Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

Личный фактор в европейских делах

8 ноября в Совете Федерации провел встречу со Специальным представителем Франции по вопросам отношений с Россией Жаном-Пьером Шевенманом – влиятельным французским политиком с богатейшей и разнообразной профессиональной биографией. В свое время Шевенман занимал должности государственного министра, министра научных исследований и технологий, министра обороны, министра образования, министра внутренних дел Франции, а в последние годы входил в состав Сената Франции в качестве заместителя председателя Комитета по международным делам, вопросам обороны и вооруженных сил.

Господин Шевенман известен своей принципиальной позицией по основным вопросам политико-экономического устройства мира и последовательностью в отстаивании собственных убеждений. Так, не согласившись с поддержкой Францией военных действий США в Ираке, в 1991 г. ушел в отставку с поста министра обороны. В знак протеста против подписания маастрихтских соглашений в 1993 г. вышел из соцпартии, основал и возглавил собственную политическую группировку «Движение республиканцев и граждан», набрав 5,3% голосов на президентских выборах в 2002 г.

Жан-Пьер Шевенман неизменно отмечает огромный вклад России в развитие европейской цивилизации. По его словам, В.В.Путин стремится не «восстановить СССР», а построить современную сильную страну, с которой бы считались в мире. Рассуждая о перспективах развития российско-французских отношений, он призывает опереться
на наши «фундаментальные основы» – общую историю, взаимодополняемость экономик, взаимную притягательность культур, внешнеполитический статус обеих стран: ни одна глобальная проблема не решается без участия Москвы и Парижа.

В беседе с господином Шевенманом был затронут целый ряд вопросов, как представляющих взаимный интерес и имеющих очевидный потенциал для укрепления и развития двусторонних отношений, так и сдерживающих эффективную работу взаимовыгодных проектов. В числе последних главным является «санкционный тупик» как следствие украинской проблемы. Без выхода из этого тупика, по общему признанию, любые благие российско-французские начинания будут упираться в априори низкий потолок возможностей их реализации. А проектов, нуждающихся в ускорении политической волей, у нас немало. Среди них и новая структура двустороннего взаимодействия по линии гражданских обществ – «Трианонский диалог», и Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества, сопредседателями которой являются главы правительств двух стран. Ее последнее заседание состоялось в ноябре 2013 г., а вопрос о проведении очередного остается «подвешенным», как раз из‑за позиции французской стороны, увязывающей (скорее вынужденно, в связи с членством в ЕС) его организацию с отменой санкций Евросоюза.

Франция, будучи исторически, политически и экономически заинтересованной в развитии полноценных и полнокровных отношений с нашей страной, является той очевидной движущей посреднической силой, которая способна вывести ее из «проукраинского» кризиса партнерства с Евросоюзом. Это осознание во многом задавало тон интереснейшей беседе.

Знаю, что Шевенман, являясь сторонником полномасштабного развития отношений между Россией и Евросоюзом, призывает ЕС в условиях стагнации своей экономики опереться на внешние источники роста, прежде всего на Россию. Поэтому, по его мнению, всемерное содействие модернизации российской экономики — в интересах Франции. Поддержка Францией процесса российско-европейского сближения рассматривается Шевенманом как одно из условий повышения ее роли в многополярном мире, а развитие привилегированных отношений между Россией и Францией — как ключевой элемент обеспечения равновесия сил в европейском и глобальном масштабе.

В вопросах урегулирования Шевенман также возлагает большие надежды на силы «Нормандского формата», по крайней мере, в части тройки Россия-Франция-Германия. Придать новый импульс этому сотрудничеству, по мнению французского коллеги, могут обновленные правительства и парламенты Франции и Германии, формирующиеся после больших выборов в этих странах.

На межпарламентском сотрудничестве в разговоре с французским коллегой тоже был сделан особый акцент. Признали необходимость укреплять уже имеющийся диалог на уровне спикеров Совета Федерации и французского Сената, а также – международных Комитетов российского и французского парламентов, в связи с планирующейся подготовкой совместного доклада, посвященного развитию двусторонних отношений.

На днях В.В.Путин вручил Шевенману Орден Дружбы – награду, соответствующую масштабу деятельности одного из самых авторитетных французских государственных деятелей. Заслуженная и справедливая награда.