Парламентские слушания «О мерах по повышению эффективности вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и о практике применения механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению»
город Москва | 19 апреля 2024 года |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «О мерах по повышению эффективности вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и о практике применения механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению», участники парламентских слушаний отмечают следующее.
По состоянию на 1 января 2023 года, согласно данным Росреестра, площадь земель сельскохозяйственного назначения составила порядка 380 млн га. По данным субъектов Российской Федерации, площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляла 43,32 млн га (11,4% общей площади таких земель в стране).
В 2022 году начата реализация Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731 (далее – Государственная программа), одна из стратегических задач которой – введение к 2030 году в оборот 13,2 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Реализация Госпрограммы способствует устойчивому развитию агропромышленного комплекса на основе расширения фонда земель сельскохозяйственного назначения, а также восстановления мелиоративного комплекса. На достижение этих целей из федерального бюджета до 2030 года включительно первоначально предполагалось выделить более 500 млрд рублей. В 2024 году федеральным бюджетом на реализацию Госпрограммы предусмотрено 40,6 млрд рублей, на 2025 год – 37 млрд рублей, на 2026 год – 37,5 млрд рублей.
Принят пакет федеральных законов, необходимых для реализации Государственной программы: Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 507-ФЗ) усовершенствовал порядок изъятия неиспользуемых земель; Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 639-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оптимизировал порядок изъятия неиспользуемых земельных долей; Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил условия предоставления в аренду без торгов земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также оптимизировал процедуру учета земельных долей. Все эти законы разрабатывались с учетом анализа региональной правоприменительной практики.
По мнению экспертов, земли сельскохозяйственного назначения станут эффективно вовлекаться в оборот, если для сельскохозяйственных товаропроизводителей будут созданы необходимые условия. Указанная проблема должна решаться с позиций как публичных, так и частных интересов. Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в активный экономический оборот должно проводиться с учетом плодородия почв в несколько этапов с применением современных технологий. Ключевая роль должна отводиться землеустроительной науке.
По результатам проведенного Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Минсельхозом России мониторинга реализации Федерального закона № 507-ФЗ было выявлено, что его полноценной реализации препятствовал введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в рамках федерального государственного земельного надзора, установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В ходе правоприменительной практики Россельхознадзором выявлены следующие проблемные вопросы: отказ в согласовании органами прокуратуры проведения контрольно-надзорных мероприятий по формальным причинам; необходимость проведения не менее двух профилактических мероприятий (выездных обследований) с обязательным объявлением правообладателю земельного участка предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований перед процедурой согласования прокуратурой контрольного-надзорного мероприятия.
При осуществлении контрольно-надзорной деятельности выявляются случаи уклонения недобросовестных землепользователей от участия в контрольно-надзорных мероприятиях. Целесообразно уточнить субъектный состав лиц, которым выносятся предписания об устранении правонарушений обязательных требований в части неиспользования земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением действующего законодательства, исключив арендаторов (субарендаторов), в том числе заключивших договор аренды на срок менее года, в связи с тем, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят только у его собственника. Необходимо предусмотреть порядок и процедуру определения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
По информации субъектов Российской Федерации, проведение гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий потребует значительных финансовых затрат, в настоящее время федеральным законодательством предусмотрено возмещение до 50 процентов таких затрат. Серьезной проблемой являются бесхозяйные мелиоративные системы, которые в том числе затрудняют вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В целях повышения эффективности вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и правоприменительной практики применения механизма изъятия неиспользуемых земель, участники парламентских слушаний считают целесообразным рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:
№ 591417–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
№ 523122–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О мелиорации земель“ и в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“ (в части установления порядка признания права собственности и признания недействующими бесхозяйных мелиоративных систем, бесхозяйных отдельно расположенных гидротехнических сооружений).
2. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопросы о внесении изменений:
— в действующее законодательство, регламентирующих порядок использования сельскохозяйственных угодий, в том числе порядок изменений вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий;
— в действующее законодательство в части внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о сельскохозяйственных угодьях;
— в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части упрощения процедуры выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства;
ускорить разработку проекта федерального закона «О землеустройстве», предусмотрев в нем, что обследования сельскохозяйственных угодий, выявленных как неиспользуемые, а также предложения по их последующему использованию осуществляются в процессе землеустройства соответствующих территорий;
рассмотреть вопросы:
— реализации Государственной программы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
— определения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в отношении лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
принимать решение о вовлечении в оборот земель сельскохозяйственного назначения с учетом почвенного и агрохимического обследования с внесением соответствующей информации в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;
продолжить работу по мониторингу реализации Федерального закона № 507-ФЗ;
включать в ежегодные доклады о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации отчетную документацию, касающуюся изъятых сельскохозяйственных земель, а также данные о реализации таких земель с публичных торгов;
дополнить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, положениями, согласно которым получать субсидии, предоставляемые в рамках государственной поддержки, смогут только сельскохозяйственные товаропроизводители, которые не подвергаются административному преследованию за нарушения законодательства в сфере экологии и сельского хозяйства.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность создания единого информационного портала для размещения контрольными (надзорными) органами результатов обследования земель с помощью беспилотных авиационных систем в целях обмена между федеральными органами исполнительной власти полученными с их помощью сведениями.
5. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
ускорить разработку региональных требований и нормативов в области эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения с введением механизма контроля за соблюдением этих требований, а также стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за их внедрение;
разработать индикаторы риска нарушения обязательных требований, сигнализирующие о возможных нарушениях на землях сельскохозяйственного назначения;
определить ответственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по контролю за осуществлением муниципального земельного контроля в субъекте Российской Федерации;
усилить работу в части осуществления муниципального земельного контроля.
6. ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» и другим высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов в сфере вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, открыть специализированные профили бакалавриата и магистратуры: «Земельно-правовой», «Судебная землеустроительная экспертиза», «Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения с использованием технологий дистанционного зондирования земель», «Агролесомелиорация и лесовосстановление».
7. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству».