бета

Совет по делам инвалидов при Совете Федерации

Информация о деятельности

Информация о деятельности Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации 

Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет) был создан в марте 2012 года в соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации) от 6 марта 2012 года № 60рп-СФ. 

Основными задачами Совета являются:

  • изучение состояния и перспектив развития государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов;
  • информирование общественности о проводимой государством социальной политики в отношении инвалидов и социально-экономической значимости их интеграции в общество. 

В состав Совета входят члены Совета Федерации, работники Аппарата Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений инвалидов и научных организаций. В настоящее время в состав Совета по делам инвалидов входит 38 человек

В 2012 году были проведены два заседания Совета по делам инвалидов. 

1. 28 мая 2012 года в Государственном образовательном учреждении города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 44» состоялось выездное заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее Совет). В рамках данного мероприятия изучались инновационные подходы в обучении детей-инвалидов, применяемые в данной школе, а также обсуждались проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста.

Заседание проводилось Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

По результатам заседания приняты рекомендации, которые были направлены в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, в субъекты Российской Федерации.

Актуальность темы заседания была обусловлена, в частности, готовящемся в том момент проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это заседание стало одной из общественных площадок для обсуждения предстоящего изменения закона об образовании. Предложения членов Совета, изложенные в рекомендациях были учтены в окончательной редакции Закона.

В частности, рекомендации Совета содержали просьбу при разработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотреть включения в него ряда норм, обеспечивающих инклюзивное образование.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» закреплены понятия:

  • «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»;
  • «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»;
  • «адаптированная образовательная программа – образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Также закреплено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Кроме того, в новый Закон вошла целая статья об организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Можно сделать вывод, что рекомендации членов Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации, были учтены в новом Законе, по мнению экспертов, инвалидного сообщества, закон отражает особые образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Во исполнение рекомендаций Совета по делам инвалидов субъектами Российской Федерации были реализованы различные мероприятия в рамках своих полномочий. По информации, полученной из различных регионов, в настоящее время там проводится активная работа по реализации региональных программ развития инклюзивного образования, внедряются новые формы обучения детей-инвалидов, увеличивается количество детей, которые включаются в дистанционные формы обучения. Одновременно осуществляется специальная подготовка педагогических работников для включения в реализацию этих проектов.

В регионах создаются Ресурсные центры вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих центрах осуществляется организационное сопровождение образования таких детей и педагогических работников.

Принимаются региональные законодательные акты, регулирующие образование лиц с ограниченными возможностями.

Анализ информации, полученной из регионов об исполнении рекомендаций Совета, позволяет сделать вывод, что регионами были поддержаны предложения членов Совета и началась работа по реализации предложений. 

2. 29 ноября 2012 года в г. Москве в здании Совета Федерации состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в части социальной интеграции людей с особенностями психического развития».

Заседание проводилось Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

По результатам заседания приняты рекомендации, которые были направлены в Правительство Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, в субъекты Российской Федерации.

На заседании обсуждались состояние и перспективы развития социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, правовое регулирование и практическая деятельность в сфере социальной защиты инвалидов вследствие психических расстройств в России, был проанализирован региональный опыт интеграции лиц с психическими расстройствами в общество.

Участники заседания обратили внимание на то, остаются ряд нерешенных проблем:

  1. Не соответствует современным требованиям и задачам построения эффективной лечебно-реабилитационной модели психиатрической помощи состояние материально-технической базы многих амбулаторных и стационарных психиатрических учреждений. Назрела острая необходимость в ее укреплении, разработке национального стандарта материально-технического обеспечения психиатрической службы на уровне субъектов.
  2. Недостаточная обеспеченность психиатрических учреждений современными психотропными препаратами, имеющими минимальную выраженность нежелательных побочных эффектов и позволяющих влиять не только на острую симптоматику, но и на выраженность эмоционально-волевого дефекта, улучшать ресоциализацию психически больных и качество их жизни.
  3. Медленно развиваются внебольничные и полустационарные, стационарозамещающие формы оказания психиатрической помощи.
  4. Практически отсутствует преемственность в деятельности стационарных и амбулаторных психиатрических служб, отсутствуют адекватные механизмы планирования, организации и финансирования, которые бы стимулировали не рост объема услуг, а повышение их качества.
  5. Производство отечественной фармацевтической промышленности в области изготовления лекарственных средств для лечения психических заболеваний нуждается в стимулировании.
  6. Несоблюдение инвалидами режима терапии, которые прекращают прием препаратов, отказываясь от получения набора социальных услуг, в части обеспечения лекарствами, без согласия психиатрического учреждения по месту жительства.
  7. Недостаточное участие общественных организаций пациентов и их родственников в планировании, реализации и оценке эффективности программ развития психиатрической помощи.
  8. Отсутствуют программы психообразования и профилактики психических заболеваний, информирующие пользователей психиатрической помощи и население об основных проявлениях психических расстройств, способах их раннего распознавания, эффективных методах лечения, возможностях современной психиатрической науки и практики, и развеивающие современное мифотворчество о психиатрии, психических расстройствах и методах их медикаментозного лечения.

В настоящее время идет работа по анализу исполнения рекомендаций Совета по делам инвалидов.