Рекомендации
Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 2023 года с участием представителей федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и бизнес-сообщества, обсудив актуальные вопросы импортозамещения строительных материалов, оборудования, комплектующих для нужд отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации, отмечают следующее.
В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[1] (далее – Стратегия) одними из приоритетных обозначены задачи по переориентации импорта строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного и технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей, создание условий для локализации их производства на территории Российской Федерации.
Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года[2] также в качестве основных ставит задачи по снижению зависимости от зарубежных технологий, оборудования; повышению доступности российских строительных материалов, их технологичности, энергоэффективности и конкурентоспособности.
В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологий становится еще более актуальной. Внешнеторговые ограничения, возникший дефицит импортных сырьевых компонентов, комплектующих и запчастей для оборудования, вынужденный поиск отечественных аналогов, перенаправление логистических потоков привели к удорожанию строительных материалов и импортозависимости по ряду позиций.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период январь — декабрь 2022 года к аналогичному периоду 2021 года цены на основные строительные материалы существенно выросли, например, на цемент (+19,1%), пески (+8,8%), щебень (+27,3%), материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные (+58,3%), бетон (+13,8%).
Однако к концу 2022 года динамика цен по подавляющему большинству позиций стабилизировалась.
По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России), в настоящее время доля импортных материалов в составе строительных материалов составляет 4%[3].
Согласно данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации[4] (далее — Минстрой России) доля импорта строительных материалов и оборудования варьируется в зависимости от типа объектов капитального строительства. Так, для объектов массового жилищного строительства доля импорта составляет 5,7%, для административных зданий и социальных объектов – 6,7%, для инженерных сооружений – 12,5%, для объектов дорожной инфраструктуры – 9,8%, для промышленных объектов – 22,8%.
Наибольшая зависимость от импорта наблюдается:
по отделочным и конструкционным строительным материалам, таким как плитка, керамогранит – 23%, сантехническая керамика – 27%, лицевой кирпич клинкерный – 30%, лицевой кирпич ручной формовки – 35%, герметики, клеи, монтажная пена – 45%, саморезы, фасадный крепеж – 85%;
по инженерному оборудованию и механизмам: запорная и регулирующая сантехническая арматура – 94%, насосное оборудование – 94 , системы кондиционирования – 84%, системы безопасности, автоматика – 55%, системы вентиляции – 15%;
дорожным
машинам: бетоноукладчики – 60%, экскаваторы – 80%, погрузчики – 90%, гусенечные
асфальтоукладчики, перегружатели асфальтобетенной смести – 100%;
по оборудованию для производства строительных ресурсов и их компонентов: минеральная изоляция, цемент – 70%, стекло, сухие смеси – 80%, вспененный пенополистирол ППС/EPS, строительная химия – 90%, плитка, керамогранит, сантехническая керамика, кирпич, фасадная плитка, саморезы, фасадный крепеж, герметики, клеи, монтажная пена – 100%.
Несмотря на это, согласно проведенному Комитетом анализу поступившей к парламентским слушаниям информации из более 50 субъектов Российской Федерации, у подавляющего большинства регионов проблемы с дефицитом строительных материалов и оборудования из‑за ухода с отечественного рынка иностранных производителей отсутствуют.
Профильные федеральные органы исполнительной власти отмечают, что в целом в настоящее время ситуация с импортозамещением в строительной отрасли достаточно благоприятная. Промышленное производство строительных материалов и оборудования достигло высокого уровня локализации[5].
По базовым строительным материалам (нерудные материалы, бетон, растворы, стекло и изделия из него, трубы и полуфабрикаты из металлов и чугуна, железобетонные изделия (ЖБИ) и стальные конструкции, некоторые наименования строительной техники, керамические плиты) строительный рынок полностью обеспечен российской продукцией. Также налажена поставка строительной продукции, произведенной дружественными странами (Республика Беларусь, Казахстан, Китай, Турция, Иран), и методом параллельного импорта.
Чтобы нивелировать негативный эффект от санкций на уровне Правительства Российской Федерации, Минстроя России, Минпромторга России и отраслевых ассоциаций предпринимаются различные меры:
— Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) при поддержке Минстроя России создан цифровой Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования[6];
— Минстроем России создан перечень российского программного обеспечения для субъектов градостроительной деятельности[7]. Минпромторгом России создан сервис импортозамещения – Биржа импортозамещения, предусматривающий возможность выбора запасных частей и комплектующих[8];
— до конца 2023 года продлен упрощенный порядок подтверждения пригодности использования новых строительных материалов, изделий и конструкций[9];
— предусмотрен механизм льготного кредитования системообразующих организаций промышленности и торговли на цели пополнения оборотных средств[10];
— в части обеспечения доступности для компаний инвестиционных кредитов на реализацию проектов модернизации и технического перевооружения Фонд развития промышленности[11] осуществляет предоставление займов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе по следующим программам: «Проекты развития» (базовая процентная ставка – 3%), «Комплектующие изделия» (процентная ставка на весь срок займа при банковской гарантии/или первые три года при других видах обеспечения – 1%, на оставшийся срок – 3%), «Приоритетные проекты» (процентная ставка при высококлассном обеспечении – 1%, при иных видах обеспечения – 3%), «Формирование компонентной и ресурсной базы» (процентная ставка – 5%);
— предусмотрены отдельные меры по поддержке производства строительных материалов из древесины и иных деревянных конструкций для использования в строительстве, в том числе утверждена программа поддержки производителей деревянных домокомплектов заводского изготовления[12]; Минстроем России совместно с МЧС утвержден План мероприятий по развитию деревянного домостроения на период до 2024 года[13].
Кроме того, реализуется программа «промышленной ипотеки»[14], предусматривающая льготное кредитование промышленных предприятий на цели приобретения производственных площадей.
На реализацию данной программы федеральным бюджетом на 2023 – 2025 годы предусмотрено 872,8 млн рублей[15].
Отобрано 16 кредитных организаций[16], которыми предварительно был заявлен кредитный портфель в объеме 65 млрд рублей по 513 потенциальным заемщикам.
По состоянию на апрель 2023 года выдано 38 льготных кредитов на общую сумму 2,86 млрд рублей, в стадии согласования находится 32 кредитных соглашения на сумму 3,39 млрд рублей[17].
В настоящее время принято решение о расширении программы «промышленной ипотеки» на цели строительства, реконструкции и модернизации производственных площадей[18], а также дополнительно выделено 1,05 млрд рублей[19], что позволит предоставить в 2023 году льготные кредиты в объеме не менее 45 млрд рублей, в том числе на новые цели в рамках программы.
На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются меры поддержки производителей строительных материалов и оборудования: предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество организаций) и пониженных налоговых ставок (по налогу на прибыль организаций); установление льготного размера арендной платы за используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности земельные участки, программы льготного заёмного финансирования проектов региональным фондами развития промышленности и другие.
Несмотря на принимаемые меры поддержки, субъектами Российской Федерации и бизнес-сообществом отмечается ряд существенных проблем, замедляющих процесс импортозамещения в строительной отрасли, в частности:
— невозможность гарантийного ремонта установленного зарубежного оборудования и комплектующих, проблемы при подборе отечественных аналогов, соответствующих характеристикам и параметрам импортной продукции (что, как следствие, влечет за собой сокращение производства и снижение качества продукции);
— проблемы внедрения и применения в строительной отрасли российского программного обеспечения (высокая стоимость, недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень применения цифровых технологий отдельными участниками строительной отрасли, низкий уровень функционала отечественного софта);
— увеличение сроков поставок и издержек производства ввиду необходимости налаживания новых логистических цепочек (важно отметить напряженную ситуацию, возникшую в пунктах пропуска Калининградской области);
— высокая стоимость внутренних перевозок строительных материалов и оборудования, в том числе в северные регионы (Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока);
— применение мер государственной поддержки только в отношении крупных промышленных предприятий (с большими оборотными средствами и численностью работников) и предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты, которые предусматривают импортозамещение строительной продукции или внедрение наилучших доступных технологий;
— отсутствие инвесторов для организации необходимых производств на территориях субъектов Российской Федерации, которые обладают значительными ресурсами полезных ископаемых, которые могут быть использованы в качестве сырья для производства строительных материалов и конструкций (Архангельская область и Новосибирская область — цемент, Хабаровский край — гипсоволокнистые плиты, Красноярский край — древесина);
— разграничение функций по управлению процессами импортозамещения между различными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, отраслевыми центрами;
— отсутствие единого информационного пространства, содержащего всю информацию по импортозамещению в строительстве.
Принимая во внимание актуальность поднятых в ходе мероприятия проблем, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о необходимости разработки долгосрочного плана мероприятий по развитию производств строительных материалов, машин и оборудования, а также их компонентов, подлежащих импортозамещению, с выделением приоритетов по их локализации с учетом имеющихся ресурсов и транспортной доступности;
об актуализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, а также Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года[20] с учетом текущих и перспективных потребностей;
о наделении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований безопасности в отношении продукции в отрасли промышленности строительных материалов[21];
о возможности компенсации части затрат предприятиям лесопромышленного комплекса на строительство транспортной инфраструктуры (лесовозных дорог, переездов через магистральные трубопроводы);
о расширении мер государственной поддержки отечественных производителей строительных материалов и оборудования, в том числе стройматериалов из древесины и иных деревянных конструкций, в целях обеспечения производства в объеме, необходимом для достижения задач, поставленных в Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года;
о продлении действия упрощенного порядка подтверждения пригодности новых строительных материалов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»;
о возможности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 2540 «О государственной поддержке российских организаций обрабатывающей промышленности в целях обеспечения льготных условий при перевозке продукции железнодорожным транспортом» в части определения термина «промышленная продукция» путем включения в него продукции добычи нерудных материалов и промышленности строительных материалов;
о возможности субсидирования закупок отечественного программного обеспечения для технологий информационного моделирования для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по программам профессионального образования (в том числе краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в строительной отрасли.
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
осуществлять работу по проведению мониторинга потребности в строительных материалах и оборудовании в субъектах Российской Федерации с целью создания (локализации) производств;
провести работу по расчёту укрупненной обоснованной потребности в строительных материалах, машинах и оборудовании, а также их компонентов для учета в долгосрочном плане мероприятий по развитию соответствующих производств;
подготовить предложения о расширении мер государственной поддержки отечественных производителей строительных материалов, в том числе стройматериалов из древесины и иных деревянных конструкций, в целях обеспечения производства в объеме, необходимом для достижения задач, поставленных в Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года;
рассмотреть вопрос о расширении доли применения металла в строительной отрасли (в том числе при реализации национальных проектов на Севере Российской Федерации) с последующим совершенствованием нормативно-технического регулирования, разработкой типовых проектных решений по применению металлоконструкций в строительстве;
в рамках реализации отраслевых программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) формировать планы прикладных научных исследований с учетом приоритетов разработки передовых технологий производства строительных материалов, машин и оборудования.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке отдельной программы Фонда развития промышленности под новые проекты промышленности строительных материалов с учетом вызовов при реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года;
рассмотреть вопрос о включении в число заемщиков по программам Фонда развития промышленности предприятий с видом деятельности по ОКВЭД 08 «Добыча прочих полезных ископаемых», машиностроительных предприятий, изготавливающих технологическое оборудование;
рассмотреть вопрос о разработке целевых мер поддержки инвесторов в субъектах Российской Федерации, территории которых обладают значительными запасами ресурсов полезных ископаемых, используемых в качестве сырья для производства строительных материалов;
проработать механизмы оказания поддержки отечественным разработчикам технологий по производству инновационных образцов строительной техники (включая дорожно-строительную и коммунальную) с сокращением срока их выпуска;
проработать механизмы создания (локализации) производств по выпуску технологического оборудования для производства строительных материалов, по которому отмечается наибольшая зависимость от импорта.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке по аналогии с реализуемой программой поддержки производителей деревянных домокомплектов программы для поддержки производителей домокомплектов из альтернативных дереву материалов (железобетон, металлокаркас, сэндвич-панели и другие).
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать механизмы импортозамещения зарубежного программного обеспечения, используемого для расчета надежности (устойчивости, прочности) строительных конструкций методом конечных элементов.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
включить задачи по поддержке импортозамещения в строительной отрасли в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации;
обеспечивать дополнительную поддержку создания, модернизации, расширения производств по выпуску импортозамещающих строительных материалов, оборудования, комплектующих.
7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ (НОСТРОЙ), Ассоциацией „Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций“ (НОПСМ), Ассоциацией „Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования“ (НОТИМ), общероссийским межотраслевым объединением работодателей „Российский союз строителей“, общероссийским объединением работодателей „Российский союз промышленников и предпринимателей“ и другими ассоциациями (союзами), общественными объединениями, осуществляющими деятельность в строительной отрасли:
провести мониторинг совокупной потребности в строительных материалах и оборудовании на 2023–2024 годы и представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации актуальную информацию, а также информацию об используемых технологиях в строительстве;
осуществлять работу по информированию производителей о возможности внесения производимой ими строительной продукции в Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования,
рассмотреть вопрос о формировании и опубликовании перечня строительной продукции (перечня производств), выпускаемой на территории региона, с определением ее промышленной специализации.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года».
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 868-р «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года».
[3] По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученной к заседанию парламентских слушаний (входящий номер 15884 от 12 апреля 2023 года).
[4] По информации Минстроя России, плученной к данным парламентским слушаниям.
[5] По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученной к заседанию парламентских слушаний (входящий номер 15884 от 12 апреля 2023 года).
[7] Официальный сайт Минстроя России — https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/143878/.
[8] etpqpb.ru.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2022 года № 1759 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353».
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2022 года № 393. По состоянию на конец 2022 года для системообразующих предприятий промышленности строительных материалов, по информации Минпромторга России, выдано 15 млрд рублей льготных кредитных средств. В настоящее время в перечень системообразующих предприятий входит порядка 85 компаний-производителей строительных материалов.
[11] Создан распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 1651р.
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2022 года № 2093 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением скидки физическим лицам на покупку таких деревянных домокомплектов». Условия: граждане при покупке готового деревянного домокомплекта (»дома стандартные») стоимостью до 3,5 млн рублей могут получить скидку до 10 процентов, которую производителю будет субсидировать государство. Соглашение о предоставлении субсидии заключается по результатам проведения Минпромторгом России конкурсного отбора производителей. В числе обязательных требований к производителям – подтверждение наличия производственных мощностей в России, наличие утверждённого прейскуранта цен на домокомплекты, фиксация скидки в договоре с покупателем. На предоставление субсидии планируется выделять по 300 млн руб. ежегодно.
[13] От 16 июня 2022 года №13-П/08.
[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570. Условия: объем льготного кредита – до 500 млн рублей, срок – до 7 лет, процентная ставка – 3 % годовых для технологических компаний и 5% годовых для иных предприятий.
[15] В том числе: на 2023 год – 286,7 млн рублей, на 2024 год – 291,5 млн рублей, на 2025 год – 294,6 млн рублей. Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
[16] Сбербанк, Банк ВТБ, Альфа Банк, Открытие, Банк ДОМ.РФ, Россельхозбанк, Кубань Кредит, Транскапиталбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Ак Барс, Аверс, Центр-инвест, МСП-Банк, Новикомбанк.
[17] По информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полученной к заседанию парламентских слушаний (входящий номер 15884 от 12 апреля 2023 года).
[18] Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 года № 526.
[19] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 года № 716-р.
[20] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
[21] Regulation.gov.ru. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „О техническом регулировании“, ID проекта – 02/04/06–22/00129039.