Парламентские слушания

Парламентские слушания на тему «Об актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему

 «Об актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»

 

Заслушав и обсудив с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научных организаций, экспертного и бизнес-сообщества подходы к актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Отечественная лесная и деревообрабатывающая промышленность долгое время ориентировалась в первую очередь на экспортные рынки, однако в 2022 году многие из них закрылись для продукции российского производства, что определило необходимость, в том числе актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия).

Президентом Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса (поручение от 22 марта 2023 г.
№ Пр-562) поручено Правительству Российской Федерации обеспечить актуализацию Стратегии, обратив внимание на необходимость:

— уточнения целевых показателей, определяющих параметры развития лесной промышленности в долгосрочной перспективе (с учетом увеличения доли данного сектора экономики в валовом внутреннем продукте);

— повышения уровня обработки и переработки древесины, а также масштабирования технологических цепочек получения продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости;

— импортозамещения в сфере лесной промышленности с учетом текущих и перспективных потребностей.

Позднее в послании Президента Федеральному Собранию Правительству Российской Федерации поручено принять меры, обеспечивающие увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности в реальном выражении не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2022 годом (от 30 марта 2024 г. № Пр-616).

Кроме того, поручениями Президента Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. № Пр-1078 Правительству Российской Федерации необходимо ускорить актуализацию Стратегии, предусмотрев продление срока ее реализации до 2035 года и включение в нее мероприятий и соответствующих целевых показателей по следующим направлениям:

— стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной промышленности, в том числе продукцию с высокой добавленной стоимостью;

— развитие экспорта продукции лесной промышленности и определение перспективных направлений такого экспорта;

— технологическое развитие лесного комплекса (с определением основных направлений такого развития, включая разработку и внедрение новых технологий и материалов);

— обеспечение организаций лесного комплекса критически важным оборудованием и техникой преимущественно отечественного производства;

— расширение использования низкосортной древесины, отходов лесной промышленности и пеллет;

— формирование региональных моделей функционирования лесного комплекса, в том числе с учетом необходимости строительства или расширения производственных мощностей целлюлозно-бумажных комбинатов.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Совет по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации Федерального по результатам проведенных мероприятий направили в адрес ответственных федеральных органов исполнительной власти рекомендации, предложения о составе документов стратегического планирования отрасли.

В частности:

— увязать мероприятия Стратегии с обновленными показателями Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»;

— скорректировать раздел «Характеристика и целевое видение социально-экономических тенденций в развитии лесного комплекса в разрезе федеральных округов» в части планируемых к созданию кластеров по глубокой переработке древесины с учетом сложившегося санкционного режима;

— учесть в Стратегии необходимость развития воссоединенных субъектов;

— дополнить Стратегию сценарием развития, при котором значительную часть продукции лесного комплекса, в том числе и с высокой добавленной стоимостью необходимо будет реализовать на внутреннем рынке, предусмотрев:

• комплексное развитие деревянного домостроения,

• комплексное использование малоценной древесины и отходов производства и лесопиления, в том числе в качестве сырья для производства биотоплива,

• строительство новых и расширение, и модернизации действующих ЦБК;

• обеспечение кадрового и технологического суверенитета отрасли,

— увязать положения Стратегии со смежными стратегиями в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, энергетической, транспортной отрасли, в сфере экологической безопасности, утилизации отходов производства и потребления и др.

 

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:

 

1. Минпромторгу России:

1.1 При доработке проекта Стратегии:

— дополнить ее разделами:

•анализа внутреннего и наиболее перспективных внешних рынков древесины и изделий из нее;

• обобщения и анализа положительного опыта развития лесного комплекса в советский период, а также международной практики на примере Китайской Народной Республики и Республики Беларусь;

• расширения экосистемных функций лесов, в том числе в части поглощения парниковых газов, развития рынка углеродных единиц;

— скорректировать:

 • консервативный сценарий с учетом сложившегося санкционного режима и макроэкономической ситуации;

• раздел «Характеристика и целевое видение социально-экономических тенденций в развитии лесного комплекса в разрезе федеральных округов» в части планируемых к созданию кластеров по глубокой переработке древесины с учетом сложившегося санкционного режима;

— увязать мероприятия Стратегии с актуальными показателями Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экологическое благополучие»;

— предусмотреть разработку отдельной программы по развитию лесного машиностроения;

— учесть в Стратегии необходимость развития воссоединенных субъектов;

— дополнить Стратегию сценарием развития, при котором значительную часть продукции лесного комплекса, в том числе и с высокой добавленной стоимостью необходимо будет реализовать на внутреннем рынке, предусмотрев:

• комплексное развитие деревянного домостроения, в том числе предусмотрев возведение лесопожарных станций, контор лесничеств и иной инфраструктуры, из деревянных домокомплектов;

• комплексное использование малоценной древесины и отходов производства и лесопиления, в том числе в качестве сырья для производства биотоплива, строительство новых и расширение, и модернизацию действующих ЦБК, с учетом наличия соответствующей сырьевой базы и рынков сбыта готовой продукции;

• обеспечение кадрового и технологического суверенитета отрасли;

— увязать положения Стратегии со смежными стратегиями в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, энергетической, транспортной отрасли, в сфере экологической безопасности, утилизации отходов производства и потребления и др.;

1.2 Представить в Совет Федерации доработанный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, рекомендациями Совета Федерации проект Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2035 года.

Срок: до 22 декабря 2025 года.

 

2. Минприроды России, Минпромторгу России, Рослесхозу.

подготовить и представить в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию план мероприятий, направленных на поддержку лесного комплекса на трехлетний период, предусмотрев, в том числе:

 — упрощенный порядок добычи лицами, использующими леса, общераспространенных полезных ископаемых, применяемых при строительстве лесных дорог;

— совершенствование лесного контроля в части расширения применения риск-ориентированного подхода;

— корректировку нормативов обязательного лесовосстановления сеянцами и (или) саженцами с закрытой корневой системой;

— возможность проведения рубок ухода на особо защитных участках лесов;

— возможность проведения рубок ухода в перестойных лесных насаждениях
в целях их обновления;

— упрощенный порядок реализации учреждениями, подведомственными уполномоченным в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, низкосортной древесины для муниципальных нужд.

Срок: до 10 ноября 2025 года.

 

3. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке лесной отрасли:

рассмотреть возможность объединения функций по управлению лесной отраслью на территории субъекта Российской Федерации в едином органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

усилить контроль за качеством проводимых лицами, использующими леса, работ по лесовосстановлению, лесоразведению;

повысить качество претензионной работы в отношении лиц, ненадлежащим образом исполнивших обязательства по лесовосстановлению, лесоразведению.

Срок: до 22 декабря 2025 года.