Рекомендации
Сегодня перед Россией стоят серьезные демографические и социально-экономические вызовы, среди которых наибольшую обеспокоенность вызывает дефицит кадров, обусловленный в том числе ростом заболеваемости и смертности среди граждан трудоспособного возраста.
Здоровье является наивысшей ценностью в жизни человека, а охрана здоровья граждан — главным приоритетом государственной социальной политики. Состояние здоровья работающего населения отражает уровень развития современного государства, включая социально-экономическое положение страны, а также степень развития трудового потенциала общества.
Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254, к числу основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации отнесены: совершенствование системы охраны здоровья работающего населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний; совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья в части, касающейся охраны здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности; постоянное проведение мониторинга состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (в течение всей их трудовой деятельности), в целях предупреждения профессиональных заболеваний, а также организация и развитие системы профилактики профессиональных рисков, которая ориентирована на качественное и своевременное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, позволяющих вернуть работников к активной трудовой и социальной деятельности с минимальными повреждениями здоровья.
Цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области общественного здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан и профилактику неинфекционных заболеваний у населения определены в Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, утверждённой приказом Минздрава России от 15 января 2020 года № 8.
В рамках национального проекта «Демография» реализуются федеральные проекты «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (»Укрепление общественного здоровья»), «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (»Спорт — норма жизни»).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, среди которых на первом месте сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. Сейчас мы находимся на этапе внедрения национальных проектов на следующие 6 лет. Среди них — национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», который предполагает сбережение населения и увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году.
Современные исследования показывают, что здоровье людей находится под воздействием большого количества социальных и экономических факторов, среди которых значимыми составляющими являются условия жизни и труда граждан. По опросам работающего населения выявлено, что более трети ведут малоподвижный образ жизни, 56 процентов – регулярно сталкиваются с переработками, 54 процента россиян сообщают о периодическом стрессе на работе, 10 процентов – о постоянном и 45 процентов говорят, что проходили через состояние профессионального выгорания.
В целях обеспечения охраны здоровья работников Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает различные трудовые гарантии, в том числе: гарантии работнику при временной нетрудоспособности; освобождение работников на несколько дней в зависимости от их возраста для прохождения диспансеризации; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых условиях, и другие гарантии.
В целях раннего и своевременного выявления у граждан хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности населения (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) осуществляется проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения. При этом всё чаще на сессиях и дискуссионных площадках звучат предложения включить в перечень социально-значимых заболеваний ожирение с целью формирования основы для комплексного подхода к оказанию помощи гражданам, страдающим избыточной массой тела. Это неинфекционное заболевание способствует развитию сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, опорно-двигательного аппарата и многих других. Минздрав России считает, что ожирением у нас страдают до 40 млн человек.
В 2023 году диспансеризацию и профилактические осмотры посетили порядка 87,8 млн человек, охват граждан профилактическими осмотрами составил 59,9% (100,3 % от плана на 2023 год). В 2024 году количество граждан, которые должны пройти профилактические мероприятия, составляет 102 млн человек, по итогам 9 месяцев их прошли 74 млн человек (72,1% от плана).
Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены комплексные изменения, направленные на трансформацию подходов в области охраны труда, внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совершенствование механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий труда. Охраны труда становится одним из приоритетных направлений государственной политики в целях создания вокруг человека благополучной и безопасной окружающей среды.
Повышение культуры безопасного труда, позволяющее сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении его трудовой деятельности, предполагает систему мер по управлению профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей; внедрение эффективной модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях, популяризации и пропаганде культуры безопасного труда. Соблюдение безопасности труда на рабочем месте является важным и необходимым проявлением социальной ответственности работодателя.
Среди работодателей возрастает понимание экономической целесообразности формирования у работников здорового образа жизни и регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров, а также важности реализации специальных комплексных программ по созданию соответствующих условий для ведения работниками здорового образа жизни.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р утвержден Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, которым предусмотрены создание и тиражирование лучших корпоративных и региональных практик по стимулированию работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников.
Отмечая важность реализуемых государством мер по совершенствованию государственной политики в сфере здравоохранения и в области охраны труда в целях сохранения здоровья работающего населения, следует обратить внимание на сохраняющийся высокий уровень смертности граждан от неинфекционных заболеваний, распространенность курения и употребления алкоголя среди населения, нерациональное питание и недостаточную физическую активность, формальное отношение и низкий уровень доверия к диспансеризации. Широкое распространение приобретают психосоматические заболевания, в развитии и течении которых существенная роль также принадлежит психологическим факторам, недостаточной стрессоустойчивости, длительному психоэмоциональному напряжению.
Учитывая изложенное, участниками парламентских слушаний принято решение р е к о м е н д о в а т ь:
1. Правительству Российской Федерации поручить профильным федеральным органам исполнительной власти:
предусмотреть в федеральном проекте «Здоровье для каждого» национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» комплекс мер, направленных на повышение ответственности граждан за свое здоровье, формирование культуры здоровья, в том числе здорового питания, в различных возрастных и социальных группах;
предусмотреть в национальном проекте «Продолжительная и активная жизнь» комплекс мер в части повышения защищенности граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, а также сокращения заболеваний, связанных с потреблением алкоголя;
предусмотреть в федеральном проекте «Национальная цифровая платформа „Здоровье“ национального проекта „Продолжительная и активная жизнь“ специальные программные возможности для работающего населения, занятого на опасных и вредных производствах;
проработать вопрос включения ожирения в перечень социально-значимых заболеваний с целью формирования комплексного подхода к оказанию медицинской помощи гражданам, страдающим данным заболеванием;
разработать методику определения целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи с учетом региональных особенностей, устанавливаемых в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
разработать межотраслевую стандартизированную систему менеджмента охраны здоровья на предприятии (совместно с профильными министерствами и объединениями работодателей);
разработать меры по дальнейшему стимулированию предпринимателей к реализации практик и проектов социальной корпоративной ответственности в области охраны здоровья сотрудников;
рассмотреть необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части регулирования вопросов осуществления общественного контроля в сфере здравоохранения.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации
совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения провести анализ качества диспансерного наблюдения, организуемого медицинскими организациями всех видов собственности;
активно использовать существующую инфраструктуру сельских населенных пунктов (ФАП), передвижных медицинских центров, центров общественного здоровья в проведении первого этапа диспансеризации;
совместно с Федеральном государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечить стандарт лечения заболеваний, выявленных в ходе профилактических медицинских осмотров, в том числе с использованием инновационных разработок в данной области;
совершенствовать подходы к диспансерному наблюдению, в том числе используя механизм регулярного дистанционного диспансерного наблюдения с применением современных информационных технологий;
совершенствовать механизм выявления состояния депрессии и психических заболеваний у человека для дальнейшего эффективного лечения с учетом современных технологий.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
продолжить работу по совершенствованию системы правовых гарантий в области охраны труда;
повысить контроль за работодателями в части выполнения трудовых гарантий по обеспечению безопасных условий труда и осуществления профилактических мероприятий, направленных на недопущение травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
4. Комитету Совета Федерации по социальной политике:
проработать совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения для включения в национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» дополнительного показателя, определяющего его эффективность – «Доля населения с индексом массы тела ≥30»;
совместно с общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» подготовить и провести в 2025 году Всероссийский телемарафон «Марафон Здоровья #ВМЕСТЕЗДОРОВО».
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить заключение договоров с медицинскими организациями и работодателями о прохождении профилактических мероприятий и/или диспансерного наблюдения по месту работы или учёбы;
обеспечить взаимодействие с работодателями, лидерами общественного мнения, гражданским обществом в регионе с целью объединения усилий по созданию условий для поддержки и защиты ценности – здоровья человека, сохранения и укрепления семьи и реализации медико-социальной модели взаимодействия работодателей, медицинских организаций, органов социальной защиты, общественно-государственных организаций в интересах работающего населения;
активизировать работу по совершенствованию деятельности подведомственных медицинских организаций в соответствии с обязательными требованиями в части исполнения порядка проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров;
разработать и принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие план мероприятий по организации прохождения профилактических мероприятий;
принять меры по обеспечению медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, для работающих граждан возможности прохождения обследований в регламентированные законодательством сроки, в том числе в вечерние часы и субботу, путем рационально выстроенной маршрутизации с возможностью дистанционной записи на приемы и исследования;
рекомендовать работодателям предпринимать действия, направленные на мотивацию работников изменять образ жизни и заботиться о своем здоровье; внедрять корпоративные программы;
усилить работу в части информирования работающих граждан о необходимости профилактики заболеваний, в том числе профессиональных.