Парламентские слушания

«Лучшие региональные практики в сфере защиты прав потребителей»

Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности организовал и провел парламентские слушания по теме «Лучшие региональные практики в сфере защиты прав потребителей».

Открывая мероприятие, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
отметил роль региональных властей в защите прав потребителей. «Они обеспечивают тесное взаимодействие с населением, выявляют и оперативно решают возникающие проблемы», – заявил он.

В мероприятии участвовали сенаторы РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, 70 субъектов Федерации, руководители предприятий, общественных объединений, некоммерческих организаций по защите прав потребителей.

(Подробнее)

Рекомендации

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «парламентские слушания» на тему: «Лучшие региональные практики в сфере защиты прав потребителей».

Участники парламентских слушаний: сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторг России, Минсельхоз России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители отраслевого, профессионального и экспертного сообществ, общественных объединений – заслушав и обсудив доклады, отмечают следующее.

Региональные, муниципальные и общественные институты (органы, организации) выполняют в национальной системе защиты прав потребителей исключительно важные функции, поскольку, тесно взаимодействуя с населением и бизнесом, имеют детальное и рельефное представление об актуальных проблемах и способны оказывать наиболее оперативную и адресную помощь. При этом первые играют ведущую роль, предопределяя интенсивность и эффективность защиты на нижестоящих уровнях.

Ключевое значение имеют региональные программы и подпрограммы по защите прав потребителей. В 2024 году реализацией таких программ занимались 50 субъектов Российской Федерации, подпрограмм – 19. В то же время в 53 регионах действовали программы по повышению финансовой грамотности, в 28 – соответствующие подпрограммы.

Во исполнение поручения президента Российской Федерации в 76 регионах при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа) действуют координационно-совещательные органы (с участием заинтересованных органов власти, общественных объединений, бизнес-сообществ), образованные в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей.

Принявшие участие в парламентских слушаниях представители субъектов Российской Федерации поделились информацией о передовых практиках в своих регионах.

Так, в Республике Башкортостан созданы профильные государственные учреждения, уполномоченные проводить регулярные исследования качества и безопасности пищевой продукции на региональном рынке, оценивать уровень организации питания в учреждениях социальной сферы.

В Ульяновской области осуществляется рейтингование муниципальных образований по уровню защищенности потребителей. Вместе с тем организовано обучение специалистов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей. Бесплатную юридическую помощь потребителям оказывает также региональное государственное юридическое бюро.

В Ростовской области открыты общественные приемные для оказания населению бесплатной квалифицированной юридической помощи, организовано кадровое обеспечение системы защиты прав потребителей, осуществляется региональный мониторинг качества и безопасности товаров, работ и услуг.

Во многих регионах функционируют справочные и аналитические Интернет-порталы, проводятся различные просветительские мероприятия (лекции, семинары, тренинги, олимпиады, консультации, конференции и др.) в области защиты прав потребителей.

Повсеместно увеличиваются масштабы практики использования территориальными (в регионах и муниципалитетах) органами Роспотребнадзора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), с целью профилактики нарушений на потребительском рынке. В настоящее время средствами идентификации маркируются 27 товарных групп. Еще 5 планируется охватить до конца 2025 года, что позволит заметно расширить сферу применения данной системы.

Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край и Хабаровский край участвуют в эксперименте по использованию возможностей ГИС МТ в целях противодействия поступлению небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы.

В 64 субъектах Российской Федерации медицинские организации включились в формирование системы менеджмента качества на основе разработанных ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора практических рекомендаций и стандартов. В 15 регионах действуют Центры компетенций по вопросам управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.

В порядке содействия уполномоченным в области защиты прав потребителей органам власти (на всех уровнях) общественная организация «Общественная потребительская инициатива» разработала и представила методики и технологии, способствующие оперативному (в автоматическом режиме) обнаружению нелегальных практик и рисков в различных сегментах потребительского рынка, включая розничную торговлю и оказание услуг (агрегатор информации о нарушениях и рисках «ЛУЧ»).

Вместе с тем отмечен ряд проблем, характерных для всех регионов: реализация на маркетплейсах (агрегаторах информации о товарах, работах, услугах) населению некачественной и небезопасной продукции; наличие на потребительском рынке вещей (одежды, обуви и др.), изготовленных из синтетических материалов, при этом обозначенных как натуральные («экокожа», «веганкожа» и т. п.); низкий процент (1%) местных администраций, в которых функционируют специальные подразделения (отделы) по защите прав потребителей.

Выражена обеспокоенность по поводу возможной утраты органами местного самоуправления правомочий осуществлять мероприятия по защите прав потребителей в случае вступления в силу (в неизменном виде) вновь принятого Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», не предусматривающего, в отличие от ныне действующего закона, подобных правомочий у таких органов.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность установления в Федеральном законе от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» права органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по защите прав потребителей;

2) рассмотреть возможность введения временного (действующего до внесения и вступления в силу изменений в ТР ТС 017/2011) запрета на использование слов «экокожа», «экомех», «веганкожа» и подобных в рекламе и при продаже продукции легкой промышленности (одежды, обуви) из синтетических материалов.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1) продолжить организацию периодических совещаний с участниками торгового оборота и заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях обсуждения вопросов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации;

2) продолжить проведение анализа эффективности влияния цифровой маркировки на защиту прав потребителей в различных сферах экономической деятельности и субъектах Российской Федерации.

3. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов) субъектов Российской Федерации:

1) содействовать формированию координационно-совещательных органов с участием представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных учреждений Банка России, региональных и местных общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей;

2) обеспечить разработку и реализацию, в том числе финансирование, региональных программ (подпрограмм) по защите прав потребителей и повышению финансовой грамотности, включая мероприятия по освоению навыков обнаружения признаков кибермошенничества;

3) обеспечить функционирование региональных информационных порталов и регулярное проведение региональных просветительских мероприятий в области защиты прав потребителей, в том числе осведомляющих о пользе мобильного приложения «Честный ЗНАК»;

4) содействовать формированию государственных юридических бюро и (или) общественных приемных, оказывающих бесплатную юридическую помощь в том числе по вопросам защиты прав потребителей;

5) содействовать формированию отделов по защите прав потребителей в местных администрациях (исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований);

6) содействовать организации обучения муниципальных и общественных специалистов в области защиты прав потребителей (прежде всего, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

7) содействовать разработке и реализации региональных программ (подпрограмм) мониторинга качества и безопасности продукции, предполагающих вовлечение Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и предусматривающих проведение на регулярной основе лабораторных исследований пищевых продуктов, представленных на региональном потребительском рынке (в том числе поставляемых по государственным и муниципальным контрактам), с последующим направлением результатов исследований территориальным органам Роспотребнадзора и Россельхознадзора (для принятия решения в рамках их компетенции), а также государственным, муниципальным и частным учреждениям социальной сферы, иным заинтересованным органам и организациям;

8) способствовать участию учреждений социальной сферы субъекта Российской Федерации в проведении эксперимента по использованию возможностей ГИС МТ в целях противодействия поступлению небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы;

9) способствовать применению практических рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

10) совместно с ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора содействовать формированию Центров компетенций по вопросам управления качеством и безопасностью медицинской деятельности и обеспечить взаимодействие с частными медицинскими организациями в целях внедрения системы менеджмента качества.

4. Комиссиям по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации разработать и реализовывать меры, препятствующие продаже населению товаров (работ, услуг) с нарушением обязательных требований, прежде всего, по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность без получения лицензии на определенный вид деятельности или уведомления о начале осуществления деятельности (если такая деятельность требует лицензирования или уведомления), а также без регистрации в качестве участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (в том числе, с использованием агрегатора информации о нарушениях и рисках «ЛУЧ»).

5. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору) и оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), организовать постоянное информационное взаимодействие в целях доведения до потребителей в регионах через приложение «Честный ЗНАК» информации о содержании в пищевой продукции критически значимых пищевых веществ, получаемой на основании исследований, проводимых Роспотребнадзором и подведомственными ему учреждениями и организациями.

6. Исполнительным органам Ростовской области (Правительству Ростовской области, Министерству здравоохранения Ростовской области, Департаменту потребительского рынка Ростовской области) совместно с общественной организацией «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) и Ростовской региональной общественной организацией по защите прав потребителей «Потребитель и Законъ» организовать проведение пилотного проекта по внедрению и применению системы публичной оценки добросовестности частных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, с использованием разработанной ОПИ методики публичной оценки и агрегатора информации о нарушениях и рисках «ЛУЧ».

7. Маркетплейсам и другим агрегаторам информации о товарах, работах, услугах:

1) способствовать соблюдению прав потребителей, в том числе не допускать размещения на своих площадках предложений хозяйствующих субъектов, не соответствующих базовым критериям добросовестности, таким как наличие лицензии на определенный вид деятельность или уведомления о начале осуществления деятельности (если такая деятельность требует уведомления или лицензирования), а также наличие в ГИС МТ и других государственных информационных системах сведений о регистрации в качестве участника оборота соответствующих товаров;

2) содействовать разработке образовательных программ и организации обучения своих контрагентов (продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, исполнителей) на предмет разъяснения основных положений законодательства в области защиты прав потребителей, а также требований в области качества и безопасности товаров и услуг (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).