Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Недостижимая реалистичность европейского консенсуса

Создание международных объединений обусловлено, хотя и во многом, однако не только необходимостью развития экономических связей между государствами. Тесное сотрудничество подобного формата во всяком случае направлено на совершенствование национальных правовых систем, выработку эффективных решений в сфере права, имплементацию лучших законодательных практик.

Европейский союз, основанный, в соответствии со статьей 2 Договора о Европейском союзе, «на общих ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека», не является, по крайней мере декларативно, исключением из приведенного правила, однако, не все государства, являющиеся его членами, солидарны по отдельным вопросам государственного строительства и готовы к конструктивному взаимодействию.

Проводимая в Польше судебная реформа, противоречащая общеевропейскому принципу верховенства права, только усугубляет конституционный кризис, который начался с попытки умаления независимости Конституционного Трибунала Польши. Такой подход был распространен на всю судебную систему.

Как отмечалось многими европейскими экспертами в области публичного права и политики, основной причиной конституционно-политического кризиса 2015–2016 годов является борьба различных политических сил за назначение судей Конституционного Трибунала, в том числе в контексте взаимоотношений с Европейский союзом.

Реформа судебной системы, реализуемая в настоящее время в Польше, совершенно не согласуется с общеевропейскими ценностями и целями. Так, категорически недопустимым является распространение вновь установленного предельного возраста осуществления полномочий судей Верховного Суда на лиц, которые были назначены на указанные должности до внесения таких изменений – иное означало бы допустимость произвольного прекращения полномочий судей по инициативе Президента и Национальной Ассамблеи. Кроме того, серьезные вопросы вызывает также предоставление дискреционных полномочий Президенту, в рамках реализации которых он может по своему усмотрению осуществлять продление срока нахождения в должности судей Верховного Суда. Не менее спорным представляется решение, в соответствии с которым министру юстиции предоставляется возможность продлевать полномочия судей и принимать решения об отставке или назначении на должность председателей судов. Принцип независимости судебной власти является одной из фундаментальных основ системы разделения властей. От его реализации зависит, насколько эффективно в государстве будет осуществляться правосудие, защита прав и свобод человека.

О том, что Польша пребывает в состоянии затяжного кризиса политической и правовой систем, говорит также ряд иных обстоятельств. Так, в частности, обращает на себя внимание, что события, происходящие в Польше в области обеспечения и защиты прав человека, неоднократно становились объектом критики со стороны различных международных организаций. К примеру, во Всемирном докладе Human Rights Watch за 2015 год приводятся факты, совершенно точно свидетельствующие о функционировании на территории Польши секретных тюрем ЦРУ, а также сведения о значительном числе противоправных действий со стороны полиции, и, кроме того, информация о существенном количестве преступлений, совершаемых на почве расовой дискриминации. Международный проект по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) приводит ситуацию вокруг Конституционного Трибунала Польши как нарушающую принципы демократии и верховенства права.

Последствия так успешно маскировавшейся в последнее время разобщенности европейского сообщества, имеющей глубокие корни и особенно ярко проявляющейся в ситуациях, связанных с оценкой решений, принимаемых действующей властью в Украине и проведением судебной реформы в Польше, еще дадут о себе знать. Неудовлетворенность результатами международного сотрудничества, а также недостижение консенсуса по важнейшим вопросам деятельности государств-членов Европейского союза ставят вопрос об эффективности функционирования объединения в принципе.