Парламентские слушания

«Реализация Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации»

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников Калашников
Сергей Вячеславович
представитель от исполнительного органа государственной власти Брянской области
Калашников Сергей Вячеславович
провел парламентские слушания на тему «Реализация Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации».

В рамках мероприятия обсуждалась проблематика исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 в части социально-экономического развития регионов; опыта регионов по формированию стратегий экономического развития; ресурсного обеспечения планирования.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 июня 2019 года (Протокол № 181)

Участники парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по экономической политике, отмечают следующее.

Непрерывное усложнение экономики как объекта управления обусловили необходимость создания системы государственного стратегического планирования, — решения в экономической, технологической, оборонной, социальной сферах приобретают долгосрочный стратегический характер, требуют расширения периода государственного прогнозирования и планирования, сбалансированности планируемых мероприятий по ресурсным и организационным возможностям экономики, а также установления долгосрочных ориентиров.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) является основным звеном нормативно-­правовой базы стратегического контура регулирования социально­-экономического развития страны. Установлены правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону, стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. Правовое регулирование стратегического планирования осуществляется, в том числе, в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день сформирована региональная нормативная правовая база, устанавливающая требования к документам стратегического планирования субъектов Российской Федерации. В каждом субъекте приняты законы «О стратегическом планировании» субъекта, утверждены порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития, приняты стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период и разработаны планы мероприятий по их реализации, утверждены среднесрочные и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития, установлены порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза, утверждены схемы территориального планирования. Значимой новацией в практике государственного управления стало закрепление Федеральным законом пространственного стратегирования как неотъемлемого компонента системы стратегического планирования с целью совершенствования пространственной структуры экономики. 13 февраля 2019 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации.

Между тем, сегодня стратегическое государственное планирование характеризуется как фрагментарное, находящееся в процессе освоения. В целом система стратегического планирования не сформирована, в связи с чем органы государственной власти субъектов сталкиваются с проблемами, требующими решения на федеральном уровне.

Действующие различные государственные плановые документы (стратегии, концепции, программы) недостаточно взаимоувязаны и скоординированы, нет единого государственного органа планирования.

На законодательном уровне не определено место национальных целей и проектов в системе документов стратегического планирования, не раскрыта их роль как инструмента (документа) стратегического планирования. В результате система стратегического планирования теряет всеобъемлющий характер, недостаточна взаимоувязка национальных проектов с государственными программами и иными документами стратегического планирования.

К основным препятствиям регионы относят несовершенство методической и организационной базы управления этими процессами, проблемы реалистичности оценок достижения поставленных в документах стратегического планирования целей, отмечаются разночтения в определении временного горизонта планирования, отсутствие оценки необходимых ресурсов, проблемы организации экспертной работы по разработке документов стратегического планирования в связи с отсутствием необходимой квалификации у сотрудников аппарата управления.

Отмечаются сложности, связанные с достижением значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и громоздкость сформированной на сегодняшний день многоуровневой системы мониторинга реализации национальных, федеральных и региональных проектов.

Затрудняет деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов отсутствие на федеральном уровне документов стратегического планирования (стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации), иерархической согласованности документов, единого плана разработки документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, а также недостаточность информационного обеспечения разработки указанных документов.

Документы характеризуются отраслевой изолированностью, отсутствием стратегических ориентиров для бизнеса и регионов, практически не используются в процессе выработки и принятия решений. Не всегда прослеживается взаимосвязь между стратегическими целями и бюджетным процессом.

В связи с этим особое внимание должно быть уделено формированию единой системы стратегического планирования, что позволит решать весь спектр задач развития страны и национальной безопасности, обеспечить взаимосвязь долгосрочных целей стратегий и государственных программ, а также ресурсов для их реализации.

В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1 обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации разработку и принятие стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и других основополагающих документов стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, исходя из определения горизонтов стратегического планирования на период до 2035 года;

1.2 создать единую взаимосвязанную систему стратегического планирования;

1.3 обеспечить оптимизацию системы отчетности федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации о ходе реализации документов стратегического планирования;

1.4 рассмотреть вопрос о целесообразности создания единого методологического документа, устанавливающего иерархию и связанность целей, задач, приоритетов документов стратегического планирования, а также единство показателей (целевых индикаторов) документов стратегического планирования;

1.5 повысить информативность раздела прогнозов о социально-экономическом развитии Российской Федерации, посвященного социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, путем отражения оценки степени достижения запланированных целей и задач во взаимосвязи с иными документами стратегического планирования;

1.6 продолжить совершенствование федеральной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» в части регистрации документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на региональном и муниципальном уровнях, а также мониторинга и контроля реализации указанных документов;

1.7 обеспечить условия для дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления квалифицированными кадрами в сфере стратегического планирования, готовыми к участию в цифровой трансформации системы государственного управления;

1.8 рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процессов разработки и реализации системы документов стратегического планирования;

1.9 направить в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию об итогах реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с целью их обсуждения в феврале 2020 г.;

1.10 рассмотреть вопрос и представить законодательные предложения по обеспечению скоординированности решений по стратегическому планированию на всей территории субъекта Федерации с учётом самостоятельности муниципалитетов;

1.11 рассмотреть возможность выделения в особую категорию прорывных проектов субъектов Российской Федерации и целевых трансфертов на реализацию данных проектов.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Российской академией наук:

2.1 выработать предложения по совершенствованию научного обеспечения разработки документов стратегического планирования Российской Федерации.

3. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

3.1 провести заседание по вопросу плана реализации концепции пространственного развития Российской Федерации с приглашением Минэкономразвития России и Минфина России;

3.2 провести парламентские слушания на тему встраиваемости вертикально интегрированных экономических структур в стратегию социально-экономического развития региона;

3.3 инициировать создание совместно с депутатами Государственной Думы рабочей группы по разработке поправок в законодательство Российской Федерации, устраняющих противоречия положений Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

4. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.