Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О высылке российских дипломатов

Силовые способы разрешения международных противоречий, невольным участником которых благодаря действиям западных государств постоянно становится Российская Федерация, уже мало кого могут удивить. Санкционное давление, ограничение сотрудничества, прекращение дипломатических отношений – все эти меры, принятые правительствами ряда стран и их объединений за последние годы, к сожалению, в какой‑то момент стали совершенно обыденными, неизменно сопровождающими отношения России и Запада.

Несмотря на звучащие от высших должностных лиц Российской Федерации заявления о том, что мы готовы и хотим сотрудничать, но только при соблюдении ранее достигнутых договоренностей и при условии взаимоуважения, оказываемого каждой из сторон отношений, ситуация продолжает свое развитие в ранее принятом нашими визави ключе. Диалог, видимо, больше не нужен – никому, кроме России.

Актуальная международная повестка, связанная с высылкой российских дипломатических и консульских сотрудников из США и государств Европы, иначе, кроме как произвол, охарактеризована быть не может. Международная изоляция России со стороны наших до недавнего времени «коллег» и «партнеров» перешла, как мы видим, на качественно новый уровень – уровень политического объективного вменения. Без надлежащего проведения расследования, оценки доказательств, предоставления возможности высказать свою позицию, в конечном итоге – без каких бы то ни было действительно установленных обстоятельств, свидетельствующих о связи случившейся в Солсбери трагедии с действиями властей России, европейские государства и США принимают беспрецедентные меры по ограничению взаимоотношений с Российской Федерацией. Без суда и следствия – именно такой курс был принят при построении отношений с Россией слишком сильно убедившимися в собственной гегемонии «западными демократиями», так гордящимися своими стандартами в сфере обеспечения прав и свобод.

Что в сложившихся обстоятельствах самое примечательное – так это комплексное нарушение положений основополагающих международных документов в сфере дипломатического и консульского межгосударственного взаимодействия.

Да, безусловно, статья 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях и статья 23 Венской конвенции о консульских сношениях закрепляют право государств пребывания на немотивированное признание дипломатических и консульских сотрудников persona non grata. Однако, как указывается в преамбулах к этим международным документам, дипломатические и консульские отношения устанавливаются между народами с древних времен, и с этих древних времен сформировались определенные устоявшиеся паттерны межгосударственного взаимодействия, которые навряд ли позволяют беспричинно разрывать международные связи. В этом контексте западным государствам стоило бы вспомнить о доктрине защиты законных ожиданий, столь широко применяющейся уже довольно длительное время в публичных правоотношениях. К сожалению, применение этой доктрины по аналогии на уровне межгосударственного взаимодействия на настоящий момент невозможно из‑за амбиций отдельных политиков и их категорического нежелания видеть очевидное.

Необходимо отметить противоречивость действий западных государств в оценке случившегося в Солсбери. Только 22 марта Совет Европейского союза усматривал «высокую вероятность» участия России в событиях в Солсбери и констатировал «отсутствие каких‑либо иных убедительных объяснений произошедшего» – при том, что такие объяснения никто не хотел слышать несмотря на декларируемое намерение «определять дальнейшие действия на основании ответов российской стороны». Уже 26 марта большинство государств Европы заявляют о высылке российских дипломатических и консульских сотрудников. Поразительная оперативность принятия решений, учитывая, что за указанный период не было установлено никаких новых обстоятельств сложившейся ситуации.

Отдельного внимания заслуживают действия США, которые, воспользовавшись ситуацией, – а иначе это назвать нельзя – решили выслать из страны 12 сотрудников Постоянного представительства Российской Федерации при Организации Объединенных Наций, якобы являющихся «сотрудниками разведывательных служб» и «злоупотребивших» предоставленными им привилегиями.

Конечно же никаких более предметных объяснений своих действий американская сторона не представила. Пользуясь своим положением как государства, на территории которого расположены Центральные учреждения Организации Объединенных Наций, США решили попросту затруднить работу российской делегации в ООН. Игнорируя положения статьи 105 Устава ООН, в соответствии с которой представители Членов ООН пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации Объединенных Наций, США бескомпромиссно заявили о начале процедуры высылки, прикрываясь «выполнением международных обязательств и обязательств Члена Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности». Кроме того, США также нарушили гарантии деятельности представителей членов Организации Объединенных Наций, предусмотренные разделами 11, 13 и 15 Соглашения между ООН и правительством США относительно месторасположения Центральных учреждений Объединенных Наций, в соответствии с положениями которых, в частности, федеральные власти, власти штатов и местные власти Соединенных Штатов не должны чинить препятствий проезду в район Центральных учреждений ООН или выезду из этого района представителей членов ООН.

Поиски «российского следа», начавшиеся в США, становятся своеобразным общемировым соревнованием, победителя в котором, правда, быть не может, так как подобного рода действия создают крайне опасный прецедент, изнутри разрушают систему международного взаимодействия, подрывают основы сложившегося миропорядка.