Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию организовали парламентские слушания «Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительской и сельскохозяйственной кооперации» с обсуждением актуальных вопросов развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
Рекомендации
В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 11 декабря 2023 года проведены «парламентские слушания» на тему: «Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительской и сельскохозяйственной кооперации».
В работе парламентских слушаний приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, кооперативных и общественных организаций, научного сообщества.
С учетом усиливающегося санкционного давления на российскую экономику возникает необходимость устойчивого развития агропромышленного комплекса, способного обеспечить стране продовольственную независимость и безопасность.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе играют немалую роль, внося свой вклад в решение экономических и социальных задач на селе.
Кооперация была и остается одним из необходимых условий ведения рыночного сельскохозяйственного производства. Она имеет давнюю многовековую историю и в различных видах (сбытовая, снабженческая, потребительская, кредитная, агротехнологическая, по обработке почвы, по инфраструктурному развитию и обеспечению и т. д.) развита практически во всех странах с рыночной экономикой.
При этом именно сельскохозяйственная кооперация является институтом развития малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В нашей стране законодательно предусматривается создание и функционирование двух видов сельскохозяйственных кооперативов: производственных и потребительских.
Необходимость сельскохозяйственной кооперации объективно обусловлена особенностями ведения аграрного производства, в том числе: его географической раздробленностью и относительно малыми масштабами хозяйствования, отдаленностью большей части предприятий от рынков снабжения и сбыта, ярко выраженной сезонностью потребления материально-технических ресурсов и сбыта продукции в растениеводстве, сравнительно низким конкурентным потенциалом в межотраслевом обмене и высоким уровнем конкуренции в собственно агропроизводстве и т. д., а также необходимостью минимизации непрофильных затрат на продвижение и реализацию продукции.
Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2022 года на территории России зарегистрировано 6,3 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Основным направлением деятельности кооперативов, получивших грантовую поддержку в 2021 году, стали сбор, хранение и переработка продукции растениеводства (43%), реализация мяса (22%) и молока (21%), иной продукции (14%).
С 2021 года развитие сельской кооперации осуществляется в рамках мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Основная цель – создание и развитие малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В Федеральном законе от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены средства на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в объеме 8 210,7 млн. рублей (в 2023 году – 6 362,6 млн рублей).
Одним из основных инструментов дополнительного финансирования малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является механизм льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей по ставке от 1% до 5% годовых, в рамках которого для малого агробизнеса закреплена доля финансирования в общем объеме субсидии (не менее 20% от общего объема субсидий, предусмотренных на возмещение недополученных уполномоченными банками доходов по льготным краткосрочным кредитам, не менее 10% — по льготным инвестиционным кредитам).
Совершенствуется законодательство для развития малых форм агропромышленного комплекса. Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включены бизнес‑парки, центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Это позволяет повысить доступность получения услуг малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе в режиме „единого окна“.
Принят Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 17 Федерального закона „О сельскохозяйственной кооперации“, предусматривающий предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам права переоформлять членство физических лиц – членов кооператива, прекративших участие в его хозяйственной деятельности, в ассоциированное на основании решения общего собрания членов кооператива в случае призыва на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных уставом кооператива.
Вместе с тем, существует ряд системных проблем, которые влияют на развитие потребительской и сельскохозяйственной кооперации.
Кооперативы развиваются в условиях жесточайшей конкуренции с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслуживающими предприятиями и другими рыночными интеграторами, занимающими монопольное положение на том или ином рынке. Потенциальные участники кооперации (фермеры, малые и средние предприятия, высокотоварные личные подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению. Их объективно трудно объединить.
Активному развитию сельхозкооперации и внесению вклада в обеспечение продовольственной безопасности препятствуют недостаточность денежных оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей.
Сдерживающими факторами развития системы заготовок являются недостаток современного оборудования для переработки, а также низкий уровень цифровизации заготовительной деятельности.
Другой формой коллективной активности граждан по обеспечению жизнедеятельности в регионе или населенном пункте является потребительская кооперация.
В настоящее время правовое регулирование гражданско-правовых отношений с участием потребительских обществ (кооперативов) основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085–1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Вместе с тем, оно не позволяет обеспечить использование в полной мере потенциала потребительской кооперации, преимущества системности, которые заложены в самой ее идеологии, ориентированной на многоотраслевую деятельность, направленную на обеспечение жизнедеятельности различных групп населения.
Из наиболее значимых правовых, организационных и экономических препятствий эффективного развития потребительской кооперации как единой системы можно выделить недостаточность целевой государственной политики в отношении системы потребительской кооперации и отсутствие концепции правового регулирования кооперативного сектора в целом и его организационных форм в частности.
Эти и другие проблемы не позволяют в достаточной степени обеспечить стабильное, поступательное развитие потребительской кооперации, полноценно использовать ее потенциал в решении социально‑экономических проблем, в том числе по вопросам обеспечения продовольственной безопасности страны.
Ориентация только на предпринимательскую активность, в том числе посредством развития малого и среднего бизнеса, не позволяет создать и удовлетворить спрос всего населения на социально-экономические блага.
Развитие потребительской кооперации способно обеспечить значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение благосостояния сельского населения.
По сути, речь идет об объединении организаций потребительской кооперации в единые логистические схемы для сбыта готовой продукции, интеграции кооперативного производства с системой заготовительной, производственной и торговой деятельности. Благодаря потребительской кооперации может формироваться дополнительная система поддержки производства и продвижения товаров на рынки.
В такой ситуации деятельность системы потребительской кооперации будет способствовать снижению социальной напряженности на территориях своей деятельности.
С учетом неравномерности развития, большого количества малонаселенных и непривлекательных для инвесторов регионов России, с одной стороны, и очевидной потребности внедрения форм и методов социально ответственной экономики, с другой стороны, необходимо стремиться к разработке особого правового и организационного механизма обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации, имеющей комплексное экономическое и социальное содержание.
При таком механизме организации потребительской кооперации могут выполнять социальные и хозяйственные функции и должны быть готовы принять на себя определенную миссию в отношении развития поселения или региона. Кроме того, механизм должен содержать меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации, а также перенаправления в их сторону инвестиций. Необходимо также предусмотреть возможность объединения субъектов в одну систему или организацию для консолидированного решения проблем и защиты участников.
Разработка такого механизма окажется серьезным вкладом нового направления социально ориентированной экономики в Российской Федерации.
Более конкретной целью является поддержка организаций потребительской кооперации, выполняющих определенную социальную миссию, важную для всего региона.
Правовое регулирование таких отношений должно осуществляться с учетом функции потребительской кооперации, как социально‑ориентированной системы, направленной на развитие территорий, обеспечение населения комплексом малорентабельных услуг. Потребительские общества (кооперативы) следует рассматривать как существенное звено социально-экономического развития страны.
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо особое внимание уделять развитию потенциала потребительской и сельскохозяйственной кооперации и созданию условий для максимально полного и эффективного использования ими своих ресурсов в целях повышения качества жизни граждан, проживающих в сельской местности.
С учетом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность внесения изменений:
в законодательство о государственной поддержке развития сельского хозяйства, направленных на повышение конкурентоспособности малого агробизнеса путем установления правил равной поддержки сельхозтоваропроизводителей и ограничения общей суммы субсидий, выделяемых одному сельхозтоваропроизводителю;
в статью 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации восстанавливающую возможность распределения дохода, полученного кооперативом от его деятельности, между его членами;
2) проработать вопрос развития системы производственной контрактации как формы кооперации малого и крупного агробизнеса.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1) совместно с кооперативными организациями подготовить предложения по наиболее перспективному механизму совершенствования субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива на основе анализа правоприменительной практики;
2) проработать вопрос целесообразности внесения изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», в части уточнения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», в которое включить сельскохозяйственную организацию, крестьянское (фермерское) хозяйство, владельца личного подсобного хозяйства, занятых производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, без установления 50% порога в отношении общего объема производимой сельскохозяйственной продукции;
3) совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации продолжить работу, направленную на расширение и упрощение для малых форм хозяйствования и их объединений доступа на рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе путем оказания им информационной поддержки и стимулирования развития инфраструктуры сбыта, соответствующей их особенностям и потребностям;
4) рассмотреть возможность распространения механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме грантов и субсидий на приобретение имущества) на общества с ограниченной ответственностью, созданные исключительно сельхозпроизводителями – владельцами хозяйств граждан, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, организациями-субъектами малого предпринимательства для их обслуживания (закупка, хранение, переработка, реализация их продукции, обеспечения ресурсами, оказание услуг по сельхозобработке);
5) рассмотреть возможность включения в Государственную программу комплексного развития сельских территорий поддержку сельскохозяйственных производственных кооперативов и индивидуальных предпринимателей, взявших на себя долгосрочные обязательства по обслуживанию сельских жителей в малонаселенных и отдаленных селах по широкому кругу услуг для жителей – торговля, организация регулярного транспортного сообщения, ремонта, химчистки, парикмахерской и т. п.;
6) рассмотреть вопрос приравнивания сельскохозяйственных производственных кооперативов к субъектам малого предпринимательства по аналогии с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
1) ускорить внесение в качестве законодательной инициативы Правительства Российской Федерации в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на упрощение порядка организации рынков и осуществления на них торговой деятельности:
— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации»,
— «О внесении изменения в статью 413 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,
— «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
2) продолжить работу по развитию института оптовых продовольственных рынков;
3) проработать вопрос развития производства отечественного оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе для фермеров и кооперативов.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность включения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в механизм льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве кредиторов, предоставляющих займы субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам по льготной ставке;
5. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений:
1) в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части включения сельскохозяйственных потребительских кооперативов в перечень организаций, имеющих преимущества при осуществлении закупок;
2) в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части начисления страховых взносов на кооперативные выплаты членов производственных кооперативов;
6. Центральному банку Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в число других микрокредитных компаний, подпадающих под специальное действие Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
7. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) содействовать внедрению практики реализации сельскохозяйственной фермерской продукции через торговые сети при помощи специального агрегатора фермерской продукции;
2) принять меры по стимулированию центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в целях вовлечения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в сельскохозяйственный бизнес, а также в целях мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к объединению в сельскохозяйственную кооперацию;
3) поддерживать развитие сельскохозяйственных и кооперативных рынков, принадлежащих потребительским обществам и союзам, сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельхозтоваропроизводителям;
4) продолжить работу, направленную на увеличение количества действующих нестационарных торговых объектов, в том числе субсидирование затрат на развитие мобильной торговли (закупка автолавок и возмещение расходов по доставке товаров первой необходимости в магазины, расположенные в сельских поселениях, начиная с 11 км до пункта их получения), предоставление преференций сельхозтоваропроизводителям при организации нестационарной и мобильной торговли (размещение объектов без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе).
8. Центросоюзу Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в части:
определения новых основных задач деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ в Российской Федерации с целью максимального вовлечения потребительской кооперации России в решение государственных задач (повышение уровня жизни населения как составляющей устойчивого развития Российской Федерации; способствование социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности; реализация социальных функций потребительской кооперации, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни, полной занятости и социальной безопасности населения, проживающего на соответствующей территории; способствование взаимодействию граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями в решении вопросов обеспечения благоприятных условий жизни населения);
возможности оказания содействия органами государственной власти и органами местного самоуправления развитию потребительской кооперации посредством создания условий для стимулирования образования и поддержки деятельности потребительских обществ и их союзов, а также созданных ими организаций (возможность оказывать меры государственной и муниципальной поддержки потребительским обществам);
изменения структуры органов управления потребительским обществом (возможность предусмотреть в уставе потребительского общества избрание вместо правления председателя потребительского общества, а в потребительском обществе, число пайщиков в котором менее десяти, не формировать совет потребительского общества);
цифровизации потребительской кооперации, предоставления организациям потребительской кооперации возможности использования электронных и иных технических средств при проведении собраний, принятии решений и осуществлении других полномочий, возможность ведение реестра пайщиков в электронной форме.