Парламентские слушания

Парламентские слушания на тему: О реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части перезаключения договоров пользования рыболовными участками. Мониторинг финансово-экономического состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса

Рекомендации

парламентских слушаний на тему: «О реализации Федерального закона

«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части перезаключения договоров пользования рыболовными участками. Мониторинг финансово-экономического состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса»

 

Проведя в рамках парламентских слушаний с участием представителей Счетной палаты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов перезаключения договоров пользования рыболовными участками и финансово-экономического состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

С 1 сентября 2024 года реализуются положения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливающие правовой механизм долгосрочного представления права пользования рыболовным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для осуществления рыболовства, при условии надлежащего исполнения пользователем обязательств по ранее действующим договорам.

По информации Росрыболовства, право переоформления рыболовных участков в период с 2024 по 2035 год может быть использовано в отношении 9192 рыболовных участков, в том числе в отношении 2175 рыболовных участков, предоставленных для вылова (добычи) анадромных видов рыб. При этом к 1 декабря 2025 года переоформлено только около 500 участков, а срок переоформления более 50 % участков наступает в 2027–2029 годах.

В этой связи особенно важным представляется учет финансово-экономического состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса по результатам путины 2025 года.

Исходя из информации Росрыболовства к 1 декабря 2025 года добыто свыше 335 тысяч тонн дальневосточных лососей, что на 100 тысяч тонн больше, чем в 2024 году. Главным регионом добычи по‑прежнему остается Камчатка, где добыто 75% от всего улова лососевых и Хабаровский край, на который приходится 10% уловов.

Однако, несмотря на неплохие результаты путины, добыча (вылов) водных биологических ресурсов осуществлялся не равномерно и в ряде районов не удалось достичь хороших показателей. На Сахалине и Чукотке путину нельзя признать удовлетворительной.

По‑прежнему существенным фактором, влияющим на финансово-экономические состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса, остается нестабильная обстановка из‑за регулярного изменения действующей нормативной правовой базы и фискальной нагрузки.

По инициативе ФАС в рамках Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2026–2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2025 г. № 2816-р предусмотрена оценка возможности реализации пилотного проекта по продаже водных биологических ресурсов на организованных торгах, включая установление минимальных объемов и применение цифровых логистических решений.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2025 г. № 1617 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 892» предусмотрено, что участники рынка должны будут представлять на товарно-сырьевую биржу информацию о внебиржевых сделках в отношении целого ряда наименований рыбной продукции если объём сделок не менее 10 тонн. По мнению рыбацкого сообщества, это может стать первым шагом к введению обязательной продажи рыбы на бирже.

Как свидетельствует мировой опыт, рыба и рыбопродукция не могут быть биржевым товаром, она непригодна для создания биржевого классификационного стандарта. В мире не существует практики торговли на бирже рыбой и «рыбными» фьючерсами.

На сегодняшний день биржевая торговля рыбой в России предусмотрена действующим законодательством. За последние пять лет было заключено всего несколько тестовых сделок по продаже минтая через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, реальной заинтересованности в торгах не наблюдалось. Более того, по оценкам экспертов, биржа увеличит издержки к цене минимум на 2% за счет биржевых сборов, не учитывая брокерские издержки, которые могут доходить до 50% и выше.

Большинство присутствующих, включая региональных представителей власти и рыбопромышленников, выступили против введения биржевых торгов и регистрации биржевых сделок отметив, что сбор сведений и контроль за сделками рыбой и рыбной продукцией могут осуществлять только государственные органы.

Рыбаки считают, что в результате подхода к биржевой торговле рыбой и регистрации на частной бирже сделок с рыбной продукцией страна получит ещё одного посредника и избыточное звено в цепочке поставок продовольствия, и это станет дополнительным административным барьером на пути продукции к потребителю.

С учетом состоявшегося обсуждения вопросов, перезаключения договоров пользования рыболовными участками и финансово-экономического состояния предприятий рыбохозяйственного комплекса, участники парламентских слушаний рекомендуют следующее:

1. Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации рассмотреть возможность дать поручения:

1.1. Об ускорении рассмотрения и принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в неострые акты Правительства Российской Федерации» (ID-160683), уточняющего сроки внесения первого платежа при подготовке и заключении договора пользования рыболовным участком.

1.2. О дополнительной проработке вопросов сбора информации о сделках с рыбой и рыбной продукцией и формирования ценовых индикаторов для рыбного рынка, включая вопрос о подготовке изменений в действующие нормативные правовые акты, позволяющие заменить в процессе сбора информации биржи на один из государственных органов.

1.3. Об ускорении подготовки изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2021 г. № 2263-р «Об утверждении перечня видов рыбной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, производство которой допускается на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства» в части дополнения указанного перечня икрой рыб, головами рыб, языками рыб, желудками рыб и другими субпродуктами из рыбы).

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность:

проведения мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части достаточности действующих мер регулирования для обеспечения возможности перезаключения договоров пользования рыболовными участками добросовестными пользователями исходя из их финансово-экономического состояния;

внесения изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части уточнения выполнения обязательств по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в рамках перезаключения договоров пользования рыболовными участками

внесения изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части обеспечения законодательного закрепления возможности изменения конфигурации границ рыболовных участков (без изменения их общей площади) в целях обеспечения их стабильной работы в период пользования рыболовными участками;

внесения изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения законодательного закрепления возможности изменения конфигурации границ рыбоводных участков (без изменения их общей площади) в целях обеспечения их стабильной работы в период пользования рыбоводными участками;

продления на один календарный год срока переоформления договоров пользования рыболовными участками на территориях характеризующимся низкими подходами анадромных видов рыб (Сахалинская область, Чукотский автономный округ);

подготовки предложений по распространению субсидий на доставку рыбной продукцию железнодорожным транспортом на продукцию из сельди, фарш минтая и сурими;

подготовки предложений по увеличению лимитов мер государственной поддержки для предприятий, осуществляющих рыболовство и рыбоводство в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 512 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке.»

3. Федеральной антимонопольной службе России совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству:

3.1 При реализации пункта 10 Мероприятий национального плана (»дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2026 – 2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2025 г. № 2816-р обеспечить:

широкое обсуждение отраслевым сообществом целесообразности реализации пилотного проекта по продаже на организованных торгах продукции из водных биологических ресурсов в целях апробации механизма организованных торгов применительно к такому виду продукции, включающего в себя в том числе установление минимального объема товаров, реализуемых и приобретаемых на организованных торгах, применение цифровых логистических платформенных решений для доставки рыбной продукции;

представление до 15 мая 2026 года информации о ходе исполнения данного мероприятия в Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

3.2. Для дополнительной проработки вопросов сбора информации о сделках с рыбой и рыбной продукцией и формирования ценовых индикаторов для рыбного рынка подготовить информационную справку об иностранном опыте в отношении обеспечения аналогичных решений и направить ее в Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и другие заинтересованные ведомства в срок до 1 марта 2026 года.

3.3. Проработать вопрос включения в национальный план (»дорожную карту») развития конкуренции в Российской Федерации на 2026 – 2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2025 г. № 2816-р мероприятий, направленых на цифровизацию рыбохозяйственного комплекса и развитие отечественных специализированных прикладных цифровых платформ для логистических и торговых операций таких как Fishplace.ru (SaaS) с целью снижения числа посредников и увеличения потребления отечественной рыбной продукции.

4. Федеральному агентству по рыболовству:

4.1. Организовать работу подведомственных научных учреждений:

по подготовке научных рекомендаций по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в отношение анадромных видов рыб добыча (вылов) которых осуществляется на внутренних водных объектах, где расположены специализированные рыборазводные предприятия подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющие выпуск личинок и молоди этих видов водных биологических ресурсов;

по повышению качества научных прогнозов и оценок долгосрочной динамики численности анадромных видов рыб.

4.2. С участием отраслевых объединений и Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству подготовить рекомендации по изменению подходов к расчету размера индексации ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

4.3. Совместно с Министерством транспорта Российской Федерации проработать вопросы снижения административных барьеров для обслуживания рыболовецких судов и повышения эффективности работы морского рыбного порта в г. Мурманске путем усиления взаимодействия и (или) перераспределения имущественного комплекса между АО «Мурманский морской рыбный порт» и ФГБУ «Нацрыбресурс».

5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, совместно с Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти Чукотского автономного округа:

провести в первом квартале 2026 года совещание по вопросу перезаключения договоров пользования рыболовными участками предприятиями с государственным участием учредителем которых выступает Чукотский автономный округ (ООО «Чукотоптторг», АО «Чукотский лосось»).

6. Федеральному агентству по рыболовству совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов при участии Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и заинтересованных субъектов Российской Федерации, включая Ростовскую область, Республику Крым и Донецкую Народную Республику:

 провести в первом полугодии 2026 года совещание по вопросу правоприменительной практики в отношении эффективности реализации статей Водного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы представления водных объектов в пользование для целей аквакультуры (рыбоводства) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.

по результатам указанного мероприятия подготовить предложения по перечню изменений в действующие нормативные правовые акты позволяющие:

уточнить понятийный аппарат в отношении используемых в законодательстве терминов – пруд, водохранилище, обводненный карьер;

отменять решение о предоставлении водного объекта в пользование, для целей, осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров в случае если пользователем на протяжении двух или более лет не велась деятельность по выращиванию объектов товарной аквакультуры, в том числе не представлялась отчетность и не проводился выпуск объектов аквакультуры в водный объект;

обеспечивать содержание в исправном состоянии расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений;

повысить эффективность осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров