СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
парламентские слушания на тему
«Развитие производства и обеспечение качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности:
проблемы и перспективы»
г. Москва, Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева | 19 июня 2025 года |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Заслушав и обсудив с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научных организаций, экспертного и бизнес-сообщества вопросы развития производства и обеспечения качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, участники заседания отмечают следующее.
В Российской Федерации пищевая и перерабатывающая промышленность агропромышленного комплекса (далее – АПК) является системообразующим стратегически важным сектором национальной экономики, в который входит более 30 отраслей, объединяющих около 44 тыс. специализированных производств. При этом в последние годы в пищевой промышленности отмечается устойчивый поступательный рост производства, опережающий рост промышленного производства в целом.
В Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, одним из ключевых ориентиров развития АПК указано развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций.
Наличие у потребителей гарантированного доступа к качественным и безопасным продуктам питания является важным условием обеспечения продовольственной безопасности, а пищевая и перерабатывающей промышленность вносит значительный вклад в достижение этой цели.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20, одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий является обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания каждого гражданина страны.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264–ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к основным целям аграрной политики является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и обеспечение высокого качества продовольственных товаров.
В области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для потребителей отношения также регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Базовым нормативным правовым документом в сфере технического регулирования является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
При этом обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, устанавливают технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее – технические регламенты).
Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества и является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.
Следует отметить, что в сфере качества и безопасности пищевой продукции остается ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие производства пищевой продукции. Так, не решена предусмотренная Стратегией задача по внесению изменений в технические регламенты Союза в части введения отдельных показателей качества пищевой продукции и переходу на обязательное соблюдение требований качественных показателей продукции. Не в полной мере работает система контроля безопасности и качества сырья и пищевой продукции, существуют проблемы сырьевой базы, моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, остро стоит проблема недостатка высококвалифицированных кадров. Не восстановлена интегрированная система обеспечения безопасного применения пестицидов в аграрном производстве и контроля их остаточных количеств в сырье и пищевой продукции.
На динамику роста показателей пищевой и перерабатывающей промышленности негативно влияют: ограниченность платежеспособного спроса и относительная насыщенность внутреннего рынка; нехватка сырья по отдельным направлениям; недостаточные возможности экспорта и жесткая конкуренция на внутреннем и внешних рынках; высокая стоимость заимствований; опережающая инфляция издержек пищевых производств; серьезная технологическая зависимость от зарубежных поставок машин, оборудования, тароупаковочных материалов, пищевых добавок и прочих ингредиентов; изменение потребительских предпочтений и структуры спроса, требующие изменения ассортимента производимой продукции.
Решение имеющихся проблем в сфере развития производства и обеспечения качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе путем совершенствования законодательного обеспечения, внесет значительный вклад в обеспечение качества жизни граждан Российской Федерации, позволит отечественному АПК устойчиво развиваться, демонстрировать рост экспортного потенциала, что необходимо для обеспечения должного уровня продовольственной безопасности страны.
Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в 2025 году проекты федеральных законов:
№ 883107–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ (в части пресечения обращения контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов);
№ 517404–8 О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» (в части применения стандартов организаций, в том числе технических условий при обращении продукции).
2. Правительству Российской Федерации:
принять меры по исполнению в полном объеме плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 738-р, а также проработать вопрос актуализации Стратегии и указанного плана в том числе в части повышения роли стандартизации и установления показателей качества по видам пищевой продукции;
обеспечить нормативное закрепление в технических регламентах отдельных показателей качества пищевой продукции;
продолжить работу по подготовке предложений по совершенствованию положений технических регламентов в сфере сельскохозяйственной и пищевой продукции;
обеспечить исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года от 31 июля 2024 года, предусмотрев, что под отечественной рыбной продукцией понимается рыбная продукция, изготовленная российскими рыбохозяйственными предприятиями;
проработать вопросы:
— актуализации требований технических регламентов, устанавливающих требования к пищевой продукции для детского питания, действующих государственных и межгосударственных стандартов, а также обеспечения разработки новых стандартов на указанную продукцию и ингредиенты для ее производства с целью повышения требований к качеству;
— установления обязательства по заключению контрактов по поставкам продукции животного происхождения с социальными учреждениями исключительно при условии регистрации и прозрачной работы предприятий в компонентах федеральной государственной информационной системы «ВетИС» «Цербер» и «Меркурий»;
— разработки программ обучения для работников организаций общественного питания по принятию необходимых мер в целях недопущения массовых отравлений;
— усиления ответственности за нарушение права потребителя на получение достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, режиме их работы, установленного Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей», при реализации продуктов питания и напитков посредством автоматов самообслуживания, в частности пищевой воды в розлив;
рассмотреть вопрос увеличения финансирования из федерального бюджета деятельности по разработке и актуализации межгосударственных и национальных стандартов, с учетом фактически сложившейся стоимости их разработки, предусмотрев возможность возмещения части затрат на разработку стандартов, осуществляемую коммерческими организациями за счет собственных средств;
провести работу по включению в перечни стандартов к техническим регламентам стандартов на методики, обеспечивающих контроль всех показателей, устанавливаемых техническим регламентом, а также осуществлять своевременную актуализацию указанных перечней;
продолжить работу по постоянному мониторингу безопасности и качества пищевой продукции, внедрению системы сквозного контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола потребителя», в том числе посредством маркировки средствами идентификации;
обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты в части установления ответственности пользователей государственных информационных систем в сфере сельскохозяйственной и пищевой продукции за непредставление информации или представление недостоверной информации;
подготовить предложения по:
— усилению ответственности за предоставление недостоверных данных при оформлении декларации соответствия на продукцию;
— прекращению реализации и изъятию из оборота продукции, по которой прекращено действие декларации о соответствии в связи с выявленными нарушениями;
— механизму прекращения действия декларации соответствия на сельскохозяйственную и пищевую продукцию при фиксации нарушений в соответствующих государственных информационных системах;
— ограничению на использование документов неаккредитованных испытательных лабораторий при оформлении декларации соответствия на продукцию;
— информированию о правонарушениях, выявляемых при обороте отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на официальных сайтах профильных федеральных органов исполнительной власти;
— повышению заинтересованности товаропроизводителей в финансировании разработки межгосударственных и национальных стандартов, прежде всего на методы испытаний продукции, а также привлечения к процедуре аттестации методик (методов) измерений профильных технических комитетов по стандартизации;
— развитию систем добровольной сертификации;
— популяризации и формированию потребительского спроса на продукцию с улучшенными характеристиками, органическую продукцию, специализированные и функциональные продукты питания;
— комплексу мер по стимулированию производства зерна сильной и ценной пшеницы для нужд отечественного хлебопекарного производства, включая применение ГОСТ 34702–2020 «Пшеница хлебопекарная. Технические условия» при заготовке и поставке пшеницы для выработки пшеничной хлебопекарной муки для производства хлебобулочных изделий;
провести анализ соответствия технических условий и стандартов организаций техническим регламентам в целях разработки системы контроля в данной сфере;
принять дополнительные меры, направленные на развитие отечественного производства ингредиентов для пищевой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов, пробиотических организмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, биологически активных веществ;
продолжить работу по:
— цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности и развитию системы маркировки продукции средствами идентификации;
— защите российского рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, прежде всего в части несоблюдения требований к качеству и безопасности пищевой продукции;
рассмотреть возможность расширения доступа для заинтересованных федеральных и региональных органов власти:
— в Государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации для проверки качества продукции подлежащей маркировке;
— в Федеральную государственную информационную систему «ВетИС» компоненты «Меркурий» и «Хорриот».
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки комплекса мер по развитию глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
продолжить работу:
— по созданию условий для организации отечественного производства ингредиентов для пищевой продукции, прежде всего для питания детей раннего возраста;
— по совершенствованию технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) в части установления понятия «технологическая примесь животного происхождения», установления допустимого уровня содержания в мясной продукции компонентов животного происхождения, не входящих в рецептуру такой продукции и не требующих вынесения в состав продукции, включения количественного метода определения мясного сырья в составе мясной продукции в перечень стандартов, поддерживающих требования регламента;
— внедрению на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности эффективных систем менеджмента качества и обеспечения безопасности как для человека, так и окружающей среды, на основе требований международных стандартов;
рассмотреть вопрос возможности инициирования внесения изменений в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) в части установления допустимых погрешностей пищевой и энергетической ценности пищевой рыбной продукции;
проработать вопрос целесообразности подготовки совместно с сенаторами Российской Федерации проекта федерального закона о квасе, который определит понятие «квас», а также установит нормы, регламентирующие производство и реализацию кваса.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
организовать создание серийного производства аналогов импортной техники и оборудования для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, которые в настоящее время не производится на территории Российской Федерации, в соответствии с заявками Минсельхоза России;
подготовить предложения по разработке и реализации комплекса мер по развитию производства компонентной базы, предназначенной для пищевого и перерабатывающего оборудования;
принять меры по привлечению экспериментальных заводов, научно-исследовательских институтов к разработке и производству специализированной техники и оборудования для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
провести в период осенней сессии 2025 года совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совещание по обсуждению внедрения маркировки средствами идентификации пищевой продукции (в том числе в части возможности корректировки сроков введения обязательной маркировки кондитерской продукции).
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
подготовить предложения по развитию научных разработок и исследований для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
принять меры по совершенствованию образовательных программ для специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопросы по:
— выполнению научно-исследовательских работ по расширению товарного ассортимента сельскохозяйственной и пищевой продукции;
— стимулированию производства продукции для восполнения дефицита микро- и макронутриентов в рационе по отдельным регионам, а также для различных групп населения;
— разработке новых видов продуктов повышенной пищевой и биологической ценности с использованием витаминов и других биологически активных веществ, функциональных продуктов питания с использованием биологически активных добавок иммуномодулирующего, антиоксидантного и биокоррегирующего действия, пре- и пробиотиков для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологического неблагополучия.
7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопрос полного обеспечения прежде всего отечественным холодильным оборудованием с необходимыми характеристиками всей цепи товародвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции (производство, перевозка всеми видами транспорта, хранение и реализация в оптовых и розничных организациях) на территории Российской Федерации в целях недопущения снижения показателей ее качества и безопасности.
8. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
разработать нормативные правовые акты по утверждению правил хранения, транспортировки, реализации питьевой воды в розлив;
совместно с автономной некоммерческой организацией «Российское качество» провести анализ ситуации, связанной с нарушениями при реализации отдельных видов продукции общественного питания (прежде всего шаурмы, роллов и пиццы) и по итогам принять необходимые меры реагирования, включая разработку методических рекомендаций о порядке формирования наименований сырьевого состава блюд, исходя из требований технических регламентов, действующих национальных и межгосударственных стандартов в целях недопущения введения потребителей в заблуждение;
принять меры по усилению контроля за содержанием остаточных количеств пестицидов в продуктах питания;
совместно с Минсельхозом России активизировать работу по установлению показателей максимально допустимых уровней лекарственных средств ветеринарного применения в пищевой продукции, используемых в животноводстве.
9. Федеральной службе по аккредитации:
принять меры по недопущению регистрации деклараций соответствия в качестве основания для принятия которых в информационной системе размещаются: протоколы испытаний несуществующих лабораторий; протоколы испытаний, выпущенные за несколько лет до проведения процедуры декларирования; протоколы испытаний на продукцию, не являющуюся объектом декларирования; протоколы испытаний, в которых исследование продукции проводится по узкому перечню исследований и не включает все показатели, которые установлены техническими регламентами; протоколы испытаний на один вид продукции для декларации широкого ассортимента продукции разных типов и составов; иные документы которые не имеют отношения к лабораторным исследованиям и предмету декларирования;
при декларировании соответствия пищевой продукции обязательно использовать данные о применяемых пестицидах из ФГИС «Сатурн»;
обеспечить контроль за лабораториями, выдающими протоколы для декларирования соответствия, а также прослеживаемость протоколов испытаний;
проработать вопросы о необходимости совершенствования системы декларирования соответствия в части:
внесения изменений в технические регламенты, в частности «О безопасности пищевой продукции», по недопущению проведения лабораторных испытаний сельхозпродукции (и пищевой продукции) в неаккредитованных лабораториях;
в части пересмотра подходов к срокам декларирования соответствия сельскохозяйственной продукции (до 1 года против действующих до 5 лет);
создать индикатор риска «декларация соответствия на продукцию, выданная с использованием протокола неаккредитованной в Росаккредитации лаборатории или с нарушениями».
10. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:
рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в действующий ГОСТ-31494–2012 «Квасы. Общие технические условия» или о разработке новых стандартов, устанавливающих требования к производству квасных напитков и традиционного кваса двойного брожения;
по итогам первого полугодия 2026 года информировать Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию о ходе выполнения Плана стандартизации Союзного государства в сфере детского питания на 2025–2028 годы, подписанного между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в рамках XII Форума регионов России и Беларуси в городе Нижний Новгород 26 июня 2025 года;
рассмотреть возможность ускорения внесения изменений в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) в части видовой дифференциации пищевой рыбной продукции, в соответствии с пунктом 3.2 Плана мероприятий («дорожной карты») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года от 31 июля 2024года.
11. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мероприятий по поддержке развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в целях увеличения объемов производства продукции для внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала, включая совершенствование нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации;
провести работу с руководителями предприятий агропромышленного комплекса региона, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота продовольственного сырья и пищевой продукции животного происхождения, в части:
— усиления контроля за работой уполномоченных лиц при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в компоненте ФГИС «ВетИС» «Меркурий»;
— обеспечения выполнение требований ветеринарного законодательства и технических регламентов о безопасности пищевой продукции животного происхождения;
— осуществления регулярного контроля качества входного сырья и выпускаемой продукции;
— организации периодического обучения, повышение квалификации персонала, работающего в государственных информационных системах;
рекомендовать заказчикам по государственным и муниципальным контрактам при заключении контрактов на поставку питания организовать работу по анализу деятельности хозяйствующего субъекта в компонентах федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее – ФГИС «ВетИС») «Меркурий», «Веста», «Цербер» и не допускать к участию в поставках в социальные учреждения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих нарушения прослеживаемости пищевой продукции и участвовавших в обращении фальсифицированных и контрафактных товаров, а также исключить возможность поступления в социальные учреждения партий подконтрольных товаров, по которым в компоненте ФГИС «ВетИС» «Меркурий» нет исчерпывающих данных об их прослеживаемости на основе ветеринарной сертификации;
принять меры по развитию производства и реализации органической продукции и продукции с улучшенными характеристиками, в том числе в рамках государственных закупок;
проводить регулярный мониторинг исполнения производителями пищевой продукции обязательных требований по ее маркировке средствами идентификации, установленными Правительством Российской Федерации.