РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему
«Об актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»
Заслушав и обсудив с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научных организаций, экспертного и бизнес-сообщества подходы к актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Отечественная лесная и деревообрабатывающая промышленность долгое время ориентировалась в первую очередь на экспортные рынки, однако в 2022 году многие из них закрылись для продукции российского производства, что определило необходимость, в том числе актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия).
Президентом
Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного
комплекса (поручение от 22 марта 2023 г.
№ Пр-562) поручено Правительству Российской Федерации обеспечить актуализацию
Стратегии, обратив внимание на необходимость:
— уточнения целевых показателей, определяющих параметры развития лесной промышленности в долгосрочной перспективе (с учетом увеличения доли данного сектора экономики в валовом внутреннем продукте);
— повышения уровня обработки и переработки древесины, а также масштабирования технологических цепочек получения продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости;
— импортозамещения в сфере лесной промышленности с учетом текущих и перспективных потребностей.
Позднее в послании Президента Федеральному Собранию Правительству Российской Федерации поручено принять меры, обеспечивающие увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности в реальном выражении не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом (от 30 марта 2024 г. № Пр-616).
Кроме того, поручениями Президента Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. № Пр-1078 Правительству Российской Федерации необходимо ускорить актуализацию Стратегии, предусмотрев продление срока ее реализации до 2035 года и включение в нее мероприятий и соответствующих целевых показателей по следующим направлениям:
— стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной промышленности, в том числе продукцию с высокой добавленной стоимостью;
— развитие экспорта продукции лесной промышленности и определение перспективных направлений такого экспорта;
— технологическое развитие лесного комплекса (с определением основных направлений такого развития, включая разработку и внедрение новых технологий и материалов);
— обеспечение организаций лесного комплекса критически важным оборудованием и техникой преимущественно отечественного производства;
— расширение использования низкосортной древесины, отходов лесной промышленности и пеллет;
— формирование региональных моделей функционирования лесного комплекса, в том числе с учетом необходимости строительства или расширения производственных мощностей целлюлозно-бумажных комбинатов.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Совет по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации Федерального по результатам проведенных мероприятий направили в адрес ответственных федеральных органов исполнительной власти рекомендации, предложения о составе документов стратегического планирования отрасли.
В частности:
— увязать мероприятия Стратегии с обновленными показателями Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»;
— скорректировать раздел «Характеристика и целевое видение социально-экономических тенденций в развитии лесного комплекса в разрезе федеральных округов» в части планируемых к созданию кластеров по глубокой переработке древесины с учетом сложившегося санкционного режима;
— учесть в Стратегии необходимость развития воссоединенных субъектов;
— дополнить Стратегию сценарием развития, при котором значительную часть продукции лесного комплекса, в том числе и с высокой добавленной стоимостью необходимо будет реализовать на внутреннем рынке, предусмотрев:
• комплексное развитие деревянного домостроения,
• комплексное использование малоценной древесины и отходов производства и лесопиления, в том числе в качестве сырья для производства биотоплива,
• строительство новых и расширение, и модернизации действующих ЦБК;
• обеспечение кадрового и технологического суверенитета отрасли,
— увязать положения Стратегии со смежными стратегиями в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, энергетической, транспортной отрасли, в сфере экологической безопасности, утилизации отходов производства и потребления и др.
Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Минпромторгу России:
1.1 При доработке проекта Стратегии:
— дополнить ее разделами:
•анализа внутреннего и наиболее перспективных внешних рынков древесины и изделий из нее;
• обобщения и анализа положительного опыта развития лесного комплекса в советский период, а также международной практики на примере Китайской Народной Республики и Республики Беларусь;
• расширения экосистемных функций лесов, в том числе в части поглощения парниковых газов, развития рынка углеродных единиц;
— скорректировать:
• консервативный сценарий с учетом сложившегося санкционного режима и макроэкономической ситуации;
• раздел «Характеристика и целевое видение социально-экономических тенденций в развитии лесного комплекса в разрезе федеральных округов» в части планируемых к созданию кластеров по глубокой переработке древесины с учетом сложившегося санкционного режима;
— увязать мероприятия Стратегии с актуальными показателями Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»;
— предусмотреть разработку отдельной программы по развитию лесного машиностроения;
— учесть в Стратегии необходимость развития воссоединенных субъектов;
— дополнить Стратегию сценарием развития, при котором значительную часть продукции лесного комплекса, в том числе и с высокой добавленной стоимостью необходимо будет реализовать на внутреннем рынке, предусмотрев:
• комплексное развитие деревянного домостроения, в том числе предусмотрев возведение лесопожарных станций, контор лесничеств и иной инфраструктуры, из деревянных домокомплектов;
• комплексное использование малоценной древесины и отходов производства и лесопиления, в том числе в качестве сырья для производства биотоплива, строительство новых и расширение, и модернизацию действующих ЦБК, с учетом наличия соответствующей сырьевой базы и рынков сбыта готовой продукции;
• обеспечение кадрового и технологического суверенитета отрасли;
— увязать положения Стратегии со смежными стратегиями в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, энергетической, транспортной отрасли, в сфере экологической безопасности, утилизации отходов производства и потребления и др.;
1.2 Представить в Совет Федерации доработанный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, рекомендациями Совета Федерации проект Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2035 года.
Срок: до 22 декабря 2025 года.
2. Минприроды России, Минпромторгу России, Рослесхозу.
подготовить и представить в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию план мероприятий, направленных на поддержку лесного комплекса на трехлетний период, предусмотрев, в том числе:
— упрощенный порядок добычи лицами, использующими леса, общераспространенных полезных ископаемых, применяемых при строительстве лесных дорог;
— совершенствование лесного контроля в части расширения применения риск-ориентированного подхода;
— корректировку нормативов обязательного лесовосстановления сеянцами и (или) саженцами с закрытой корневой системой;
— возможность проведения рубок ухода на особо защитных участках лесов;
— возможность
проведения рубок ухода в перестойных лесных насаждениях
в целях их обновления;
— упрощенный порядок реализации учреждениями, подведомственными уполномоченным в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, низкосортной древесины для муниципальных нужд.
Срок: до 10 ноября 2025 года.
3. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке лесной отрасли:
рассмотреть возможность объединения функций по управлению лесной отраслью на территории субъекта Российской Федерации в едином органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
усилить контроль за качеством проводимых лицами, использующими леса, работ по лесовосстановлению, лесоразведению;
повысить качество претензионной работы в отношении лиц, ненадлежащим образом исполнивших обязательства по лесовосстановлению, лесоразведению.
Срок: до 22 декабря 2025 года.