Энциклопедический справочник

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (ЕП)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ (ЕП)

Наряду с Еврокомиссией и Советом ЕС Европейский парламент (ЕП) является одним из ключевых институтов Европейского союза. Это однопалатный орган, состоящий «из представителей граждан Союза» (ст. 14 Договора о ЕС). Данное положение существенно отличает институциональную структуру ЕС от схожих структур в рамках международных организаций и межгосударственных объединений, где подобного рода органы обычно состоят из представителей, делегированных государствами – участниками международной организации (например, Парламентские ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ формируются из депутатов национальных парламентов). В ЕС первоначально действовал аналогичный порядок формирования парламента, однако в 1976 было достигнуто соглашение о проведении первых прямых выборов в ЕП, которые состоялись в 1979.

До вступления 1 дек. 2009 в силу Лиссабонского договора ЕП играл преимущественно консультативную роль в процессе принятия решений в ЕС. Лиссабонский договор заметно расширил роль ЕП. В частности, т. н. «обыкновенная законодательная процедура», фактически соответствующая прежней «процедуре совместного принятия решений» ЕП и Советом ЕС, была им распространена на более чем 70% сфер деятельности ЕС.

Депутаты ЕП избираются прямым всеобщим голосованием во всех государствах – членах ЕС на пятилетний срок в соответствии с их национальными избирательными системами. Правом избирать и быть избранными обладают все лица, состоящие в гражданстве государств – членов ЕС, независимо от места их проживания на территории Евросоюза.

Депутаты ЕП не могут быть отозваны в течение всего периода легислатуры, что дает основание критикам называть его самым недемократичным (или безответственным) парламентом в мире.

Каждое государство – член ЕС обладает в ЕП определенным числом мандатов, соответствующим, прежде всего, численности его населения.

Наибольшим числом мест в ЕП обладают Германия (96 мест), Франция (74), Италия (76), наименьшим – Кипр, Люксембург и Мальта (по 6 мест).

Мандаты распределяются в соответствии с принципом «пропорционально уменьшающегося представительства», согласно которому большее по размеру государство – член ЕС соглашается на меньшее число мест, чем оно могло бы иметь при своей численности населения, чтобы обеспечить лучшее представительство государств с меньшей численностью населения.

Статус евродепутата закрепляется в общих чертах учредительными актами и детально регулируется Регламентом ЕП. На депутатов распространяются все правила Соглашения о привилегиях и иммунитетах, которое заключено между Сообществами и его государствами-членами. Они во многом аналогичны тем, которые установлены для национальных парламентариев в странах Евросоюза. Члены ЕП, находящиеся на своей национальной территории, пользуются всеми иммунитетами, которыми обладают национальные парламентарии. В случае нахождения на территории другого государства-члена ЕС иммунитеты распространяются на них в соответствии с Соглашением о привилегиях и иммунитетах.

Работой ЕП руководит его Председатель. Срок полномочий – 2,5 года с возможностью однократного переизбрания. Кроме того, в руководство ЕП входят 14 заместителей Председателя (курируют различные направления деятельности Европарламента, «подменяют» Председателя ЕП в ходе ведения пленарных сессий) и 5 квесторов (в ведении последних находятся финансовые и административные вопросы). Вместе с Председателем ЕП они образуют Бюро Европарламента, регулирующее его текущую деятельность.

Председатель ЕП и лидеры политических групп образуют Конференцию председателей ЕП, на рассмотрение которой выносятся наиболее важные вопросы (в т. ч. формируется повестка дня пленарных заседаний ЕП).

Порядок формирования политических групп (фракций) в ЕП определяется ст. 29 Правил процедуры ЕП. В соответствии с ним вновь избранные депутаты самостоятельно заявляют о своей партийной и фракционной принадлежности, а каких‑либо дополнительных подтверждений в обычном случае не требуется. Политическая группа может быть сформирована на любом этапе легислатуры ЕП и только в случае, если ее численность будет составлять не менее 25 депутатов, представляющих одну четвертую стран – членов ЕС (т. е. 7 стран). При этом в соответствии с решением Суда ЕС объединение депутатов в политгруппы должно носить политический характер, т. е. предполагает определенную общность взглядов.

ЕП осуществляет свою деятельность преимущественно в Страсбурге и Брюсселе. В Страсбурге ежемесячно (кроме августа) проводятся пленарные сессии ЕП, в Брюсселе несколько раз в году проводятся т. н. мини-сессии продолжительностью 1–2 дня. Между ежемесячными сессиями ЕП одна неделя отводится на заседания парламентских комитетов, вторая – для собраний политических групп, третья – для работы депутатов в своих избирательных округах и зарубежных поездок.

Решение о разделении полномочий между Брюсселем и Страсбургом по проведению пленарных сессий ЕП было достигнуто на саммите ЕС в Эдинбурге в дек. 1992. Франция фактически «продавила» эту инициативу, стараясь усилить свое политическое влияние в ЕС и подчеркнуть свой статус как одного из государств – основателей Евросоюза.

Каждый депутат ЕП должен принимать участие в работе комитетов. Распределение мест в комитетах производится по математической формуле д'Ондта (d'Hondt), в соответствии с которой составляется «иерархия» мест в комитетах в зависимости от их важности, и парламентские группы получают возможность выбора мест в соответствии со своим весом в парламенте. В настоящее время в ЕП действуют 20 комитетов и 2 подкомитета.

В целях развития контактов с парламентами третьих стран и международными парламентскими объединениями в ЕП также функционируют 44 межпарламентские делегации (принцип комплектования схож с формированием комитетов), в частности, делегация ЕП по связям с Россией, в состав которой входит 31 евродепутат.

Последнее на данный момент, 16-е заседание КПС Россия – ЕС состоялось в янв. 2014 в Брюсселе. В рамках КПС регулярно проходили заседания рабочих групп, а также заседания Бюро КПС. В связи с кризисом вокруг Украины сторона ЕС в одностороннем порядке заморозила официальные межпарламентские связи с Россией.