Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О законодательном ограничении использования средств обхода заблокированных ресурсов в сети Интернет

1 ноября 2017 года вступают в силу законодательные изменения, принятые с целью исключить использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, в том числе к сайтам в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации (так называемых «анонимайзеров»).


Принятие данного закона парламентом, а затем и подписание его Президентом сопровождалось его широким обсуждением со стороны общественности. При этом большая часть высказываний зачастую сводилась к критике, на наш взгляд, носящей совершенно неконструктивный характер.

В частности, некоторыми представителями общественных и политических сил отстаивалась позиция о том, что принятие рассматриваемых нововведений является нарушением свободы слова и неприкосновенности частной жизни, а также противоречит положениям о необходимости защиты персональных данных в Интернет-пространстве.

Вместе с тем, представляется, что при обсуждении данного закона участниками дискуссии не были приняты во внимание два принципиально важных аспекта.

Во‑первых, устанавливаемый запрет на использование информационных систем и программ распространяется только на те из них, которые позволяют пользователям посещать интернет-ресурсы с той информацией, доступ к которой уже ограничен (к такой информации, в частности, относятся материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств).

Во‑вторых, необходимо отметить, что соответствующие решения могут быть приняты компетентным органом только в отношении владельца информационно-телекоммуникационной сети, информационной системы, посредством которых обеспечивается обход действующего ограничения на предоставление доступа к информации, – иначе говоря, в рамках реализации своей функции соответствующий государственный орган не может обратиться к пользователю, осуществляющему эксплуатацию программного обеспечения, с требованием о прекращении таких действий.

Таким образом, законодательные новеллы направлены на устранение использования программных средств, обращение к которым нивелирует эффективность государственной политики в сфере распространения информации. При этом, необходимо подчеркнуть, что о массовом ограничении распространения информации в российской сети Интернет говорить не приходится.

Если же лицо, распространяющее соответствующую информацию, не согласно с решением государственного органа, оно вправе его обжаловать в судебном порядке. Более того, если, по мнению лиц, распространяющих информацию, нормой закона устанавливаются чрезмерные ограничения, они вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их прав и свобод.