На парламентских слушаниях отмечалось, что в последние годы уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации претерпело изменения, направленные на создание концептуально новой программы пенитенциарной деятельности.
Проводится комплекс мероприятий по решению социально-ориентированных задач, в частности, таких как гуманизация исполнения наказаний, реализация курса на декриминализацию общества, расширение альтернативных лишению свободы видов наказаний, улучшение условий содержания подследственных и осужденных.
Вместе с тем участники парламентских слушаний отметили, что в настоящее время в стране нет единой системы социальной реабилитации, а существующее нормативное правовое регулирование и сложившаяся практика социальной адаптации не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Наиболее проблематична реализация на практике права бывших осужденных на жилье, поскольку действующим законодательством порядок его предоставления специально не определен.
В связи с этим возрастает роль повышения институтов гражданского общества при ликвидации юридической безграмотности граждан, освободившихся из мест лишения свободы и защите их интересов в случаях нарушения прав и свобод.
Рекомендации
Обсудив вопрос "О совершенствовании правового регулирования социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы", участники парламентских слушаний отмечают его чрезвычайную актуальность и необходимость принятия мер по созданию условий для эффективной социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В последние годы уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации претерпело изменения, направленные на создание концептуально новой программы пенитенциарной деятельности.
Учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы последовательно проводится социально ориентированная работа по решению задач, в части гуманизации исполнения наказаний, реализации курса на декриминализацию общества, расширения альтернативных лишению свободы видов наказаний, улучшения условий содержания подследственных и осужденных.
Для привлечения общественности к решению вопросов, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы, и помощи лицам, осужденным за совершение преступлений, в обеспечении их нормальными условиями жизнедеятельности при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах созданы и успешно функционируют общественные советы.
Так, заслуживает внимания, обобщение и распространение опыта по ресоциализации осужденных, наработанного в Республиках Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Красноярском и Краснодарском краях, Архангельской, Брянской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Саратовской и Свердловской областях, оказывающего положительное влияние на снижение уровня рецидивирующей преступности.
В указанных субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты и целевые программы, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в решении проблем социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений, в части:
- вовлечения освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования (содействие в трудоустройстве);
- медицинской реабилитации (выдача медицинских полисов обязательного медицинского страхования, получение необходимой медицинской и лекарственной помощи);
- бытового устройства (содействие в оформлении документов, оплата проезда к новому месту жительства, решение жилищных проблем, восстановления социальных связей с близкими, родственниками, семьей) и др.
Вместе с тем, участники парламентских слушаний отмечают, что в настоящее время в стране нет единой системы социальной реабилитации, а существующее нормативное правовое регулирование и сложившаяся практика социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию их прав и законных интересов.
При этом особого внимания в комплексном подходе к социальной адаптации, включающей в себя спектр взаимосвязанных вопросов экономического, организационно-правового и социального характера, требующих пристального внимания исполнительной власти и безотлагательных решений, заслуживают лица пожилого возраста, женщины, особенно, имеющие детей, несовершеннолетние и инвалиды, потерявшие связь с родственниками.
Острота проблемы осложняется тем, что из-за финансового кризиса ресурсы по квотированию рабочих мест для освободившихся заключенных в регионах резко сократились, а большая часть освобожденных граждан, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, страдает тяжелыми хроническими заболеваниями и нуждаются в дорогостоящем лечении.
Наиболее проблематична реализация на практике права бывших осужденных на жилье, поскольку действующим законодательством порядок его предоставления специально не определен.
В этой связи, значительно возрастает актуальность и роль повышения активного участия институтов гражданского общества в ликвидации юридической безграмотности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, защите их интересов в случаях нарушения прав и свобод.
Принимая во внимание, что в настоящее время есть реальные перспективы для решения рассматриваемой проблемы, стабилизации и формирования эффективного института постпенитенциарной помощи, в существовании которого заинтересовано общество, участники парламентских слушаний рекомендуют:
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
1. Обеспечить контроль за выполнением постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2010 года "О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений".
2. Просить комитеты и комиссии Совета Федерации по вопросам своего ведения рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство:
· в статью 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в части постановки на временный регистрационный учет граждан, осужденных к лишению свободы, по месту отбытия ими наказания;
· в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации правом устанавливать квоту для лиц, освобожденных из мест лишения свободы и величину пособия по безработице данной категории граждан на уровне не ниже минимального размера оплаты труда;
· в статью 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части возложения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязанности поддерживать контакт с несовершеннолетними правонарушителями, направленными в воспитательные и учебно-воспитательные заведения, а также регулирования деятельности общественных воспитателей и наставников несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы;
Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества
Ускорить подготовку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Правительству Российской Федерации:
1. Принять меры по реализации поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 февраля 2009 года, данных им на выездном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в г. Вологде, посвященном вопросам состояния уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
2. Создать институт социальной адаптации осужденных и обеспечить координацию федеральных органов исполнительной власти по вопросам социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
3. Поручить Министерству юстиции Российской Федерации проанализировать и обобщить положительные примеры адаптации бывших осужденных, рекомендовав их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для практического использования.
4. Поручить Федеральной службе исполнения наказаний:
4.1. С целью подготовки к освобождению и социальной реабилитации осужденных, обеспечить дальнейшее совершенствование организационных аспектов, связанных с поиском оптимальной структуры воспитательного аппарата исправительных учреждений.
4.2. Рекомендовать региональным управлениям Федеральной службы исполнения наказаний заключить соглашение о сотрудничестве с управлениями внутренних дел, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, органами управления здравоохранения и социального развития, образования, культуры, спорта, труда и занятости, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, фондами обязательного медицинского страхования, муниципальными образованиями и уполномоченными по правам человека.
4.3. Шире использовать опыт международного пенитенциарного сотрудничества.
5. Поручить Федеральной службе по труду и занятости обеспечить содействие лицам, освобождаемых из мест лишения свободы, в их трудовом и бытовом устройстве.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Во взаимодействии с региональными общественными наблюдательными комиссиями, региональными управлениями Федеральной службы исполнения наказаний завершить работу по созданию нормативной правовой базы в части ресоциализации осужденных.
2. Рассмотреть вопросы:
- создания координационных Советов по содействию в социальной реабилитации лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и разработке дополнительных мер по их правовой защите;
- принятия программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы и содействию их социальной реабилитации;
- организации центров социальной реабилитации для бывших осужденных с целью получения ими юридической, психологической и социальной помощи, а также содействия в трудоустройстве.
3. Усилить взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными советами при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, социально ориентированными некоммерческими, молодёжными и религиозными организациями по вопросам социальной реабилитации лиц, осуждённых за совершение преступлений, в том числе шефства над несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях, а также несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы.
4. Продолжить работу по правовому просвещению граждан, используя потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, в том числе по ознакомлению с действующим законодательством лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Председатель Комиссии Б.И. ШПИГЕЛЬ