Парламентские слушания

«Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: программный подход и законодательное обеспечение»

РЕКОМЕНДАЦИИ

по итогам парламентских слушаний на тему «Сохранение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: программный подход и законодательное обеспечение»


город Москва
9 декабря 2024 года


Участники парламентских слушаний – сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов государственной власти, экспертного сообщества, обсудив вопросы сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), отмечают следующее.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года обратил внимание на важность сохранения историко-культурного наследия нашей страны.

В Перечне поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 30 марта 2024 года № Пр-616 (далее – Перечень поручений) были поставлены задачи: провести анализ законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия, обеспечить при необходимости внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на устранение избыточных требований к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и их вовлечению в хозяйственный оборот; обеспечить разработку, утверждение и реализацию программы сохранения объектов культурного наследия на период до 2045 года; предусмотреть дополнительные меры поддержки физических и юридических лиц, принимающих участие
в реализации этой программы, в том числе механизм сопровождения инвесторов, участвующих в мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, на всех этапах осуществления мероприятий.

В настоящее время в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр) зарегистрировано более 156 тыс. объектов культурного наследия, из них около 56 тыс. объектов археологического наследия.

По информации региональных органов охраны объектов культурного наследия, почти 18 процентов указанного количества объектов культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии.

К наиболее острым вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия относятся проблемы, связанные с физически утраченными памятниками истории и культуры. Опрос региональных органов охраны объектов культурного наследия, проведенный Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, показал, что более 3 тыс. объектов культурного наследия, включенных в Реестр, физически утрачены.

Требуют принятия дополнительных решений случаи необоснованного включения в Реестр объектов культурного наследия, не представляющих историко-культурной ценности. По информации Министерства культуры Российской Федерации, в настоящее время необоснованно поставлены на государственную охрану или включены в Реестр более 3 тыс. объектов культурного наследия, из них 2074 – объекты культурного наследия регионального значения, 997 – объекты культурного наследия федерального значения (в том числе 839 объектов археологического наследия).

По информации Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), в собственности Российской Федерации находятся более 13 тыс. объектов культурного наследия,
из которых почти 8 тыс. не имеют правообладателя и относятся к имуществу государственной казны Российской Федерации. Управление этими объектами осуществляет Росимущество.

К настоящему времени передано в пользование 5625 объектов казны. В государственной казне Российской Федерации остается 2166 объектов культурного наследия, вовлечение которых в оборот маловероятно.

В рамках инвентаризации, проведенной Росимуществом, выявлено 1818 объектов культурного наследия, нуждающихся в реставрационных работах. Из них 1620 объектов культурного наследия относятся к имуществу государственной казны Российской Федерации.

В целях исполнения пункта 14 Перечня поручений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен ряд законопроектов, направленных на устранение избыточных требований к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и их вовлечению в хозяйственный оборот:

№ 680178–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (в части упрощения порядка содержания
и использования объектов культурного наследия);

№ 681423–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (в части упрощения порядка определения наличия объектов археологического наследия на территориях, подлежащих хозяйственному освоению);

№ 728319–8 «О внесении изменений в статьи 33 и 45 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (в части исключения из полномочий органов охраны объектов культурного наследия выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия);

№ 735387–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (о регенерации историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия).

Федеральным законом от 30 ноября 2024 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается в целях сохранения и восстановления объектов культурного наследия возможность передавать в концессию объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

Во исполнение Перечня поручений Министерством культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее –
АО «ДОМ.РФ») разработан механизм привлечения внебюджетных источников финансирования на приведение объектов культурного наследия в удовлетворительное состояние, предусматривающий:

программу льготного кредитования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, реализуемую АО «ДОМ.РФ» за счет субсидии из федерального бюджета и направленную на возмещение кредитным организациям недополученных доходов по льготным кредитам, выданным российским юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;

формирование единого лота, включающего объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии и компенсационный объект недвижимости.

В пилотный проект АО «ДОМ.РФ» по отработке указанного механизма входят восемь субъектов Российской Федерации: Забайкальский край, Нижегородская область, Новгородская область, Рязанская область, Самарская область, Смоленская область, Тверская область и Ярославская область.

В целях привлечения внебюджетных инвестиций для финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия и мониторинга восстановления объектов культурного наследия АО «ДОМ.РФ» создает цифровую платформу, на базе которой консолидируется вся информация
об объектах культурного наследия, а также обеспечивается сопровождение инвесторов посредством цифровых сервисов.

С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений участники парламентских слушаний решили:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов:

№ 680178–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“;

№ 681423–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“;

№ 728319–8 «О внесении изменений в статьи 33 и 45 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“;

№ 735387–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проекта федерального закона, позволяющего обеспечить реализацию механизма с компенсационным объектом недвижимости (в частности, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий» и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);

проекта федерального закона, предусматривающего внесение
в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений, закрепляющих статус единой информационной системы жилищного строительства как информационного ресурса, предназначенного в том числе для размещения сведений об объектах культурного наследия;

2) распространить программу льготного кредитования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, на все объекты культурного наследия вне зависимости от формы собственности и предусмотреть бюджетные ассигнования на ее реализацию в объеме, обеспечивающем для заемщика минимальное значение ставки по кредиту;

3) проработать возможность расширения способов продажи объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии,
если конкурс по их продаже не состоялся (в случаях сдачи таких объектов
в аренду – при несостоявшемся аукционе);

4) предусмотреть при разработке государственной программы Российской Федерации сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации до 2045 года включение в нее объектов культурного наследия, находящихся в составе имущества государственной казны Российской Федерации и требующих проведения реставрационных работ;

5) ускорить во взаимодействии с представителями религиозных организаций традиционных конфессий разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего:

упрощенный порядок проведения консервационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии;

установление полномочий федеральных органов исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия по разработке и утверждению особой формы охранных обязательств для религиозных организаций, имеющих в собственности (пользовании) объекты культурного наследия религиозного назначения;

установление полномочий органов местного самоуправления по составлению и опубликованию во взаимодействии с религиозными организациями реестров объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

6) разработать проект концепции сохранения и развития реставрационной отрасли в Российской Федерации;

7) обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением об учреждении почетного звания «Заслуженный реставратор Российской Федерации».


 

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о необходимости разработки проекта федерального закона о внесении в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изменений в части:

признания утратившим силу пункта 10 статьи 20 указанного Федерального закона, ограничивающего опубликование отдельных сведений об объектах археологического наследия в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

упрощения процедуры изменения предмета охраны объекта культурного наследия, наделения исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, полномочиями по изменению предмета охраны;

2) проработать вопросы:

о создании для субъектов Российской Федерации алгоритма принятия решений по исключению из Реестра необоснованно включенных в него объектов с соответствующей научно-экспертной аргументацией;

о совершенствовании процедуры аттестации специалистов-реставраторов, а также о наделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, правом отзывать свидетельство об аттестации специалиста-реставратора
в случае некачественного проведения работ;

о разработке и введении в эксплуатацию единого электронного архива научно-проектной и исполнительной документации по объектам культурного наследия;

о создании единого цифрового документа, учитывающего все ограничения, связанные с правилами землепользования и застройки применительно к зонам с особыми условиями использования территорий,
в том числе к зонам охраны объектов культурного наследия, исторических поселений, достопримечательных мест;

3) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части обязательности включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах исторических поселений и достопримечательных мест с целью их отображения в схемах территориального планирования и градостроительного зонирования;

4) внести изменения в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20 марта 2024 года № 509 «Об утверждении перечня и упрощенного порядка проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия
(за исключением зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны», дополнив соответствующие перечень и упрощенный порядок работами по благоустройству в границах территорий, зон охраны и на прилегающих земельных участках таких объектов культурного наследия;

5) организовать проведение на периодической основе семинаров для сотрудников исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также для специалистов в области сохранения объектов культурного наследия, экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы с участием представителей правоохранительных органов (при необходимости) об актуальных вопросах сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия;

6) продолжить работу по реализации рекомендаций, содержащихся
в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятых в том числе по итогам проведения Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в части содействия осуществлению мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений
в механизм государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры в форме льготного кредитования, предусматривающих снижение требований к количеству номеров и площади объектов для финансирования объектов культурного наследия в целях последующего их приспособления в качестве коллективного средства размещения или иных объектов туристской индустрии.

5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации проработать вопрос о возможности увеличения минимального размера квоты приема граждан на обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Реставрация» и среднего профессионального образования по профессии «Реставратор» в рамках общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

6. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, касающиеся направления подготовки (специальности) «Строительство», изменения в части включения в характеристики профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, возможности осуществления ими реставрационной деятельности.

7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в которых расположены учреждения культуры и образования.

8. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос об упрощении порядка проведения работ по сохранению и приспособлению для проживания или вовлечения в хозяйственный оборот помещений, которые расположены в многоквартирных домах (в том числе на первых этажах), являющихся объектами культурного наследия, и которые не входят в предмет охраны такого объекта культурного наследия;

2) проработать вопрос о возможности устранения избыточных требований к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия с учетом находящихся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, указанных в пункте 1 настоящих рекомендаций, и при необходимости подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия касающиеся:

упрощения порядка проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, не требующих получения разрешительных документов;

разделения проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на научно-проектную и рабочую документацию в целях обязательности проведения государственной историко-культурной экспертизы только в отношении научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

отмены выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и перехода на уведомительный порядок проведения работ по их сохранению;

3) продолжить реализацию мероприятий по актуализации сметно-нормативной базы по сохранению объектов культурного наследия;

4) разработать нормативную документацию для определения стоимости услуг на проведение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

5) проработать вопрос об упрощении процедуры перепланировки помещения в случае, если объект культурного наследия является многоквартирным жилым домом.

9. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации при участии АО «ДОМ.РФ» проработать вопрос
о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года
№ 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части формирования механизма привлечения средств участников долевого строительства при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия и их приспособлению для проживания.

10. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере государственной охраны объектов культурного наследия:

1) организовать проведение инвентаризации объектов культурного наследия с указанием их технического состояния и составить долгосрочные планы по их сохранению;

2) актуализировать к концу 2025 года сведения Реестра;

3) завершить в 2030 году разработку и утверждение предметов охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам;

4) проанализировать уровень кадрового обеспечения сферы государственной охраны объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации.

11. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с профильными государственными и общественными организациями, экспертами в сфере сохранения объектов культурного наследия проработать вопросы:

о составлении перечня документов и материалов, необходимых для исключения объектов культурного наследия из Реестра;

об уточнении критериев полной физической утраты объектов культурного наследия;

об определении критериев включения выявленных объектов культурного наследия в Реестр.

 

12. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) проводить детальную проработку объектов культурного наследия, предлагаемых для включения в формируемую программу сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации
до 2045 года, предусмотрев в том числе предварительный подбор инвесторов для участия в мероприятиях по обеспечению сохранения объектов культурного наследия, определение дальнейшего использования объектов культурного наследия, предполагаемый объем средств, необходимых для восстановления объекта культурного наследия;

2) проработать с представителями предпринимательского сообщества
и направить в Министерство культуры Российской Федерации предложения по установлению дополнительных мер поддержки физических
и юридических лиц, участвующих в мероприятиях по сохранению объектов культурного наследия, на территориях субъектов Российской Федерации;

3) проработать возможность оптимизации процедур вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот (например, установление льготной арендной платы (1 рубль) за земельный участок под объект культурного наследия, освобождение от региональных и местных налогов и сборов, включение объектов культурного наследия
в региональные программы, направленные на сохранение объектов культурного наследия);

4) активизировать совместно с органами местного самоуправления создание развитой инфраструктуры в районах восстанавливаемых и планируемых к восстановлению объектов культурного наследия в целях стимулирования инвестиций в восстановление объектов культурного наследия;

5) учитывать опыт Калининградской области по реализации программы финансирования проектов по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот;

6) обеспечить внесение ограничений, связанных с правилами землепользования и застройки применительно к зонам с особыми условиями использования территорий, в том числе к зонам охраны объектов культурного наследия, исторических поселений, достопримечательных мест, в Единый государственный реестр недвижимости.

13. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять мониторинг исполнения настоящих рекомендаций.

 

 

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО