Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Послание России и миру

Это было 14-е Послание президента Российской Федерации, которое оказалось во‑многом необычным, отмеченным многими рекордами: по продолжительности выступления Президента, по численности аудитории, по многообразию адресатов Послания, по числу аккредитованных журналистов и даже по техническому оснащению видеотрансляции, в котором через инфографику были представлены многочисленные видеоматериалы.

В первой части выступления Послания можно отметить следующие моменты.

Первое. Сегодня Россия на мировой арене, как и любая страна стоит перед цивилизационным вызовом: достижение устойчивого развития во всех сферах общественного устройства как необходимое условие ее успешного вхождения в будущий мир. Те, кто не сможет ответить на эти вызовы, обречены на отставание. Этот процесс происходит непрерывно, сам цивилизационный вызов осознается всеми ведущими странами, и они ищут на него свои ответы. Россия должна в рамках собственного цивилизационного кода найти свой ответ на этот международный вызов.

Второе. Чтобы быстро и успешно войти в область устойчивого и многогранного развития российской цивилизации, мы не можем ждать случайного стечения благоприятных факторов или результатов эволюционного роста отдельных показателей. В ближайшие годы России должна добиться настоящего прорыва в зоне устойчивого и всестороннего созидательного развития. Для нас это означает всемерное укрепление созидательной мощи собственной российской цивилизации, которая исторически не раз демонстрировала способности быстрой мобилизации творческого потенциала российского народа.

Третье. Содержанием этого творческого прорыва в будущее должно стать укрепление человеческого потенциала России, прежде всего за счет повышения масштабов и качества образования, услуг здравоохранения, эффективности научных разработок, укрепления предпринимательского потенциала российского общества, резкого улучшение качества государственного управления. При этом президент привел данные как ресурсного обеспечения этих задач, так и ряд ожидаемых результатов соответствующих программ.

Четвертое. Главным предметным выражением прорыва должно стать достижение роста экономики с темпами выше среднемировых (6.0% в год на душу населения на период 2018–2024), неуклонное повышение производительности труда (5% в год), техническое обновление всех сторон общественной и производственной жизни на основе цифровизации общества и экономики, внедрения искусственного интеллекта и массовой роботизации.

Пятое. Все это совершается ради человека, повышения качества его жизни. В круг основных параметров которого входят не только потребление различных товаров и услуг, но и улучшение социальной, пространственной и экологической среды обитания. Одним из интегральных показателей роста качества жизни может стать задача вхождения России в клуб стран долгожителей (при средней продолжительности жизни населения 80+).

При этом Президент четко поставил задачу «расширить пространство свободы во всех сферах, укреплять демократию и гражданское общество», очевидно считая это не только условием мобилизации созидательного потенциала для прорыва в будущее, но и самоценным и конечным социальным благом российских граждан.

Здесь важно то, что предложения Президента должны обрести форму законов, и в этом — суть той поддержки, которую главе государства должно оказать Федеральное собрание РФ.

Второй частью Послания можно считать напоминание президента об опасности иллюзий некоторых стран относительного их попыток одностороннего, силового решения сложных международных проблем. Это часть стала по существу своеобразным меморандумом о том, что у России есть средства остудить горячие головы зарубежных партнеров.

Две части сообщения Президента оказались в одном Послании, потому что их объединяет огромная важность и неотложность решения поставленных в них проблем. Если первая часть – это вполне ожидаемое запланированное сообщение для России, то включение в Послание второй части вызвано, во‑многом, отсутствием нормальных площадок обсуждения неотложных международных и двухсторонних проблем с США.

Поскольку именно политические лидеры Америки уже четыре года всячески избегают обсуждать с руководством России неотложные вопросы, представляющие взаимный интерес.

Обсуждать важнейшие проблемы коллективной безопасности и контроля над вооружениями — моральная и политическая необходимость как для России, так и для США. Поэтому цель второй части Послания Президента России подсказать «партнерам», что надо срочно договариваться на базе учета взаимных интересов.

Запад традиционно, уже много столетий не может нащупать до конца настоящую базу устойчивости российской цивилизации, суверенитета России, потенциала ее развития. Вроде уже много раз в истории зарубежная статистика указывала на слабость экономики России, отсталость ее военно-технического потенциала, предсказывала опасность социальной стабильности, но каждый раз, когда наступала пора форс мажора, у этой страны находились какие‑то ресурсы, которые опрокидывали недружественные планы и действия. Так, несомненно, будет и на этот раз.