Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во II квартале 2019 года

Во II квартале 2019 года в Совет Федерации поступило 8773 обращения граждан и организаций, из них в письменной форме – 8183, в том числе 4505 электронных обращений, направленных гражданами через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет. На личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято более 500 граждан. Дано около 1700 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся на телефонную справочную службу Совета Федерации.

Представители микрофинансовых организаций из различных регионов страны обращались в Совет Федерации по вопросу рассмотрения законопроекта № 684667–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ (в части предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности). Авторы писем указывали на важный аспект микрофинансирования – доступность к финансовым услугам в отдаленных и малонаселенных или труднодоступных районах. Они отмечали, что предполагаемое законопроектом повышение требования к минимальному размеру капитала микрокредитной компании до пяти миллионов рублей приведет к закрытию компаний в малонаселенных пунктах, удаленных от крупных банковских сетей, и лишит жителей упрощенного доступа к финансовым услугам. Представители делового сообщества вносили свои предложения по урегулированию деятельности микрофинансовых организаций, направленные на сохранение и развитие легализованного и добросовестного рынка микрофинансирования с учетом ограничений, минимизирующих возможность нарушений со стороны недобросовестных участников рынка. Более 20 обращений были направлены в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам для учета в законотворческой работе.

Предложения по совершенствованию законодательной базы в сфере организации детского питания в дошкольных и общеобразовательных организациях содержались в обращениях граждан и общественных организаций г. Москвы и Волгоградской области. Авторы указывали на необходимость нормативного закрепления профессиональной терминологии в организации детского питания; качественных характеристик продуктов; требований к поставщикам; критериев отчетности юридических лиц, осуществляющих соответствующую деятельность. Учитывая высокую значимость фактора питания в формировании здоровья детей, авторы предлагали рассматривать проблему как часть единой системы просвещения и пропаганды здорового образа жизни ребенка. Предложения были переданы в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре для сведения и использования в работе.

В обращениях участников долевого строительства – физических лиц, инвестировавших денежные средства в нежилые помещения многоквартирных домов, содержалась просьба поддержать законопроект № 681472–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части решения приоритетных задач в сфере долевого строительства) (Федеральный закон от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ). В интересах указанной категории дольщиков возмещение за счет средств компенсационного фонда, предусматривающее в случае банкротства застройщика, в том числе, передачу в собственность нежилых помещений и машино-мест, позволит защитить права значительного числа граждан. Обращения были переданы в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для учета в работе над законопроектом.

Широко обсуждаемая в средствах массовой информации проблема обращения с твердыми коммунальными и бытовыми отходами (ТКО, ТБО) стала одним из поводов для писем граждан в Совет Федерации. В обращениях были затронуты вопросы, касающиеся физических лиц (тарифы и стоимость коммунальной услуги по вывозу ТБО, проблемы реализации услуги управляющими компаниями), и вопросы, требующие государственных подходов к их решению (закрытие экологически опасных полигонов, переход к раздельному сбору мусора, использование безопасных технологий переработки и утилизации мусора, внедрения системного подхода к решению сложившихся проблем, совершенствование законодательной базы в сфере экологии и переработки отходов).

Около 40 обращений, в том числе коллективных, поступило из субъектов Северо-Западного федерального округа в связи с реализацией проекта по сортировке и утилизации ТКО Экотехнопарк «Шиес» на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области. Авторы обращений оценивали возможные негативные последствия ввода в эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса для экологии находящихся в непосредственной близости природных объектов, водоёмов, населенных пунктов и окружающей среды в регионе в целом. Особое возмущение жителей региона вызвала идея межрегионального транспортирования ТКО – перемещение несортированных отходов из одного субъекта Российской Федерации для утилизации и переработки на территории другого. В письмах предлагалось законодательно запретить подобные проекты и обозначить перечень экологически опасных способов переработки и утилизации мусора. По мнению авторов писем, необходимо перераспределить приоритеты в решении проблем мусороперерабатывающей отрасли и в первоочередном порядке направить усилия на разработку государственных программ по сокращению образования отходов и введение обязательного раздельного сбора отходов.

Обращения граждан по проблемам мусороперерабатывающей отрасли с учетом изложенных вопросов были переданы в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а также направлены на рассмотрение по компетенции в соответствующие государственные органы.

При обсуждении законопроекта № 682709–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации“ (в части оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники) (Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ) поступали обращения от индивидуальных предпринимателей с просьбой предусмотреть освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники при расчетах за товары и услуги для представителей мелкого бизнеса (рыночных киосков, лотков) в связи с минимальным уровнем доходности и дополнительной финансовой нагрузкой для приобретения и обслуживания оборудования. Кроме того, в обращении представителей вендингового бизнеса (торговые автоматы) указывалось на отсутствие технической возможности переоборудования некоторых видов торговых автоматов с учетом новых требований законодательства. Работники сферы жилищно-коммунального хозяйства высказывались против применения контрольно-кассовой техники при расчетах по оплате за жилое помещение и оказание коммунальных услуг членам ТСЖ, ЖК и ЖСК. Доводы авторов обращений были рассмотрены в Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и учитывались в работе над законопроектом.

 

Распределение количества обращений по регионам выглядит следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 38%, Северо-Западного федерального округа – 16%, Приволжского федерального округа – 11%, Сибирского федерального округа – 10%, Южного федерального округа – 9%, Северо-Кавказского федерального округа – 5%, Уральского федерального округа – 4%, Дальневосточного федерального округа – 3%; из зарубежных стран – 1%; не указали регион – 3%.