Парламентские слушания

«О приведении российского законодательства в соответствие с международными стандартами расчетов по аккредитиву»

Современное российское законодательство о расчетах посредством аккредитивов представляется неадекватным современным экономическим потребностям, так как существенно отличается от используемых в международной практике Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, в то время как последовательные редакции этих правил отражают изменения, происходящие в действующей практике проведения аккредитивных операций и, как следствие, всегда актуальны и пользуются всеобщим признанием в качестве основного инструмента регулирования отношений в связи с документарным аккредитивом.
В действующем же российском законодательстве отсутствует ряд важных понятий, правовых конструкций и принципов, полезность которых доказана мировой практикой. В отдельных случаях внутреннее российское законодательство оказывается более «бедным», более схематичным, а значит, менее удобным по сравнению с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов. Внутреннее российское законодательство не учитывает многие правовые конструкции аккредитива (трансферабельный аккредитив, резервный аккредитив); не урегулирована возможность выставления аккредитива самим банком в случае, если он является плательщиком по сделке; не разработан механизм отзыва безотзывного аккредитива, исполнение аккредитива иными, кроме платежа способами. В действующем российском законодательстве используется упрощенная структура договорных связей при расчетах аккредитивами: круг банков – субъектов аккредитивного обязательства ограничивается только банком-эмитентом, подтверждающим и исполняющим банком, то есть авизующие банки отсутствуют. Правовое положение исполняющего банка и банка-эмитента по российскому законодательству не соответствуют их международно-правовому аналогу.
Участники парламентских слушаний признали необходимым внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления расчетов в форме аккредитива, в целях приближения правил осуществления указанных расчетов к международным стандартам, создания более благоприятных условий для использования аккредитива на территории Российской Федерации и его популяризации среди участников торгового оборота.
В ходе парламентских слушаний рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся совершенствования законодательного регулирования аккредитивной формы расчетов в России, пути повышения популярности этой формы расчетов среди российских предприятий, возможности и формы сближения российской и международной практики ведения бизнеса с использованием аккредитивов.