Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Обеспечение доверия к выборам является определяющим вектором совершенствования избирательного законодательства

Избирательная система является одной из динамично меняющейся сферы общественной жизни исходя из потребностей социально-экономического и политического развития нашей страны. За последние годы в законодательство о выборах внесены значительные изменения, которые позволили установить оптимальную модель формирования органов публичной власти, обеспечить доверие к избирательным процедурам, сделать процедуру голосования максимально открытой и гласной.

С 2001 года с принятием инициированных главой государства законов «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное законодательство существенно преобразовало общественно-политическую жизнь страны. Этому способствовало, в частности, усиление роли политических партий, применение смешанной модели избирательной системы, института самовыдвижения кандидатов. Удалось сформировать действенные механизмы защиты избирательных прав, минимизировать предпосылки для их нарушения.

В целях обеспечения наиболее полного информирования избирателей о претендентах законодательно закреплена обязательность опубликования предвыборных программ, а также представления всеми кандидатами сведений о доходах и имуществе. Недостоверность представленных кандидатом сведений о себе является основанием для отказа в регистрации кандидата. Кандидатам на выборные должности запрещено иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Целый ряд изменений позволяет исключить возможность использования при проведении выборов преимущества должностного или служебного положения. Лицам, не являющимся кандидатами и замещающих государственные или выборные муниципальные должности, либо находящихся на государственной или муниципальной службе, запрещено проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации, они не могут быть доверенными лицами кандидатов, наблюдателями. Установлен абсолютный запрет на привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.

Существенные изменения в законодательство о выборах, внесенные в 2017 году, направлены на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса и дополнительных правовых предпосылок для обеспечения гласности и открытости при проведении выборов. Вместо использования открепительных удостоверений, которое вызывало существенные нарекания, введена процедура голосования по заявлению. Избиратель, который в день голосования будет находиться вне места своей регистрации, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения через МФЦ, портал государственных услуг или избирательную комиссию.

Важным изменением является введение общественного контроля на выборах, который осуществляется независимо от политических партий и государственных органов. В целях усиления роли институтов гражданского общества при контроле за избирательным процессом законодательно закреплены полномочия общественных палат по назначению наблюдателей на выборах из числа представителей общественности.

Обеспечить прозрачность выборов также призваны поправки, которые предусматривают расширение перечня избирательных комиссий, на которых применяются средства видеонаблюдения и трансляции изображения при голосовании и установлении его итогов.

Благодаря предпринятым мерам, российское законодательство превосходит многие современные международные избирательные стандарты.