуется дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности, формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Особая роль принадлежит обеспечению эффективного взаимодействия между профильными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевыми союзами (ассоциациями), товаропроизводителями агропромышленного комплекса, субъектами агропродовольственного рынка, научными и учебными учреждениями.
С учетом вышеизложенного участники заседания р е ш и л и:

 Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов: № 222564–6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства“ (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства); № 852446–6 „О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона „О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ (в части приведения в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития); № 1160742–6 „О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“,
№ 21184–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства);
2) уделить особое внимание проведению мониторинга правоприменительной практики следующих федеральных законов: Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации“; Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“; Федерального закона от 3 июля 2016 года № 358-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности“; Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ „О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“;
3) осуществлять на постоянной основе мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 „О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства“.

 Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) Рассмотреть возможность подготовки предложений о внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, в части, касающейся установления критериев обеспеченности овощами, фруктами, пищевой продукцией специального назначения, включая продукцию для детского питания, критериев обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для населения, а также дополнения показателей, используемых для оценки состояния продовольственной безопасности, показателями, характеризующими развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, а также подготовки — распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень показателей в сфере обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 2138-р;
2) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“, „О производстве и обороте органической продукции“, „О мелиорации земель“, „О генетических ресурсах растений для селекции сортов и гибридов сельскохозяйственных растений“, „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам виноградарства и виноделия в Российской Федерации“, „О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли), „О внесении изменений в Федеральный закон „О качестве и безопасности пищевых продуктов“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции“;
3) ускорить формирование государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Предложить Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2016 году мероприятий Государственной программы;
2) рассмотреть вопрос о корректировке параметров Государственной программы, в том числе показателей (индикаторов) Государственной программы с учетом объемов финансирования, предусмотренных федеральным бюджетом на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
3) рассмотреть при корректировке Государственной программы в части консолидации мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей вопрос о целевом финансировании мероприятий по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур; племенного животноводства и производства племенного материала; малых форм хозяйствований и сельскохозяйственной кооперации;
4) рассмотреть при реализации Государственной программы вопрос о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях в соответствии с пунктом 12 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 51 «Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям»;
5) ускорить разработку и утверждение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, а также правил льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса и субсидирования российских кредитных организаций в целях возмещения выпадающих доходов по льготным кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции;
6) организовать проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и постоянного мониторинга использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения;
7) рассмотреть ход реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р, Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, а также возможность разработки государственной программы Российской Федерации, предусматривающей развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
8) рассмотреть возможность расширения государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе посредством приоритетного предоставления земельных участков;
9) разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие внутреннего производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства;
10) принять меры, направленные на развитие конкурентоспособного отечественного производства бактериальных препаратов для сыроделия, пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных и объектов аквакультуры, а также производства современных и высокоэффективных ветеринарных препаратов, ветеринарных и фитосанитарных диагностикумов, биопестицидов, средств профилактики эпизоотий и эпифиотий, средств химической защиты растений, а также разработать единые механизмы определения качества, сертификации и маркировки аналогичной продукции, ввозимой из‑за рубежа, с целью защиты от недобросовестной конкуренции при ее поставке, реализации и использовании;
11) осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции). Разработать и принять меры по развитию торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных торговых форматах;
12) разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, включая:
возможность создания федерального фонда элитного семенного и племенного материалов;
развитие сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства.
13) рассмотреть вопрос о применении дополнительных мер для защиты внутреннего агропродовольственного рынка от недобросовестной конкуренции при импорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и поддержки экспорта продукции российского агропромышленного комплекса, прежде всего продукции высокой степени переработки;
14) рассмотреть вопрос введения защитных мер при импорте высокотехнологичных продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, таких как лизин (соответствует коду ТН ВЭД 2922410000), пептоны, белковые вещества и прочие производные (соответствуют коду ТН ВЭД 3504009000);
15) рассмотреть вопрос о ходе реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р, и плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 2028-р;
16) активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для агропромышленного комплекса;
17) рассмотреть вопрос о возможности включения в федеральную адресную инвестиционную программу строительства элеваторов для длительного хранения зерна на территориях федеральных государственных казенных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по государственным резервам.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить осуществление постоянного мониторинга состояния продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровнях;
2) подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять необходимые меры по соблюдению условий предоставления государственной поддержки из федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», при реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса;
2) обеспечить выполнение в 2016 году показателей (индикаторов) Государственной программы, установленных соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
3) принять меры по подготовке к своевременному проведению сезонных полевых работ в 2017 году, а также меры по обеспечению реализации мероприятий Государственной программы;
4) обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель из фонда перераспределения, вовлечение в оборот невостребованных земельных долей;
5) осуществить мероприятия по развитию многоформатной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли;
6) принять дополнительные меры по организации питания, отвечающего требованиям безопасности и качества, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских организациях;
7) предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения конкурсов качества.