Парламентские слушания

Парламентские слушания на тему: «Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ

об утверждении рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации»

Рассмотрев проект рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

 

1. Утвердить рекомендаций парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации».

2. Направить рекомендаций парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство водных ресурсов, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комитета А.В. Двойных

 

 

 

Рекомендации

Рекомендации

парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации»

 

Проведя в рамках парламентских слушаний с участием депутатов Государственной Думы, представителей Счетной палаты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов, касающихся проблем и перспектив развития аквакультуры (рыбоводства), а также совершенствования механизма оказания государственной поддержки предприятиям в данной сфере деятельности, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В последние десятилетия аквакультура (рыбоводство) стала значимой альтернативой промыслу диких гидробионтов и источником для получения качественных рыбы и морепродуктов. Причинами ускоренного перехода к аквакультуре (рыбоводству) стал рост спроса быстро увеличивающегося населения планеты на рыбу и прочие водные биоресурсы при ограниченных возможностях воспроизводства их естественных запасов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р утверждена Стратегия агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов развития Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия), положения которой предусматривают, в том числе увеличение объема производства продукции (включая посадочный материал) в 618 тыс. тонн.

По данным, полученным из «АИС АГРОСТАТ», объем производства товарной аквакультуры, включая производство рыбопосадочного материала в Российской Федерации в 2023 г. составил 402 тыс. тонн, что на 18,5 тыс. тонн больше показателей 2022 года. С 2015 года объемы производства в Российской Федерации увеличились в 2 раза.

В тоже время в 2024 году был отмечен целый ряд факторов, негативно влияющих на производство продукции аквакультуры.

В связи с трудностями, связанными с транспортировкой рыбопосадочного материала атлантического лосося (семги) из Норвегии, отмечается снижение объема производства (выращивания) данного вида товарной аквакультуры в Мурманской области. Так, объем производства в 2023 году в данном регионе составил 83,5 тыс. тонн, что меньше результата 2022 года на 1,7 тыс. тонн.

В целом по итогам первого полугодия 2024 года объем производства продукции товарной аквакультуры в России составил 209,7 тысяч тонн, что ниже показателя за аналогичный период 2023 год на 18,6 тыс. тонн (-8,2%), основной объем снижения приходится на товарное лососеводство.

Одной из основных причин такого падения является то, что из‑за некачественного поставляемого зарубежными компаниями посадочного материла растет количество зафиксированных случаев смертности лососевых. При этом вызывает особое беспокойство отсутствие в необходимых объемах лекарственных средств для ветеринарного применения отечественного производства для профилактики и лечения лососевых и других объектов аквакультуры, в особенности иммунобиологических препаратов. В связи с чем участилась практика использования предприятиями товарной аквакультуры вместо полноценных препаратов фармацевтических субстанций для профилактики и лечения заболеваний рыб.

В тоже время благодаря активной работе Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Правительством Российской Федерации поддержаны решения о расширении государственных и муниципальных закупок, отечественной рыбной продукции (включая продукцию аквакультуры) глубокой переработки, а также расширения ярморочной торговли и целый ряд других предложений.

В рамках реализации указанных решений и создания условий доступности качественной отечественной рыбной продукции при поддержке Правительства города Москвы в Восточной и Северо-Западной частях столицы в 2023–2024 годах организованна работа двух объектов инфраструктуры специализированных на оптово-розничной торговле рыбой и морепродуктами в формате рыбных рынков «Москва — на волне», что позволяет стабилизировать цены на рыбную продукцию в городе Москве и стимулирует спрос, в том числе на аквакультурную продукцию.

С учетом состоявшегося обсуждения вопросов, касающихся проблем и перспектив развития аквакультуры (рыбоводства), а также совершенствования законодательства и механизма оказания государственной поддержки предприятиям в данной сфере деятельности, участники парламентских слушаний рекомендуют следующее:

1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность:

проведения мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части достаточности действующих мер регулирования для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли;

внесения изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления рыбоводным хозяйствам права формирования и направления всех видов установленной отчетности в электронном (цифровом) формате;

внесения изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения производственного контроля на рыбоводных участках;

внесения изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения законодательного закрепления возможности изменения конфигурации границ рыбоводных участков (без изменения их общей площади) в целях обеспечения максимального объема выращивания на них объектов аквакультуры;

внесения изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения законодательного закрепления возможности организации рыбоводных участков на акваториях, прилежащих к территории нескольких субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

дальнейшей проработки предложений по внесению изменений в законодательство для создания правовых оснований осуществления деятельности в области аквакультуры, в границах действующих рыболовных участков;

дальнейшей проработки предложений по внесению изменений в законодательство в целях создания правовых оснований размещения предприятий, аквакультуры, в том числе осуществляющих деятельность по воспроизводству, выращиванию и содержанию особо ценных осетровых видов рыб с использованием инфраструктуры гидротехнических сооружений и на прилегающих территориях, и акваториях;

установления в Порядке представления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объёме изъятия из водных объектов аквакультуры (утв. Приказом Минсельхоза России, от 6 октября 2021 г. № 691) возможности формирования, подписания и оперативного внесения исправлений и дополнений в акты выпуска объектов аквакультуры в водные объекты в соответствии с установленными к их содержанию требованиями нормативных правовых актов, в том числе в электронном (цифровом) формате;

внесения изменений в статью 37.1 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» в целях корректировки принципа платности при оказании услуг по подаче и (или) отводу воды для предприятий, осуществляющих сельскохозяйственное производство и (или) аквакультуру, в целях обеспечения условий для производства ими продукции в максимальных объемах и (или) внесения изменений в Правила расчета стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июня 2023 г. № 591, в части введения отдельных значений формулы расчета стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды для предприятий, осуществляющих сельскохозяйственное производство и (или) аквакультуру на водном объекте имеющим рыбохозяйственное значение;

внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в части повышения мер ответственности за нарушение подпункта 4 части 4 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», подпункта 7 пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а таже пункта 29 Решения Совета Федерации Европейской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1 «О Правилах регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Европейского экономического союза»;

проработки предложений по возможности компенсации части затрат предприятиям индустриальной аквакультуры на покупку рыбных кормов отечественных производителей и (или) предоставлению им льготных кредитов (до 5%) на закупку российских рыбных кормов для аквакультуры и их ключевых сырьевых компонентов;

введения механизма прямой государственной поддержки создания предприятий по выращиванию рыбопосадочного материала, питомников и селекционно-племенных центров аквакультуры (рыбоводства), в том числе направленных на формирование, содержание, и эксплуатации ремонтно-маточных стад ценных видов рыб.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации ускорить:

анализ эффективности и востребованности мер государственной поддержки, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) и подготовить предложения по их совершенствованию;

 реализацию предложений по введению дополнительных мер государственной поддержки в части возмещения доли понесенных прямых капитальных затрат на строительство и (или) модернизацию объектов по производству специализированных рыбных кормов и питомников по выращиванию (производству) посадочного материала;

реализацию мер поддержки отечественных производителей различных форм собственности, осуществляющих производство лекарственных средств для ветеринарного применения для профилактики и лечения заболеваний объектов аквакультуры.

 

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования разработать предложения:

 о проведении за счет средств федерального бюджета регулярных работ по подготовке для выставления на аукцион рыбоводных участков с подготовленным рыбоводно-биологическим обоснованием и проведенной государственной экологической экспертизой деятельности (для морских участков);

 

4. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству разработать предложения:

по обеспечению вводимого в эксплуатацию предприятия ООО «Аквапродукт» кормами, необходимыми для эксплуатации УЗВ — комплексов в период подготовки и запуска их производства в Российской Федерации в необходимых объемах в целях дальнейшего тиражирования выработанных подходов для обеспечения эффективного развития новых крупных производств продукции аквакультуры;

по обеспечению предприятий аквакультуры в необходимых объемах фармацевтическими и иммунобиологическими лекарственными средствами для ветеринарного применения для профилактики и лечения объектов аквакультуры.

 

5. Федеральному агентству по рыболовству, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, организовать работу подведомственных научных учреждений:

 по одомашниванию, выведению новых пород и кроссов перспективных для товарного рыбоводства объектов аквакультуры;

по проведению плановых научных исследований, в том числе с участием ФГБНУ «ВНИРО», в 2025 году для определения ущерба естественной рыбопродуктивности водоисточников от работы водозаборов для целей товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и воспроизводства водных биологических ресурсов;

по проведению плановых научных исследований, в том числе с участием ФГБНУ «ВНИРО», в 2025 году для определения естественной рыбопродуктивности прудов в современных условиях для использования в расчетах по определению кадастровой стоимости земельных участков для прудового рыбоводства;

по расширению комплексных исследований и научно-прикладных работ, в том числе с участием ФГБНУ «ВНИРО», направленных на развитие марикультуры Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (выращивание мидий, устриц, тепловодных форм форели).

 

 6. Министерству природных ресурсов и экологии Российской федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос:

об упрощении процедур согласования размещения и строительства объектов аквакультуры на землях лесного фонда, включая решение вопросов перевода земель в другие категории;

о включении в федеральный проект «Вода России» по направлению «Оборудование и технологии для ВХК» на период 2025 – 2030 гг. мероприятия по модернизации действующих на территории Астраханской области питомников по производству малька осетровых, растительноядных и карповых видов рыб с учетом снижения уровня обводнения.

 

7. Федеральному агентству по рыболовству:

в целях развития аквакультуры в Республике Саха (Якутия) подготовить предложения по включению объекта «Якутский осетровый рыбоводный завод» в федеральную инвестиционную целевую программу;

провести комплексный анализ действующих инструментов и полномочий в части формирования отчетности и осуществления контроля в сфере аквакультуры с учетом специфики морской аквакультуры Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна;

провести анализ деятельности пользователей рыбоводных участков, обеспечить содействие и поощрение добросовестных пользователей, выявить пользователей, не выполнивших взятые на себя обязательства, с расторжением договоров в порядке претензионной работы;

проработать возможность введения норм, обязывающих пользователей рыбоводных участков предоставлять сведения статистической отчетности напрямую в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 разработать и утвердить методику заполнения форм статистической отечности, а также порядок обработки данных для морской аквакультуры Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна;

внести изменения в методику определения минимального объема объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка, утвержденную приказом Минсельхоза России от 15.03.2017 № 124 в части отражения объема изъятия объектов аквакультуры, в соответствие биотехнологическими и климатическими параметрами рыбоводных участков;

обеспечить совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики возможности формирования новых рыбоводных участков на электронном сервисе «Аквавосток» по контурному типу;

провести совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики работу по адресной актуализации перечня доступных акваторий электронного сервиса «Аквавосток» в целях формирования рыбоводных участков потенциально пригодных для марикультуры;

продолжить проработку вопроса о создании научно-производственного центра аквакультуры на базе Никольского рыборазводного завода имени В.П. Врасского Северо-Западного филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов».

организовать работу по выработке предложений, направленных на расширение страхования продукции аквакультуры, включая вопросы совершенствования методики страхования, расширения перечня случаев, когда может осуществляться страхование с государственной поддержкой, расширение перечня болезней объектов аквакультуры в отношении которых осуществляется страхование, расширение перечня объектов аквакультуры в отношении которых осуществляется страхование.

 

8. Федеральному агентству по рыболовству совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики и заинтересованными субъектами Российской Федерации:

проработать вопрос о возможности внесения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» изменений в части расширения оснований для регулирования охотничьих видов (рыбоядных видов птиц) при возникновении угрозы обеспечению устойчивого рыболовства и рыболовства;

организовать разработку комплексной программы по восстановлению популяции осетровых видов рыб, а также воблы, щуки, сома и судака в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне;

организовать разработку комплексной программы по восстановлению популяции онежского лосося и сиговых видов рыб Онежского озера;

совместно с участниками рынка и компаниями, имеющими опыт в проектировании и разработке цифровых платформ, организовать разработку и внедрение цифровой платформы, которая позволит провести все виды взаимодействия предприятий аквакультуры с Федеральным агентством по рыболовству, его территориальными органами иными участниками сферы аквакультуры (поставщиками кормов, рыбопосадочного материала, ветеринарных препаратов в электронный (цифровой) формат. При необходимости разработать предложений о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

 

9. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, Федеральному агентству водных ресурсов при участии Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и заинтересованных субъектов Российской Федерации провести в первом полугодии 2025 года совещание по вопросу правоприменительной практики в отношении статей Водного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы представления водных объектов в пользование для целей аквакультуры (рыбоводства) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.

 

10. Субъектам Российской Федерации:

при формировании бюджетных расходов на плановый период предусматривать средства на государственную поддержку развития товарной аквакультуры (рыбоводства);

изучить опыт Правительства города Москвы в организации торговли рыбной продукцией (включая продукцию аквакультуры) в целях его тиражирования на территории других субъектов Российской Федерации.

 

11. Правительству города Москвы совместно с оператором предприятий оптово-розничной торговли рыбной продукции «Москва — на волне» при участии Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и заинтересованных субъектов Российской Федерации провести совещание по организации оптово-розничной торговли рыбной продукцией в субъектах Российской Федерации в целях передачи имеющегося опыта организации этой работы.