Murmansk Region

Senators by region

Konstantin Dolgov Konstantin Dolgov
Deputy Chair of the Federation Council Committee on Economic Policy
Tatiana Sakharova Tatiana Sakharova
member of the Federation Council Committee on the Budget and Financial Markets

Information

Regional flags and emblems

Murmansk Region Murmansk Region

Profile

Established 28 May 1938

Capital Murmansk

The Murmansk Region is part of the Northwestern Federal District

Area 144,900 sq km

Population 724,200 (2022)

Ethnic groups

(2010 national census, %)

Russian – 88.97

Ukrainian – 4.75

Belarusian – 1.67

Other – 4.61

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 4

Municipalities – 1

City districts – 12

Rural towns – 10

Rural districts – 9

Geography and Climate

The Murmansk Region is in the northwest of Russia. It comprises the Kola Peninsula (about 70% of the area), the continental part of the Rybachy and Sredny peninsulas, the Ainovskiye Islands, Veliky and Kildin islands and the Seven Islands. The region is 400 km from north to south and 500 km from west to east, almost all of it beyond the Arctic Circle.

In the west, the Murmansk Region borders on Norway and Finland; in the south, on the Republic of Karelia and the Arkhangelsk Region via the White Sea. The region has a coastline on the White and Barents seas.

There are 200 rivers, 111,573 lakes and 10 reservoirs in the region. The largest lakes are Imandra, Umbozero and Lovozero and the largest reservoir is the Verkhnetulomskoye.

The main rivers are the Ponoi, the Varzuga, the Umba and the Tuloma.

The main factors influencing the climate of the region are cold Arctic air masses and moisture from the Atlantic. The average January temperature is –7.8°C; the average July temperature is +16°C. Mean precipitation in January: 468 mm; mean precipitation in July: 32 mm. The polar night lasts from 22 November through 15 January and the polar day from 18 May through 24 July. The length of the vegetation period is between 80 and 130 days.

Vegetation: mixed forests (pine, fir and birch) and moss-and-lichen tundra.

Soils: podzol and swampy soils.

The region has 3 state nature reserves and 12 state nature sanctuaries.

Government

The legislative branch is the Murmansk Region Duma, which is the permanent legislative (representative) body in the region.

The Murmansk Region Duma has 32 members elected for five-years. 22 members are elected in single-member and/or multiple-member constituencies and 10 members are elected in the single electoral district proportionately to the number of votes cast for the regional lists of candidates nominated by electoral associations.

The current members of the Murmansk Region Duma were elected on September 2021; their term expires in September 2026.

The Murmansk Region's executive branch consists of the Government, which is the region’s supreme executive body headed by the Governor of the Murmansk Region, and other local executive authorities.

The Governor of the Murmansk Region, who is the region’s highest-ranking official elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The incumbent Governor’s term expires in September 2024.

Economy and natural resources

The Murmansk Region is characterized by a high level of industrial development. Industrial production accounts for more than 30% of regional GDP. The processing sector is based on non-ferrous metallurgy, ore-processing plants, mica products, chemical products and the food and fishing industries.

Mining accounts for about 15% of regional GDP and based on proven reserves of chemical feedstock, as well as copper, nickel and iron ores, precious and rare metals and rare-earth elements. The region has considerable reserves of non-metallic minerals, such as vermiculite, phlogopite, muscovite, pegmatite, amazon stone and fluorite. It is also rich in chromium, titanium, raw materials that are used to manufacture building materials and fireclay, as well as facing stone and semi-precious stones. The local reserves of apatite and nepheline ore, kyanite ore and rare metals have global importance.

Rosenergoatom’s subsidiary, the Kola Nuclear Power Plant, produces and distributes electricity, gas and water in the region, which is over 5% of regional GDP. The region’s unique Kislogubskaya Tidal Power Plant – the only one of its kind in Russia – generates power from the tides.

The climate beyond the Arctic Circle restricts the region’s opportunities to develop agriculture, which accounts for less than 12.4 % of regional GDP. Local crop production and livestock farming fail to meet demand for the main types of produce.

The focus in crop production is on feed crops, while cattle, pigs and poultry are the mainstays of livestock farming in the region. Vegetables are largely grown in greenhouses. Cattle are raised for milk and kept in stalls for the most part; they are given feed that is brought in from elsewhere, rather than grown locally.

The transport and communications sectors account for over 8% of regional GDP.

Various forms of transport are available in the region so that people can travel by road, rail, air or water; trolleybuses are also very popular with locals.

The Murmansk–St Petersburg railway is the backbone of the regional railway system.

The federal R21 (Kola) Motorway, one of Russia’s major highways running through the region from St Petersburg via Petrozavodsk, Murmansk and Pechenga to the border with Norway, is part of the European E105 Kirkenes–Yalta route. There are three border checkpoints in the region – Borisoglebsk, Lotta and Salla. Murmansk is located 1,865 km from Moscow and 1,335 km from St Petersburg.

The two major airports are Murmansk Airport, which is an international hub, in the town of Murmashi, and Khibiny Airport in the city of Apatity.

The region has three commercial seaports: one is in Murmansk, another is in Kandalaksha, and then there is the specialized Port of Vitino. Being the only port to the northwest of Russia which is ice-free all year round, the seaport in Murmansk is a major hub that is used to transport goods to Russia’s Far North, the Arctic and abroad. The world’s only fleet of nuclear-powered ice-breakers is based in Murmansk.

Culture and tourism

The Murmansk Region offers plenty of tourism opportunities. Enthusiasts of nature tourism and wildlife photography will be able to get acquainted with the fauna of the area lying to the north of the Arctic Circle, watching and photographing reindeer, foxes, martens, ermines, elks, white grouses and snowy owls and, perhaps, even the master of the taiga – the brown bear. Divers will be fascinated by the unique underwater world of the two seas touching the region’s coastline. And the rapids of the region’s numerous rivers make for perfect rafting and kayaking.

Those interested in extreme tourism can travel to the North Pole and the Franz Joseph Land Archipelago aboard an ice-breaker or by dog sled.

Stone hunters can check out the deposits of amethyst, apatite and other minerals. Fishers stand a good chance of catching an impressive trophy – redfish, catfish, trout or even salmon. Of course, witnessing the spectacular display of the Northern Lights is always a thrill.

Downhill skiers can choose between the three resorts: one is located near Kirovsk in the Khibin Mountains; the other near Monchegorsk to the west of the mountains; and the third one near Kandalaksha to the south of the mountains. Downhill courses are 1.5 km to 2 km long (400 m to 600 m above sea level). The northern slopes of Aikuaivenchorr Mountain are specially prepared for freestyle skiers and also provide a home for a ski stadium and an ice-rink.

In addition to beautiful nature, the region has man-made attractions, such as the famous Geology Museum in Apatity; the ultra-deep Kola well, which was drilled to analyse the oldest geological rock formations on Earth, in Zapolyarny; and the Coloured Stone Museum that features famous amethyst druses from Cape Korabl in Monchegorsk.

In Murmansk, tourists are invited to visit the seaport where the Northern Sea Route begins and the world’s first ever ice-breaker, the Lenin, take a guided tour round Kola Bay and watch seals in the city’s oceanarium.

The Lapland Biosphere Nature Reserve is home to a large variety of animal, bird and fish species, as well as the iconic reindeer, concerns over whom prompted the idea of creating the nature reserve. The nature reserve is also famous for its primeval forests where you can see Lapland pine and Siberian fir trees which are 400 to 600 years old. The nature reserve offers ten eco-trails for visitors to walk.

The Murmansk Region is also a place for mystery and the unknown, such as the famous Seydozero Lake, called the Pearl of the Kola North. It is located 189 m above sea level in the middle of the Lovozyorskiye Tundri Mountain Range and is 8 km long and 1.5 km to 2.5 km wide. Surrounded by dark gray and green rocks, it is connected to Lovozero Lake by a stone path. The Sami people believe the lake to be sacred and every year they used to gather by sacred sites called sieidi on the shore of the lake to make sacrifices to the gods. Abnormal phenomena have been reported many times in the vicinity of Seydozero, leading teams of ufologists and cryptozoologists to regularly undertake expeditions to the area. The lake is famous for its unique aquatic fauna and rare plankton species, as well as its religious sites with stone idols worshipped by the Sami people.

Every year, the Murmansk Region hosts festivals that draw history and art lovers. The Snegolyod Festival brings together snow and ice sculptors from various countries. Guests of the Sami Games Festival can learn about the age-old traditions and customs of the Sami people, shoot a crossbow, try on traditional clothing, test their agility, take part in a fishing competition, sample hot fish soup, watch a real shaman dance and take home a charming souvenir handmade by a Sami craftsman.

Мурманская область

Сенаторы региона

Долгов Константин Константинович Долгов
Константин Константинович
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике
Сахарова Татьяна Анатольевна Сахарова
Татьяна Анатольевна
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Власть в регионе

Дубовой
Сергей Михайлович
Председатель Мурманской областной Думы
Чибис
Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Мурманская область Мурманская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 28 мая 1938 года

Административный центр – г. Мурманск

Мурманская область находится в пределах Северо-Западного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км) – 144,9

Население (тыс. чел.)  714,4 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, %):

русские – 88,97%

украинцы – 4,75%

белорусы – 1,67%

другие национальности – 4,61%

Административно-территориальное устройство (2021 год):

муниципальные районы – 5

городские округа – 12

городские поселения – 13

сельские поселения – 10

 

Географическое положение и природно-климатические условия

Область расположена на северо-западе России. Около 70% территорий области занимает Кольский полуостров, также в ее состав входит континентальная часть, полуострова Рыбачий и Средний, острова Айновские, Великий, Кильдин, Семь островов. Протяженность территории с севера на юг составляет 400 км, с запада на восток – 500 км. Почти вся территория области находится за Полярным кругом.

На западе граничит с Норвегией и Финляндией, на юге с Республикой Карелия и через Белое море с Архангельской областью. Омывается Белым и Баренцевым морями.

В области 200 рек, 111 573 озера, 10 водохранилищ. Наиболее крупные озёра и водохранилища – Имандра, Умбозеро, Ловозеро, Верхнетуломское водохранилище.

Главные реки – Поной, Варзуга, Умба, Тулома.

Климатические условия формируются под влиянием холодных воздушных фронтов Арктики и увлажняющим воздействием Атлантики. Средняя температура января – минус 7,8°C, июля – плюс 16,7°C. Среднее количество осадков в январе – 468 мм, в июле – 32 мм. Полярная ночь длится с 22 ноября по 15 января, полярный день – с 18 мая по 24 июля. Продолжительность вегетационного периода – 80–130 суток.

Растительность: смешанные леса (сосна, ель и берёза), мохово-лишайниковая тундра. Почвы подзолистые и болотные.

На территории области расположены 3 государственных природных заповедника, 12 государственных природных заказников.

Система органов государственной власти

Законодательную власть в Мурманской области осуществляет Мурманская областная Дума – высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Мурманской области.

Мурманская областная Дума состоит из 32 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 22 депутатов областной Думы избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам и 10 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Мурманской областной Думы избран в сентябре 2021 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2026 года.

Исполнительную власть в области осуществляют Губернатор Мурманской области – высшее должностное лицо Мурманской области, Правительство Мурманской области – высший исполнительный орган государственной власти Мурманской области – и иные органы исполнительной власти Мурманской области.

Губернатор Мурманской области возглавляет Правительство области, избирается на пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2024 года.

Экономика и природные ресурсы

Мурманская область является промышленно развитым регионом. Доля промышленного производства в структуре валового регионального продукта области составляет более 30%. Обрабатывающие производства представлены цветной металлургией, обогатительными предприятиями, выпуском слюдяной продукции, пищевой и рыбной промышленностью.

Добыча полезных ископаемых (менее 15% в структуре промышленного производства) осуществляется на базе разведанных месторождений химического, медно-никелевого, железорудного сырья, благородных и редких металлов, редкоземельных элементов. Значительны запасы нерудного сырья – вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, амазонита, флюорита. Область богата хромом, титаном, сырьём для производства строительных материалов и огнеупоров, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Запасы апатит-нефелиновых, кианитовых руд, редких металлов в области имеют мировое значение.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (более 5% валового регионального продукта) представлено филиалом концерна «Росэнергоатом» «Кольской атомной станцией». В Мурманской области есть уникальная электростанция: Кислогубская приливная электростанция, производящая электричество из энергии приливов и отливов (единственная приливная электростанция в России).

Климатические условия Заполярья ограничивают возможности развития аграрного сектора. На долю сельского хозяйства Мурманской области приходится 12,4% от валового регионального продукта. Агропромышленный комплекс региона не обеспечивает население основными видами продукции растениеводства и животноводства.

Основными направлениями развития в растениеводстве являются производство кормовых культур; в животноводстве – скотоводство, свиноводство, птицеводство. Овощи выращиваются в основном в защищенном грунте. Крупный рогатый скот большее время содержится в стойлах на привозных кормах и имеет молочную специализацию.

Транспортом и связью создается более 8% валового регионального продукта.

Транспортная сеть области представлена железнодорожным, авиационным, водным, автомобильным и троллейбусным видами транспорта.

Основу железнодорожной сети составляет магистраль Мурманск – Санкт-Петербург.

По территории области проходит федеральная автодорога Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Норвегией, являющаяся частью европейского маршрута E-105 «Киркенес – Ялта». В области расположены три автомобильных пункта пропуска через государственную границу: МАПП «Борисоглебск», «Лотта», «Салла». Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1865 км, до Санкт-Петербурга – 1335 км.

Область располагает двумя крупными аэропортами – «Мурманск» (п. Мурмаши) и «Хибины» (г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии.

Функционируют три морских торговых порта: Мурманский, Кандалакшский, специализированный порт Витино. Мурманский морской торговый порт является единственным незамерзающим портом на Северо-Западе России, базовым по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. В городе Мурманске базируется единственный в мире атомный ледокольный флот.

Культура и туризм

Мурманская область представляет интерес для разных видов туризма. Поклонники экологических путешествий и фотоохоты смогут познакомиться с животным миром Заполярья, увидеть и сфотографировать северных оленей, лис и куниц, горностаев и лосей, белых куропаток и полярных сов, а возможно, даже хозяина тайги – бурого медведя. Приверженцев дайвинга ждет уникальный подводный мир двух морей. Многочисленные порожистые реки идеальны для сплава на байдарках и каяках.

Любители экстремальных путешествий могут отправиться на ледоколе и собачьих упряжках к Северному полюсу и Земле Франца-Иосифа.

Искателей камней ждут месторождения аметистов, апатитов и других минералов. Те, для кого отдых невозможен без хорошей рыбалки, смогут добыть желанный трофей – морского окуня, зубатку, форель или даже сёмгу. И, конечно, никого не оставит равнодушным удивительное северное сияние.

Немало интересного найдется в Мурманской области и для поклонников горнолыжного спорта, которых ждут три курорта – один расположен неподалеку от Кировска, на склонах Хибин, второй, Мончегорский, к западу от гор, а третий, Кандалакшский, к югу. Протяженность горнолыжных спусков – от 1,5 до 2 км, высота – от 400 до 600 м. Северные склоны массива Айкуайвенчорр оборудованы для фристайла, там же находятся лыжный стадион и каток.

Кроме природных красот в Мурманской области есть и рукотворные. В Апатитах расположен знаменитый геологический музей, в Заполярном – сверхглубинная Кольская скважина, которую бурили с целью изучения самых древних геологических пород Земли, в Мончегорске – музей цветного камня, экспозиция в котором начинается со знаменитых аметистовых щеток с мыса Корабль.

В Мурманске находится порт, от которого начинается Северный морской путь. Здесь можно посетить первый в мире атомный ледокол «Ленин», отправиться на экскурсию по Кольскому заливу. Также в Мурманске есть океанариум, в котором можно увидеть северных тюленей.

Большой интерес представляет Лапландский государственный биосферный заповедник. Здесь обитает множество видов животных, птиц и рыб, а также знаменитые северные олени, ради которых заповедник и создавался изначально. Помимо животного мира, заповедник славится девственными лесами, в которых можно увидеть сосны Фриза и сибирские ели возрастом от 400 до 600 лет. В заповеднике проложено 10 экологических троп.

Есть в Мурманской области места и для любителей загадочного и непознанного. Например, знаменитое Сейдозеро, которое называют «Жемчужиной Кольского севера». Оно находится в центре Ловозерских тундр на высоте 189 м над уровнем моря, протяженность его – 8 км, а ширина – от 2,5 до 1,5 км. Озеро окружено темно-серыми и зелеными скалами и связано с Ловозером вымощенной каменными плитами тропинкой. Саамы почитают это озеро священным, и раньше каждый год у озерных святилищ-сейдов приносили жертвы. В окрестностях Сейдозера зафиксированы многочисленные аномальные явления, и сюда регулярно отправляются экспедиции уфологов и криптозоологов. Сейдозеро известно уникальной водной фауной и редкими видами планктона, а также лопарскими культовыми памятниками – каменными божествами.

Ежегодно в Мурманской области проходят фестивали, которые привлекают любителей истории и искусства. Например, на «Снеголед», фестиваль снежных фигур, съезжаются снежно-ледовые скульпторы из разных стран. А на «Саамских играх» можно познакомиться с древними традициями и обычаями лопарей, пострелять из арбалета, примерить национальные костюмы, посостязаться в ловкости и искусстве рыбной ловли, отведать горячей ухи, увидеть настоящий шаманский танец и увезти с собой на память чудесный сувенир, созданный руками саамских мастеров.