Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Европейский путь Украины: ксенофобия при попустительстве государства

Казалось, что трагический опыт Второй мировой войны и предшествовавших ей событий в Европе, связанных с радикальными проявлениями расовой нетерпимости, позволил сделать все необходимые выводы для того, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем. И, действительно, именно после Второй мировой войны большинство государств мира начали проводить активную политику, направленную не только на денацификацию, но также и на устранение гендерных, расовых, религиозных и иных форм дискриминации. В этом отношении государства Европы не стали исключением – в них также приняты и постоянно совершенствуются механизмы, способствующие обеспечению равенства всех людей вне зависимости от их цвета кожи, конфессиональной принадлежности, политических взглядов.

Однако такой поход отнюдь не является единым для всех государств, которые декларируют свою приверженность «европейскому» пути развития. В этой связи особенно примечательно обращение представителей четырех крупнейших международных правозащитных организаций – Amnesty International, Frontline Defenders, Human Rights Watch и Freedom House к Министру внутренних дел Украины А.Б. Авакову и Генеральному прокурору Украины Ю.В. Луценко с сообщением о вопиющих фактах проявления нетерпимости со стороны действующих на территории Украины радикально настроенных пронационалистических объединений в отношении отдельных общественных групп. Как подчеркивается правозащитниками, такая нетерпимость имеет колоссальные масштабы своего распространения и, как ни странно, не встречает противодействия со стороны государства.

В частности, представители международных правозащитных организаций указывают, что «8 марта, в Международный женский день, члены радикальных группировок напали на участников Женского марша в Киеве, применяя к ним физическую силу и используя перцовый газ. Сотрудники полиции, находившиеся на месте, – продолжают правозащитники, – просто наблюдали за этим нападением и не предприняли никаких шагов для того, чтобы остановить или задержать нападавших». Никаких мер не было принято сотрудниками правоохранительных органов Украины и по завершении мероприятия, при проведении которого произошел инцидент. Более того, сотрудниками украинской полиции было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении одной из участниц публичного мероприятия, подвергшейся нападению националистов.

Подобного рода случаи, как следует из обращения представителей международных правозащитных организаций, не являются единичными или чем‑то исключительным – на территории всей Украины, в частности, в Киеве, Виннице, Ужгороде, Львове, Черновцах, Ивано-Франковске только с начала 2018 года правозащитники установили не менее двадцати фактов происшествий, связанных с активностью националистических объединений.

Особенную обеспокоенность международного правозащитного сообщества вызывает также то, что в ряде муниципалитетов участники радикальных группировок под прикрытием функций «народной милиции» фактически уполномочены применять силу, проводить задержания и т. д., при том, что правовой статус «народных дружинников» таких компетенций не предусматривает – все эти функции являются исключительной прерогативой правоохранительных органов.

Возможно, Украина несколько поспешно сделала выводы о том, что государство соответствует европейским стандартам и готово к интеграции в единое европейское пространство? Время покажет.