Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации
парламентской деятельности провел парламентские слушания, посвященные
актуальным вопросам защиты прав потребителей и путям их решения. Открыл мероприятие председатель Комитета СФ Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
, модератором выступил член комитета СФ Виктор Зобнев
Зобнев
Виктор Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
.
Участники парламентских слушаний обсудили актуальные проблемы и обменялись полезным опытом, рассказали об успешно реализованных практиках в регионах.
Рекомендации
В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «парламентские слушания» на тему: «Актуальные вопросы защиты прав потребителей и пути их решения».
В работе парламентских слушаний приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минздрав России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Россельхознадзор, ФАС России), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (более 70-ти субъектов РФ), Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представители государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций.
Участники парламентских слушаний, заслушав доклады и выступления, отметили следующее.
Защита прав потребителей является одним из самых важных направлений единой государственной политики Российской Федерации, имеет серьезное значение для экономики, поскольку потребительский спрос служит лейтмотивом ее развития.
Особенности реализуемых прав и законных интересов граждан Российской Федерации как потребителей обусловлены правовым статусом, установленным Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей».
Цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области, закреплены в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
В 2022 году существенно изменились условия, в которых функционирует российская экономика. На фоне сложившейся геополитической ситуации и санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны коллективного Запада государство и бизнес столкнулись с беспрецедентными вызовами. Потребители, соответственно, также испытывают трудности, связанные с реализацией своих прав. Вместе с тем системная и последовательная работа по формированию новых базовых основ правового регулирования отношений с участием потребителей как важнейшей области общественных отношений была успешно продолжена, что позволило развивать и совершенствовать существующие механизмы защиты потребительских прав граждан.
Несмотря на то, что законодательство в сфере защиты прав потребителей Российской Федерации непрерывно совершенствуется, сохраняются проблемы, требующие внимания законодателей и заинтересованных министерств (ведомств). Представителями экспертного сообщества в различных сферах отмечается необходимость конкретизации положений Закона «О защите прав потребителей», внесения изменений в подзаконные акты в области защиты прав потребителей с учетом современных условий.
Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1)рассмотреть возможность внести в утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1005 Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей изменения (дополнения), предусматривающие:
формирование и ведение Роспотребнадзором реестра недобросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями потребителей;
недопустимость применения мер стимулирования (поощрения) к хозяйствующему субъекту в течение не менее трех лет с момента внесения его в указанный перечень;
2) ускорить принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации об определении маркетплейсов (владельцев агрегаторов) участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также рассмотреть возможность последовательного расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, прежде всего, за счет пищевой продукции;
3) рассмотреть возможность организации совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, нормирования остаточного содержания пестицидов и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции;
4) рекомендовать Россельхознадзору рассмотреть возможность внесения в законодательство нормы, обязывающей хозяйствующие субъекты при начале осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оборотом товаров, подконтрольных государственной ветеринарной службе, в обязательном порядке регистрироваться в информационной системе в области ветеринарии;
5) рассмотреть возможность внесения изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения осуществления мероприятий по защите прав потребителей к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
6) рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации информации о сроках наступления сезонов года на безвозмездной основе;
7) рассмотреть вопрос о проработке законодательных изменений, предусматривающих возможность рассмотрения финансовым уполномоченным споров брокеров (доверительных управляющих) с розничными инвесторами;
8) рассмотреть возможность усиления контроля Федеральной таможенной службой и Роспотребнадзором за качеством и безопасностью импортной обуви на таможенной границе, уделив особое внимание границе с Республикой Казахстан, а также ввести процедуру обязательного изъятия продукции, не соответствующей обязательным требованиям, вместо ее возвращения в Республику Казахстан;
9) рассмотреть возможность нормативного запрета на использование терминов-словосочетаний «эко-кожа», «веган-кожа», «эко-мех», «веганская кожа» и других с приставкой «эко» для целей реализации и рекламы продукции из синтетических и искусственных материалов;
10) рассмотреть возможность совершенствования института предостережений как разновидности профилактических мероприятий, предусмотрев:
категории предостережений, обязательных для ответа на них теми хозяйствующими субъектами, которым они объявлены;
возможность направления автоматических предостережений и (или) уведомлений о признаках нарушения обязательных требований в адрес контролируемых лиц, в случае если система ГИС МТ, ВетИС и другие государственные информационные системы выявляют отклонения от стандартов нормальной деятельности;
учет в качестве индикаторов риска динамики предостережений, объявленных хозяйствующему субъекту;
11) рассмотреть возможность ограничения доступа к государственным и муниципальным закупкам хозяйствующим субъектам, систематически допускающим фальсификацию пищевой продукции;
12) рассмотреть возможность внести в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 изменения, устанавливающие упрощенный порядок организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в сфере производства и реализации пищевой продукции (с учетом опыта упрощения процедуры проверки соблюдения обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2023 г. № 1659).
1.1. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России
проработать законодательные изменения, направленные на обеспечение прав граждан, приобретающих товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) с использованием сервисов рассрочки.
2.Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
рассмотреть возможность предоставления общественным объединениям потребителей прямого (упрощенного) доступа к информации, позволяющей выявлять недобросовестные практики на потребительском рынке, содержащейся в Государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей, Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, Едином реестре проверок, Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также других государственных информационных ресурсах, аккумулирующих сведения о товарах, услугах и участниках оборота.
3.Роспотребнадзору:
1) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода».
2) рассмотреть возможность ускорить проведение внутригосударственного согласования проекта изменений в соответствующие технические регламенты Таможенного союза в части включения показателя содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол в отдельных видах продукции, установленного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 132, и направить указанный проект в Евразийскую экономическую комиссию;
3) рассмотреть возможность подготовки предложений по внесению изменений в акты Евразийского экономического союза в части:
— изменения допустимых уровней содержания марганца в составе лечебно-столовых и лечебных природных минеральных вод, природных радионуклидов в составе столовых, лечебно-столовых, лечебных природных минеральных вод, фторидов в составе столовых природных минеральных вод; мышьяка и паразитов в рыбе и рыбной продукции;
— установления дополнительных требований к маркировке упакованной питьевой воды, в частности, требований к подтверждению соответствия маркировки при государственной регистрации питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной минеральной воды при декларировании соответствия категории питьевой воды».
4) рассмотреть возможность подготовки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части:
установления дополнительных требований к деятельности изготовителей и импортеров, задействованных в производстве, импорте и гарантийном (сервисном) обслуживании потребительских товаров, в том числе, определения порядка прекращения (приостановления) деятельности на потребительском рынке;
определения правового статуса площадок объявлений и социальных сетей, выполняющих функции владельца агрегатора информации о товарах (услугах) и способствующих реализации потребителям товаров и услуг;
установления института ответственности перед потребителями для учредителей компаний, работающих на потребительском рынке и допускающих нарушения законодательства;
определения прав потребителей при приобретении цифровых продуктов и услуг (онлайн-кинотеатры, стриминговые музыкальные сервисы, цифровые копии программного обеспечения и игр, внутриигровые покупки и т. п.);
устранения правовой неопределенности по поводу недопустимости ущемления права потребителя на отказ от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней, а также по поводу недопустимости практики взимания маркетплейсами безусловной и необоснованной платы за обратную доставку товара, приобретенного дистанционным способом, без учета причин отказа потребителя от такого товара;
уточнения порядка исчисления сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 килограмм, с учетом целесообразности исчислять этот срок со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара (в том числе и по телефону) до дня выдачи его по окончании ремонта;
установления ответственности за нарушение срока возврата потребителю денежных средств за возвращенный им товар надлежащего качества, а также установления срока реализации права потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», и ответственности за нарушение данного срока;
5) рассмотреть возможность системного нормативного правового регулирования отношений, возникающих в сфере электронной торговли;
6) подготовить предложения по развитию институтов онлайн-урегулирования споров и медиации, и их более активному применению для досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами;
7) совместно с заинтересованными общественными объединениями потребителей и отраслевыми бизнес-ассоциациями рассмотреть возможность подготовки пилотной программы стимулирования добросовестности и профилактики нарушений прав потребителей, включающей в себя, в том числе, квалифицированное самообследование, медиацию и отраслевое саморегулирование;
8) подготовить предложения по внесению в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений (дополнений), предусматривающих возможность применения законодательства в области защиты прав потребителей в случае нарушения прав граждан на своевременное проведение и качество капитального ремонта в многоквартирных домах;
3.1. Роспотребнадзору совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения по внесению в Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи и иные нормативно-правовые акты изменений, уточняющих порядок заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара с использованием агрегатора информации о товарах, в том числе:
прямое законодательное закрепление обязанности агрегаторов обеспечить соблюдение прав потребителей на обмен и возврат товаров надлежащего и ненадлежащего качества, а также не устанавливать для потребителей иные ограничения и обременения по сравнению с правилами, предусмотренными законом;
3.2. Роспотребнадзору совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность расширения перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей путем более широкого использования сведений из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и других государственных информационных систем.
3.3. Роспотребнадзору совместно с Министерством просвещения Российской Федерации подготовить предложения по актуализации программы «Обществознание» для образовательных организаций в части освещения вопросов защиты прав потребителей с учетом современных тенденций.
4. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Роспотребнадзором рассмотреть возможность внесения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом изменений, предусматривающих порядок заключения договора перевозки груза и договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза с использованием агрегатора информации об услугах перевозок грузов автомобильным транспортом, в том числе:
определения понятий «агрегатор информации об услугах перевозок грузов автомобильным транспортом», «владелец агрегатора», «пользователь агрегатора»;
обязательность заключения договора перевозки груза и (или) договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза с использованием агрегатора информации об услугах перевозок грузов автомобильным транспортом в случае осуществления перевозки груза автомобильным транспортом в междугородном и (или) международном сообщении;
обязанность владельца агрегатора проявлять должную осмотрительность при предоставлении доступа и обслуживании пользователей, в том числе запрашивать и проверять информацию о грузе, перевозчиках, грузоотправителях, грузополучателях, фрахтовщиках, фрахтователях, водителях, транспортных средствах, а также осуществлять информационное взаимодействие с государственной информационной системой электронных перевозочных документов.
5. Министерству здравоохранения Российской Федерации рассмотреть возможность:
уточнения правового статуса стандартов и клинических рекомендаций с позиций обязательности их исполнения;
проработки путей решения проблемы выполнения стандартов медицинской помощи в амбулаторном звене, возникающей вследствие невключения лекарств в тарифные соглашения по реализации программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, что приводит к невозможности реализовать конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь;
разработки форм статистической отчетности субъектов РФ о состоянии лекарственного обеспечения в субъектах РФ;
включения медицинских изделий в стандарты и клинические рекомендации с целью повышения их доступности для пациентов;
создания стандартов сервисного обслуживания пациентов, позволяющего включать в ОМС оплату бытовых предметов, необходимых при нахождении пациентов в медицинской организации – халатов, тапочек, зубной пасты и щетки, туалетной бумаги и т. п.;
определения целесообразности сохранять действие нормативно-правовых актов, вводящих режим повышенной готовности в субъектах Российской Федерации в связи с COVID-19.
6.Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации рекомендовать:
1) рассмотреть вопрос об организации работы по комплексной переработке Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в соответствии с международными стандартами в указанной сфере.
2) поддержать предложение Россельхознадзора о создании специальной Межведомственной комиссии под эгидой Минздрава России при участии Роспотребнадзора, Минсельхоза России и Россельхознадзора, в полномочия которой будет входить разработка и утверждение максимально допустимых уровней остаточного содержания действующих веществ пестицидов и переоценка опасных свойств используемых в Российской Федерации пестицидов для исключения из оборота устаревших препаратов.
6.1. Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовать ускорить работу над:
проектом федерального закона № 367060–8, предусматривающим создание особых видов банковских продуктов – социального банковского вклада и социального банковского счета, условия которых предусматривают повышенный гарантированный доход с привязкой к ключевой ставке Банка России;
проектом федерального закона № 341256–8, предусматривающим законодательное закрепление права гражданина установить в своей кредитной истории запрет на заключение с ним кредитными и микрофинансовыми организациями договоров потребительского кредита и займа и снимать такой запрет.
7.Общественным объединениям потребителей рекомендовать продолжить проведение регулярных исследований на потребительском рынке (и в смежных областях) и публикацию их результатов, в том числе, в виде рейтингов хозяйствующих субъектов.
8.Федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации содействовать доведению результатов таких исследований до потребителей и иных заинтересованных лиц, в том числе, путем публикации на своих сайтах в сети Интернет и применения в используемых информационных системах.
9. Субъектам Российской Федерации
обеспечить реализацию комплекса мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний при осуществлении деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления в летний период.