Парламентские слушания

«Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста»

Рекомендации

Участники парламентских слушаний – сенаторы Российской Федерации, представители Российской академии наук, научных и образовательных организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высокой концентрацией исследований и разработок, представители экспертного и бизнес-сообщества, обсудив вопросы укрепления кадрового потенциала российской науки, подготовки научных кадров и поддержки ученых, повышения привлекательности научной карьеры для молодежи, отмечают следующее.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность долгосрочной системной работы по укреплению научного потенциала страны, включающей развитие передовой исследовательской инфраструктуры вузов и научных центров, систему поддержки молодых талантов, привлечение к научным проектам наших соотечественников. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «именно образование и наука, технологический суверенитет сегодня стали не просто важными, а в значительной степени решающими, ключевыми факторами национальной безопасности, качества жизни людей».

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее — Стратегия), отнесенной наряду с ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации к документам стратегического планирования федерального уровня, целью научно-технологического развития России является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. В качестве первоочередной задачи, которую необходимо решить для достижения указанной цели, Стратегией определено создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.

Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принимаются меры по развитию научного кадрового потенциала, данные вопросы находятся на постоянном контроле Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

В числе наиболее значимых таких мер – направленные на повышение эффективности управления и межведомственной координации в сфере научно-технической политики решения, принятые по итогам состоявшегося 8 февраля 2021 года Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, включая создание в качестве постоянно действующего органа при Правительстве Российской Федерации Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, в функции которой вошла координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики, разработкой и реализацией государственной программы в области научно-технологического развития.

В рамках долгосрочной системной работы по развитию научного потенциала страны продолжается реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».

Развивается сеть уникальных научных установок класса мегасайенс на территории России.

Сформирована сеть из 10 научно-образовательных центров мирового уровня, деятельность которых направлена на подготовку кадров, создание технологий, выпуск товаров, не только востребованных на российском и зарубежных рынках, но и способных обеспечить присутствие Российской Федерации в числе ведущих стран мира в области исследований и разработок.

Расширяется практика поддержки крупных научных проектов, в том числе программа мегагрантов.

Реализуется широкий спектр инструментов поддержки талантливых студентов и молодых исследователей, в том числе через гранты и стипендии Президента Российской Федерации, через систему фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, принимаются меры по созданию механизмов «карьерных лифтов» в сфере исследований и разработок.

В целях совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации, смещения акцентов с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, повышения качества подготовки диссертаций на соискание ученой степени принят Федеральный закон 30 декабря 2020 года № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В то же время, статистика и практика показывают недостаточность принимаемых мер. Участники парламентских слушаний отмечают, что несмотря на постоянную планомерную работу и приоритетность вопросов развития научного кадрового потенциала в российской государственной политике, их актуальность не только сохраняется, но и нарастает с учетом текущей экономической ситуации и рисков сокращения имеющегося научного потенциала, а также в связи с национальными целями и задачами прорывного развития экономики России.

На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. В 2000 году в общей сложности, с учетом технического и вспомогательного персонала, в отечественной сфере исследований и разработок насчитывалось 887,7 тыс. человек, в том числе 425,9 тыс. исследователей. В 2010 и 2019 годах эти цифры составляли соответственно 736,5 тыс. человек (в том числе 368,9 тыс. исследователей) и 682,4 тыс. человек (из них 348,2 тыс. исследователей).

Характеризуя состояние ресурсов для пополнения научно-исследовательского корпуса страны, необходимо отметить, что в 2019 году в России было 84,3 тыс. аспирантов, что в 1,8 раза меньше, чем в 2010.

Снизилась и эффективность аспирантуры: в вузах, доля аспирантов, выпустившихся с защитой кандидатских диссертаций, снизилась с 30,3 % до 10,4 % от общего количества выпускников аспирантуры.

Участники парламентских слушаний отмечают прямую связь между долей ВВП, направляемой на развитие научных исследований, и числом учёных: в развитых странах при расходовании 2–3 % ВВП на науку число учёных составляет около 1% от общей численности работающих. При этом сократившееся в последние годы число учёных в стране до уровня 0,5 % от числа работающих в целом соответствует этой мировой закономерности, поскольку расходы на науку составляют чуть больше 1 % ВВП. Таким образом, неблагоприятные тенденции сокращения числа учёных в стране являются частью системной проблемы недофинансирования науки. В числе основных путей решения этой проблемы необходимо рассмотреть привлечение средств высокотехнологических отечественных компаний, заинтересованных в подготовке научных и инженерных кадров высшей квалификации для инновационной экономики. В рамках подготовки к парламентским слушаниям корпус профессоров Российской академии наук в 2020 году провел экспертный опрос, направленный на оценку состояния системы подготовки научных кадров в интересах страны и регионов. В опросе приняли участие 302 профессора РАН в возрасте от 36 до 55 лет, представляющие все отделения Российской академии наук.

По итогам выявлено, что большинство опрошенных (66,7 %) считают существующую систему подготовки научных кадров в Российской Федерации несоответствующей или лишь частично соответствующей задачам, стоящим перед российской наукой на ближайшее двадцатилетие.

73,8 % опрошенных считают недостаточными существующие механизмы поддержки аспирантов и молодых ученых для обеспечения мобильности научных кадров на территории Российской Федерации и устойчивого развития субъектов Российской Федерации.

В числе наиболее серьезных барьеров, в наибольшей степени снижающих эффективность системы подготовки и поддержки научных кадров для страны и регионов, по итогам опроса отмечены:

1) недостаточная базовая финансовая поддержка научных сотрудников и вспомогательного персонала (67,2 % опрошенных);

2) устаревшая материально-техническая база, не позволяющая проводить исследования на высоком мировом уровне (59,3 %);

3) факт, что аспирантура на данный момент является уровнем образования (41,7 %);

4) недостаточные социальные гарантии, предоставляемые российским исследователям (39,4 %);

5) отсутствие возможности получения новых ставок в научных организациях для молодых специалистов (36,4 %);

6) недостаточная международная мобильность как для российских ученых, так и в части возможности привлечения иностранных ученых (29,1 %);

7) плохо сбалансированная система грантового финансирования (25,8 %).

67,9% опрошенных отметили недостаточность поддержки развития научных кадров со стороны органов власти субъектов Российской Федерации.

Только 22,9 % участников опроса назвали высоким уровень мотивации талантливых старшеклассников к выбору профессии в области научных исследований.

По мнению участников парламентских слушаний, сокращение имеющегося научного потенциала создает угрозы как для национальной безопасности России, так и для достижения необходимых темпов экономического роста. Для принципиального изменения ситуации с кадровым обеспечением в сфере науки, преодоления существующих негативных тенденций, повышения привлекательности научной карьеры для молодежи требуется разработка и реализация, в том числе на законодательном уровне, комплекса мер, направленных на формирование системы подготовки и поддержки научных кадров, включающей популяризацию науки среди подрастающего поколения; выявление, сопровождение и помощь в развитии молодых талантов; повышение привлекательности научной карьеры; создание благоприятных условий осуществления научных исследований; поддержку, мониторинг и планомерное сопровождение становления ученого-исследователя, развитие его способностей к самостоятельному научному поиску и транслированию знаний.

Отмечая актуальность вопросов развития российского научного кадрового потенциала для эффективной реализации Стратегии, достижения национальных целей и обеспечения прорывного научно-технологического развития России, участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 1100997–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учесть необходимость обеспечения оптимизации процедур проведения закупок при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

II. Правительству Российской Федерации:

1) с учетом специфики научной деятельности как особого вида деятельности, направленного на получение новых знаний и разработок, принять меры, направленные на законодательное обеспечение благоприятных условий осуществления научных исследований и повышение их эффективности, в том числе рассмотреть возможность:

— разработки и законодательного закрепления особых механизмов осуществления закупок реагентов и расходных материалов, уникального научного оборудования для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

— законодательного закрепления возможности долгосрочного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ из бюджетов различного уровня и внебюджетных источников;

— законодательного закрепления высокорискового характера научной деятельности;

— разработки и законодательного закрепления особых механизмов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности путем финансирования из внебюджетных источников и стимулирования через предоставление налоговых льгот и иных преференций;

2) ускорить согласование и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот государственным научным центрам Российской Федерации», направленного на освобождение государственных научных центров Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость за оказание образовательных услуг независимо от их организационно-правовой формы и от уплаты земельного налога независимо от особенностей местного законодательства;

3) рассмотреть вопрос о законодательном закреплении применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в части фонда оплаты труда научных работников;

4) рассмотреть вопрос о законодательном закреплении приоритетного доступа участников научно-образовательных центров мирового уровня к действующим мерам государственной поддержки;

5) в числе мер, направленных на повышение эффективности управления в сфере науки, предусмотреть развитие механизмов поддержки междисциплинарных научно-исследовательских проектов, включая формирование системы проведения междисциплинарной экспертизы.

6) проработать вопрос расширения грантовой поддержки исследователей в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, в том числе за счет развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также за счет формирования в образовательных организациях высшего образования и научных организациях систем поддержки научно-исследовательских проектов, предоставления внутренних грантов, организации конкурсов по поддержке молодых исследователей и преподавателей, студенческих научных инициатив,

7) принять меры по повышению эффективности обеспечения обновления и развития инфраструктуры и материально-технической базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, предусмотрев периодическую модернизацию научного оборудования, капитальный и текущий ремонт зданий указанных организаций, в том числе — научных организаций независимо от категорий;

8) принять меры по развитию международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации и повышению академической мобильности российских ученых, в том числе:

— рассмотреть возможность нормативного закрепления на уровне Правительства Российской Федерации в качестве стратегического документа, определяющего базовые принципы и приоритетные направления международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации, Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества;

— рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательного обеспечения деятельности и развития международных исследовательских центров на территории Российской Федерации;

— рассмотреть возможность организации совместной с зарубежными партнерами работы по подготовке и принятию согласованных решений о введении в качестве одного из инструментов научной дипломатии «научных виз» для российских и зарубежных ученых;

— рассмотреть возможность предоставления научным работникам, приглашаемым в Российскую Федерацию для осуществления научно-исследовательской деятельности, права осуществления также преподавательской деятельности;

9) принять меры, направленные на совершенствование системы оплаты труда научных и научно-педагогических работников, предусмотрев:

— исключение грантовых средств из общего объема оплаты труда при расчете установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» соотношения средних заработных плат научных сотрудников со средней заработной платой по региону;

— проработку вопроса о ликвидации дисбаланса размеров заработной платы научных и научно-педагогических работников, в том числе молодых, и заработной платы руководителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

10) при реализации комплекса мер социальной поддержки научных кадров, в том числе молодых, и членов их семей:

— разработать программу «научной ипотеки» – льготного ипотечного кредитования приобретения жилья научных и научно-педагогических работников научных организаций и образовательных организаций высшего образования, предусмотрев, в том числе, возможность рефинансирования уже имеющихся ипотечных кредитов по ставке не выше 3% годовых;

— предусмотреть расширение программы по предоставлению государственных жилищных сертификатов молодым ученым, обеспечив на законодательном уровне возможность получения таких сертификатов молодыми преподавателями образовательных организаций высшего образования;

— рассмотреть возможность совершенствования и расширения внедрения механизмов обеспечения служебным жильем научных и научно-педагогических работников научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

11) в рамках совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации рассмотреть возможность:

— изменения условий приема в аспирантуру в части обеспечения преимущественного права приема для лиц, имеющих научные публикации и достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

— увеличения размера стипендий аспирантов до уровня средней зарплаты по Российской Федерации;

— расширения грантовой поддержки аспирантов;

— повышения нормативов выплат профессорско-преподавательскому составу за подготовку аспирантов;

12) проработать вопрос об оказании содействия занятости и трудоустройству в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, лиц, завершивших обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации и получивших ученые степени;

13) разработать комплекс мер, включающих систему стимулирования и создание условий для профессионального роста в сфере научных исследований и разработок, а также систему выявления и сопровождения талантливой молодежи от обучения в общеобразовательных организациях до достижения значимых результатов в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

14) рассмотреть возможность разработки в рамках национального проекта «Наука и университеты» федерального проекта поддержки программы создания и развития научно-образовательных консорциумов «Вернадский», координируемого Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и направленного на укрепление общероссийского научно-образовательного пространства, развитие академической мобильности и обеспечение опережающей многопрофильной подготовки кадров;

15) рассмотреть возможность наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правом финансирования научных исследований и разработок за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также научной, научно-технической, инновационной и внедренческой деятельности через механизмы налоговых льгот и иных преференций;

16) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о системной поддержке комплексного развития территорий с высокой концентрацией научного потенциала, исследований и разработок;

17) совместно с Российской академией наук разработать механизмы участия высокотехнологичных компаний в подготовке научных и инженерных кадров высшей квалификации и меры стимулирования такого участия.

18) взять на контроль выполнение рекомендаций Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по итогам состоявшегося 18 февраля 2021 года заседания «круглого стола» на тему «О мерах по развитию наукоградов Российской Федерации и повышению эффективности использования их научно-технического потенциала».

III. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1) доработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части государственной поддержки молодых ученых», предусмотрев в том числе:

— дифференцированные подходы к определению предельного возраста отнесения научных и научно-педагогических работников к категории «молодой ученый» с учетом необходимости недопущения сужения круга потенциальных получателей мер государственной поддержки;

— возможность отнесения к категории «молодой ученый» аспирантов, обучающихся по очной форме, а также научных и научно-педагогических работников без ученой степени в случае наличия научных достижений у лиц указанных категорий;

— включение в перечень возможных источников финансирования мер поддержки молодых ученых внебюджетных источников;

— проработку вопроса о включении гражданства Российской Федерации в перечень условий получения мер государственной поддержки для молодых ученых;

2) совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Российской академией наук рассмотреть вопрос о разработке программы, направленной на поддержку программ развития научных организаций, по аналогии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет–2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования;

3) продолжить в 2021 и последующих годах реализацию пилотной программы «Содействие занятости выпускников на научно-исследовательские позиции в образовательные организации высшего образования и научные организации», направленной на трудоустройство выпускников вузов на исследовательские позиции, за счет специально выделяемых бюджетных ассигнований;

4) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации рассмотреть возможность реализации междисциплинарного подхода на всех уровнях системы образования и подготовки кадров в Российской Федерации;

5) совместно с Российской академией наук принять меры по стимулированию публикации результатов научной деятельности в российских журналах, проработав, в том числе, вопросы:

— создания национальной платформы открытого доступа для международного продвижения ведущих российских журналов в мировые библиотеки и базы научного цитирования;

— создания отечественной государственной системы научного цитирования;

— введения квотирования научных статей, опубликованных в отечественных журналах, в качестве отчетных материалов по соответствующим государственным заданиям и грантам фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

6) совместно с Российской академией наук рассмотреть вопрос о поддержке международной и внутрироссийской мобильности ученых, в том числе путем организации и проведения международных и всероссийских краткосрочных школ для ученых, занимающихся исследованиями сходной тематики по приоритетным направлениям научных исследований;

7) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Российской академией наук разработать комплекс мер по популяризации науки и повышению привлекательности научной и научно-технической деятельности для детей и молодежи, предусмотрев, в том числе реализацию указанных мер в рамках мероприятий Года науки и технологий;

8) включить в состав дополнительных показателей оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, показатель «Количество опубликованных научно-популярных статей и проведенных мероприятий, направленных на популяризацию науки»;

9) совместно с Российской академией наук рассмотреть возможность внесения звания «Профессор РАН» в государственную систему научной аттестации;

10) совместно с Российской академией наук и Российским союзом ректоров рассмотреть возможность создания коммуникационной площадки молодых российских ученых, состоящей из представителей действующих объединений молодых ученых образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

IV. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о повышении эффективности мер, направленных на вовлечение детей и молодежи в науку и научно-техническое творчество, участие в олимпиадах школьников и иных интеллектуальных конкурсах;

2) рассмотреть вопрос о разработке типовой модели ранней профориентации обучающихся в целях подготовки ученого – исследователя по траектории «детский сад – школа – вуз – научная организация, наукоемкое предприятие».

V. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) в рамках реализации государственных программ субъектов Российской Федерации предусматривать:

— поддержку образовательных организаций высшего образования и научных организаций при осуществлении ими деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации и способствующей социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

— оказание содействия образовательным организациям высшего образования и научным организациям в реализации программ по созданию жилищной и социальной инфраструктуры, в том числе путем предоставления на льготных условиях земельных участков, доступа к коммуникациям, удешевления стоимости строительства;

2) проработать вопрос об осуществлении грантовой поддержки научных исследований из бюджета субъектов Российской Федерации, включая поддержку на конкурсной основе как отдельных проектов, так и научных организаций и ученых, в том числе молодых.

VI. Российскому научному фонду:

1) в течение переходного периода реформирования Российского фонда фундаментальных исследований принять меры по недопущению сужения круга потенциальных получателей поддержки научных исследований;

2) рассмотреть возможность сохранения и развития успешных механизмов поддержки научных исследований, включая проведение конкурсного отбора и финансовое обеспечение:

— проектов, направленных на развитие научных коллективов, в том числе в целях проведения совместных научных исследований российских и иностранных ученых;

— инициативных научных проектов, выполняемых молодыми учеными, а также обучающимися по программам подготовки кадров высшей квалификации;

3) рассмотреть возможность организации на конкурсной основе паритетного финансирования с субъектами Российской Федерации научных проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов.

VII. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре осуществлять парламентский контроль за соблюдением сроков и полнотой регулирования соответствующих правоотношений при разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“.