Рекомендации парламентских слушаний на тему «Актуальные вопросы здорового питания детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Законодательное регулирование»
Заслушав и обсудив доклады экспертов в области диетологии, нутрициологии и пищевой индустрии, представителей федеральных органов исполнительной власти, выступления руководителей производственных компаний и общественных объединений, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.
Современной педиатрической
нутрициологией установлена программирующая роль питания ребенка первого года
жизни для его гармоничного физиологического и интеллектуального развития,
устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды. При
этом в первый год жизни ребенка исключительное значение имеет грудное
вскармливание. Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики,
количество детей на грудном вскармливании
в возрасте от 3 до 6 месяцев в Российской Федерации в течение последних
5 лет остается на уровне 45 процентов,
а детей в возрасте от 6 месяцев
до 1 года – на уровне 40 процентов.
В случае невозможности грудного вскармливания или отказа от него основным питанием для детей раннего возраста становятся максимально приближенные к составу грудного молока адаптированные или частично адаптированные молочные смеси (заменители грудного молока). Ассортимент как начальных, так и последующих заменителей грудного молока должен учитывать индивидуальные физиологические потребности детей в зависимости от возраста и особенностей их здоровья.
Обеспечение полноценным питанием
беременных женщин, кормящих матерей, а также детей раннего возраста, по заключению врачей,
в том числе через специальные пункты питания и организации торговли,
гарантировано в соответствии с частью 3 статьи 52
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» законодательством субъектов Российской Федерации.
Соответствующие нормативные
правовые акты приняты
в 67 субъектах Российской Федерации. Между тем они существенно различаются
как по составу получателей мер социальной поддержки,
так и по видам предоставляемых мер. Так, например, в Вологодской области
беременные женщины, кормящие матери до исполнения ребенку 1 года
и дети, находящиеся на искусственном или смешанном вскармливании,
обеспечиваются полноценным питанием при наличии заключения врача бесплатно в уполномоченных аптечных пунктах. Во Владимирской области реализуется
предоставление ежемесячной денежной компенсации беременным женщинам, кормящим
матерям и детям раннего возраста.
Учитывая приоритет охраны
здоровья детей, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» закрепляет полномочия федеральных органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по разработке
и реализации программ, направленных в том числе на профилактику и лечение
заболеваний, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу
жизни, а также полномочия по принятию соответствующих мер
по организации обеспечения детей специализированными продуктами лечебного
питания (часть 4
статьи 7
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
На улучшение качества питания направлены федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», технические регламенты, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, а также документы национальной системы стандартизации.
На повышение компетенции врачей-педиатров и врачей-диетологов, специалистов в области организации детского питания и работников индустрии детского питания направлены программы дополнительного профессионального образования «Актуальные вопросы питания здорового и больного ребенка», «Законы науки о питании», реализуемые за счет средств федерального бюджета на базе созданного в федеральном государственном бюджетном учреждении науки Федеральном исследовательском центре питания, биотехнологии и безопасности пищи образовательного кластера «Здоровое питание» с применением дистанционных образовательных технологий.
Участники парламентских слушаний
отмечают, что в связи
с санкционным давлением на Российскую Федерацию со стороны недружественных
государств высокую социальную значимость приобретает развитие отечественного
рынка сырья для производства пищевой продукции, предназначенной для питания
детей раннего возраста, особенно
ингредиентов и компонентов, используемых при производстве заменителей грудного
молока. За 2023 год объемы производства заменителей грудного молока, по данным компаний-производителей, составили 34,2 тысячи тонн, что почти на 15 процентов
превышает уровень 2022 года (29,8 тысячи тонн).
Основными производителями пищевой
продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста, являются
закрытое акционерное общество «Инфаприм», общество с ограниченной
ответственностью «Фармалакт», акционерное общество «Детское
питание „Истра-Нутриция“ и общество с ограниченной ответственностью
„Нестле Россия“. Производство осуществляется как путем жидкого
смешивания (полный цикл), так и
с использованием импортируемой молочной основы (сухое смешивание).
В Российской Федерации
реализуются меры государственной поддержки производителей пищевой продукции,
предназначенной для питания детей раннего возраста, в числе которых: льготные
краткосрочные кредиты сроком до одного года на приобретение сырья для
производства такой продукции; льготные инвестиционные кредиты на цели строительства,
реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов (цехов) по производству пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего
возраста, и ее ингредиентов, включая приобретение техники, оборудования и средств автоматизации; возмещение части прямых понесенных затрат для
предприятий по производству заменителей грудного молока и их ингредиентов и компонентов; возмещение части затрат
на поддержку переработки сырого молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию, предназначенную для питания детей раннего
возраста. Кроме того, осуществляется льготный лизинг, предусматривающий
возможность приобретения широкого перечня оборудования для производства пищевой
продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста.
Вместе с тем доля российских
продуктов на рынке заменителей грудного молока составляет лишь 6 процентов, что не способствует достижению целей, обозначенных в Стратегии комплексной
безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358,
в части повышения доступности, качества и безопасности пищевой продукции,
предназначенной для питания детей раннего возраста,
и увеличения числа детей, обеспеченных здоровым питанием.
Принимая во внимание изложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность:
включения в разрабатываемый
федеральный регистр лиц
с отдельными заболеваниями и (или) состояниями в составе Единой государственной
информационной системы в сфере здравоохранения сведений о детях раннего
возраста с указанием вида их вскармливания,
а также о назначении им в соответствии с клиническими рекомендациями
специализированных продуктов лечебного питания и об обеспечении их такими
продуктами;
унификации в субъектах Российской
Федерации подходов
к организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих
матерей, а также детей раннего возраста, по заключению врачей, с учетом лучших
региональных практик;
включения в федеральный проект «Охрана материнства и детства» национального проекта «Семья» мероприятий, направленных на обеспечение детей раннего возраста полноценным питанием;
включения в разрабатываемый
национальный проект «Биоэкономика» мероприятий по развитию
отечественного производства витаминов, минеральных веществ, гидролизатов белка,
аминокислот, пребиотиков
и других ингредиентов и компонентов, необходимых для производства
продовольственных товаров, в том числе пищевой продукции, предназначенной для
питания детей раннего возраста,
и специализированных продуктов лечебного питания;
разработки программы, направленной на обеспечение качества питания детей раннего возраста, включающей в том числе мероприятия по пропаганде ценности грудного вскармливания, развитию полного цикла отечественного производства заменителей грудного молока и их ингредиентов и компонентов, а также по развитию производства молочной и другой пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста, с пониженной аллергенностью;
установления предельных размеров
оптовых и розничных надбавок
к фактическим отпускным ценам производителей на заменители грудного молока по аналогии с ограничениями, применяемыми для лекарственных препаратов, включенных
в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р;
2) проанализировать целесообразность введения дополнительных видов государственного контроля (надзора) в сфере оборота пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений
в Методические рекомендации по актуализации региональных программ по повышению
рождаемости, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 31 июля 2024 года № 387, в части расширения
перечня мероприятий, подлежащих софинансированию из федерального бюджета в рамках реализации региональных программ по повышению рождаемости, мероприятиями
по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей раннего возраста,
по заключению врачей.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова» рассмотреть вопрос о включении в перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2023 года № 3551-р, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых при заболеваниях (состояниях), связанных с недостаточностью биотинидазы, синдромом дефицита Glut1, дефицитом тимидинкиназы 2.
4. Министерству
здравоохранения Российской Федерации совместно с общероссийской общественной
организацией «Союз педиатров России»
и Научно-практическим центром по пропаганде, поощрению и поддержке грудного вскармливания
Федерального научно-исследовательского института медицинских проблем
формирования здоровья Министерства здравоохранения Российской Федерации
подготовить методические рекомендации для руководителей органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения по формированию
приверженности здоровому питанию и поддержке грудного вскармливания.
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
1) проанализировать рынок производства упаковки детского питания и потребности в этой продукции отечественных производителей пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста;
2) проанализировать при участии
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации потребности отечественных
производителей пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего
возраста, в специализированном оборудовании для ее производства, а также в случае необходимости выработать стимулирующие меры государственной поддержки
разработки, производства и реализации такого оборудования
в Российской Федерации.
6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выработать дополнительные стимулирующие меры государственной поддержки производителей пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста, в том числе меры по использованию ингредиентов и компонентов заменителей грудного молока, произведенных на территории Российской Федерации.
7. Федеральной антимонопольной службе
совместно
с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством
экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службой провести
комплексный анализ структуры себестоимости, формирования отпускной цены
производителями
и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки пищевой продукции,
предназначенной для питания детей раннего возраста,
а также розничных цен на такую продукцию в торговых сетях.
8. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность организации
курсов повышения квалификации по вопросам полноценного питания и лечебного
питания
на базе федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального
исследовательского центра питания, биотехнологии
и безопасности пищи.
9. Федеральному агентству по техническому регулированию
и метрологии совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением
науки Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи:
1) продолжить работу по совершенствованию национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов
в области пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего
возраста;
2) рассмотреть возможность
создания технического комитета
по стандартизации в сфере детского питания.
10. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) предусмотреть в рамках
региональных программ по повышению рождаемости организацию обеспечения
полноценным питанием,
в том числе специализированными продуктами лечебного питания, беременных
женщин, кормящих матерей, а также детей раннего возраста,
по заключению врачей;
2) рассмотреть возможность использования электронных сертификатов для самостоятельного приобретения гражданами товаров, включая пищевую продукцию, предназначенную для питания детей раннего возраста, работ, услуг, предусмотренных в качестве мер социальной поддержки, в рамках государственной информационной системы электронных сертификатов, оператором которой является Федеральное казначейство;
3) оказывать содействие организациям, реализующим производство пищевой продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста;
4) способствовать распространению социальной рекламы, направленной на повышение ценности грудного вскармливания.
11. Принять к сведению
информацию статс-секретаря – заместителя Министра сельского хозяйства
Российской Федерации М.И. Увайдова
о готовности проанализировать потребность рынка пищевой продукции,
предназначенной для питания детей раннего возраста, в целях обеспечения выпуска
такой продукции.
12. Заместителю Председателя
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.Ю. Святенко,
Комитету Совета Федерации по социальной политике подготовить обращение к высшим
должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации о предоставлении ими информации об обеспечении в соответствующих субъектах Российской Федерации отдельных
категорий граждан, включая детей раннего возраста, полноценным питанием и специализированными продуктами лечебного питания и направить в субъекты
Российской Федерации информацию
о лучших практиках по обеспечению полноценным питанием беременных женщин,
кормящих матерей и детей раннего возраста.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И.
МАТВИЕНКО