Парламентские слушания

«Актуальные вопросы развития детского здравоохранения и создания его современной инфраструктуры»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Актуальные вопросы развития детского здравоохранения и создания его современной инфраструктуры», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Одним из приоритетных направлений работы в сфере здравоохранения как в Российской Федерации, так и во всем мире является решение задачи по выработке современной, своевременной, эффективной государственной политики в области обеспечения охраны здоровья детей.

Развитию детского здравоохранения и созданию его современной инфраструктуры посвящен отдельный федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (далее – федеральный проект «Детское здравоохранение») в рамках национального проекта «Здравоохранение». Приоритетной задачей федерального проекта является обеспечение доступности для детей детских поликлиник и детских поликлинических отделений с созданной в них современной инфраструктурой, и оказания качественной и своевременной медицинской помощи.

За время реализации федерального проекта «Детское здравоохранение» (2019–2021 годы) 2 689 (98,5%) детских поликлиник (поликлинических отделений) субъектов Российской Федерации дооснащены медицинскими изделиями, реализованы организационно-планировочные решения внутренних пространств. Закуплено 20 571 единица медицинских изделий, в том числе 6 511 единиц отечественного производства (31,6%).

Как отметили представители субъектов Российской Федерации, в результате проведения данных мероприятий в детских поликлиниках, поликлинических отделениях медицинских организаций, в том числе расположенных в сельской местности, увеличилась доступность оказания медицинской помощи: предоставлены условия для всех типов записи к специалистам (телефон, Интернет, самозапись), сроки ожидания проведения плановых консультаций специалистов не превышают 14 дней, созданы условия для внедрения принципов бережливого производства и комфортного пребывания детей и их родителей.

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, в 2021 году охват профилактическими медицинскими осмотрами несовершеннолетних по всей стране составил более 90 процентов, что на 22 процента больше в сравнении с предыдущим годом.

По результатах профилактических медицинских осмотров в 2021 году более 83 процентов детей были отнесены к первой и второй группам здоровья. При этом стоит отметить, что сохраняется достаточно большое количество детей, имеющих ограничения по здоровью и кому требуется медицинская помощь.

С целью сохранения репродуктивного здоровья проведены медицинские осмотры подростков в возрасте 15–17 лет: девочек – врачами акушерами-гинекологами, мальчиков – врачами детскими урологами-андрологами. За указанный период осмотрено 86% детей при плановом значении на конец 2021 года – 70%.

Ежегодно проводится углубленная диспансеризация наиболее незащищенной группы детей – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сохраняется высокий охват диспансеризацией данной категории. В 2021 году охват детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, составил 98 процентов и около 95 процентов – охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных, принятых под опеку в приемную или патронатную семью.

Для детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), особенно в тяжелой и крайне тяжелой формах, при прохождении профилактических осмотров предусмотрено включение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований, в том числе осмотры врача – детского кардиолога, проведение пульсоксиметрии.

Участники парламентских слушании согласились с необходимостью развивать систему профилактических осмотров детей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования в образовательных организациях. Медицинские осмотры детей в местах обучения позволят своевременно выявлять нарушения здоровья детей.

Как отметили участники парламентских слушаний, в рамках федерального проекта «Детское здравоохранение» реализуются мероприятия по реконструкции и строительству детских больниц. За период 2019–2021 годов введено в эксплуатацию 9 детских больниц.

В 2022 году продолжаются строительство и реконструкция 12 больниц, планируется введение в эксплуатацию 7.

По оперативным данным территориальных органов Росздравнадзора по итогам I квартала 2022 года строительство/реконструкция объектов продолжается в 13 субъектах Российской Федерации: Республике Ингушетия, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском краях, Архангельской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Московской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областях.

К 2024 году должно быть построено (реконструировано) 35 детских больниц (корпусов).

Важнейшей целью национального проекта «Здравоохранение» является снижение младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей). Усилия, предпринимаемые в данном направлении, позволили за период с 2019 по 2021 год сократить младенческую смертность примерно на 10 процентов – до 4,6 на 1 тысячу родившихся живыми.

Указанных показателей удалось добиться во многом благодаря созданию современной инфраструктуры оказания медицинской помощи и в детских поликлиниках, и в стационарных отделениях.

В регионах России строятся современные перинатальные центры. На их базе интенсивно развиваются скрининговые программы, оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная. Ежегодно около 1,2 млн беременных проходят пренатальную диагностику. Исследование позволяет каждый год на ранних стадиях выявлять около 15 тысяч случаев врожденных и наследственных заболеваний, являющихся причинами младенческой смертности и детской инвалидности.

Участники парламентских слушаний отметили, что во многом благодаря работе перинатальных центров основные задачи, которые стоят перед российским здравоохранением по снижению младенческой смертности, реализованы. Во всем мире это один из ключевых критериев оценки эффективности медицинской помощи. В 2020 году – в самый разгар пандемии – показатель достиг исторического минимума и составил 4,5 на 1000 родившихся живыми. Удалось сохранить на 12% больше жизней младенцев, чем годом ранее.

С 2006 года в России бесплатно проводится массовое обследование новорожденных (неонатальный скрининг) на 5 наследственных и врожденных заболеваний. За все время такие тесты прошли более 20 миллионов детей. Заболевания выявлены примерно у 15 тысяч. Ранняя диагностика помогла вовремя назначить им лечение, остановить болезнь или предотвратить ее тяжелые последствия.

В настоящее время Минздравом России ведется работа по расширению неонатального генетического скрининга до 36 заболеваний, среди которых — спинальная мышечная атрофия (СМА). По мнению экспертов, это позволит снизить смертность детей в возрасте до года в России в среднем на 15%. При этом за десять лет намечено сохранить более девяти тысяч детских жизней. Также должна снизиться нагрузка на стационары, отделения реанимации. Для проведения расширенного скрининга планируется закупить более 330 единиц специального медицинского оборудования. В 2022 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 2,6 млрд рублей.

По мнению участников парламентских слушании, особое внимание необходимо уделять развитию медицинской реабилитации и организация санаторно-курортного лечения детей, включая детей-инвалидов. В этой сфере существует ряд проблем, связанных с нехваткой детских лагерей, высокой степенью их износа, неприспособленностью для детей с ограничениями по здоровью, недостаточным федеральным финансированием, а также регулярным перепрофилированием и закрытием организаций отдыха и оздоровления детей. Только в течение 2021 года было перепрофилировано или закрыто 34 подобных организации.

В целях увеличения численности детей, направленных в организации отдыха и оздоровления, реализуется ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей». Предполагается, в том числе, решение задачи по модернизации инфраструктуры данных организаций.

Однако, по информации ряда субъектов Российской Федерации, наблюдается нехватка собственных финансовых ресурсов для осуществления мероприятий, направленных на безопасный содержательный отдых детей.

Кроме этого, участники парламентских слушаний обратили внимание на следующие проблемы.

Счетной палатой Российской Федерации зафиксирован низкий уровень исполнение расходов на реализацию мероприятий федерального проекта «Детское здравоохранение», что может в дальнейшем создать риски недостижения в регионах России плановых показателей в намеченные сроки. По итогам 2021 года исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Здравоохранение» составило 95,2% объема сводной бюджетной росписи, а на реализацию федерального проекта «Детское здравоохранение» показало самый низкий уровень исполнения расходов среди всех федеральных проектов, реализуемых в рамках нацпроекта «Здравоохранение», а именно 75,5%.

Нерешенными остаются вопросы, касающиеся деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним, а именно:

— кадровый дефицит, недостаточная укомплектованность врачами-специалистами, особенно в отпускной период и период временной нетрудоспособности;

— недооснащение кабинетов и отделений государственных медицинских организаций медицинским оборудованием в соответствии с Порядком оказания педиатрической помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н;

— недостаточный контроль за качеством организации и качеством проведения диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации недостаточный контроль за организацией и качеством проведения диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— некачественное проведение профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, включая несоблюдение объема инструментальных исследований и осмотров врачей-специалистов.

В целях укрепления здоровья детей, оказания медицинской помощи детям в условиях новых вызовов и инфекционных агрессий, организации эффективных профилактических осмотров детей участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственной Думе ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

1.1 № 69228–8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации» (о запрете изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, деятельность которых осуществляется в целях отдыха и оздоровления детей, а также изменения разрешенного использования земель рекреационного назначения, на которых расположены такие объекты), внесенного сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым.

1.2 № 426529–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» (о совершенствовании организации оказания первой помощи и медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях).

2. Правительству Российской Федерации:

2.1 Рассмотреть возможность внесения изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в части проведения углубленной диспансеризации детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).

2.2 В ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году рассмотреть вопрос об обеспечении завершения и своевременного ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения в сроки, установленные Федеральной адресной инвестиционной программой на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2.3. Рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования и включения в приоритетном порядке в федеральную адресно-инвестиционную программу «Развитие здравоохранения» объектов детского здравоохранения, в том числе строительство перинатального центра в г. Горно-Алтайске, объектов, включенных в программу Десятилетия детства: детская многопрофильная больница в г. Красноярске, детская республиканская больница № 2 в г. Каспийске, лечебный корпус ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница», детский инфекционный стационар в г. Омске, хирургический корпус ГБУЗ «Челябинская областная детская больница».

2.4. Предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ведомственной целевой программы «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», в том числе на строительство и реконструкцию организаций отдыха детей и их оздоровления.

2.5 Разработать и внедрить меры стимулирующего характера для производителей лекарственных средств, включая иммунобиологические лекарственные средства (вакцины, иммуноглобулины и т. д.) для педиатрической популяции как наиболее уязвимой в условиях нестабильного лекарственного рынка.

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

3.1 Усилить контроль за реализацией региональных программ «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».

3.2 Разработать программу углубленной диспансеризации детей, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) с целью скорейшей реабилитации и восстановления соматического и когнитивного здоровья, а также порядок направления несовершеннолетних на прохождение углубленной диспансеризации.

3.3 Провести анализ программ профилактических осмотров несовершеннолетних на предмет эффективности раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития и разработать систему оптимизации профилактических осмотров, в том числе с целью выявления нарушений состояния соматического и нервно-психического здоровья детей.

3.4 Обеспечить контроль за исполнением приказа Минздрава России от 10 августа 2017 года № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» в части организации профилактических осмотров для обучающихся в образовательных организациях в данных образовательных организациях.

3.5 Продолжить работу по созданию условий в медицинских организациях по оказанию помощи с применением телемедицинских технологий с целью дистанционного мониторинга состояния здоровья детей, особое внимание уделив пациентам, перенесшим новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).

3.6 Усилить меры по привлечению квалифицированных медицинских кадров для работы в детских поликлиниках/детских поликлинических отделениях по специальности «Педиатрия», в том числе за счет увеличения квоты на целевое обучение по программам специалитета в соответствии с потребностями субъектов Российской Федерации.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации провести мониторинг реализации региональных программ «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» с учетом целевых показателей, в том числе по дооснащению медицинскими изделиями детских поликлиник/детских поликлинических отделений в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 7 марта 2018 года № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям», а также по реализации в детских поликлиниках/детских поликлинических отделениях организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
О.С. Забралова