Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

Прощай, Дакка! Здравствуй, Санкт-Петербург!

Российская делегация вернулась из столицы Бангладеш, Дакки, где проходила 136-я Ассамблея Межпарламентского союза (МПС) – старейшей (ведет свою историю с 1889 года) и наиболее представительной (теперь насчитывает 173 члена) международной парламентской площадки.

Ассамблея войдёт в историю — если не самого Союза, то совершенно точно российского участия в его деятельности. Впервые за двадцать лет Россия инициировала проект резолюции в МПС и добилась его рассмотрения. Получив поддержку подавляющего большинства национальных делегаций, резолюция была одобрена на пленарном заседании консенсусом, хотя и с оговорками ряда западных делегаций (далеко не всех).

 Откуда взялись оговорки, понятно из самой темы резолюции — «Роль парламента в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств». Центральным ее тезисом стала констатация недопустимости под предлогами так называемых «гуманитарных интервенций» насильственной смены законных правительств государств, то есть того, чему весь мир был в разное время свидетелем в Ираке, Ливии, в ряде стран Восточной Европы и в других частях света.

Казалось бы, с точки зрения международного права такой тезис не нуждается в дополнительных адвокатах, ведь он закреплён в многочисленных документах ООН. Однако, в ходе обсуждения проекта и работы над поправками (всего их было внесено огромное количество — 143, хотя это и не рекорд МПС!) стала очевидна линия группы западных «партнеров» на размывание этой международно-правовой нормы, невзирая на открытую конфронтацию с остальными геополитическими группами. И в этот момент проект перестал быть российским. В его поддержку решительно высказались представители таких разных стран, как Индия и Китай, Иран и Саудовская Аравия, Мексика и Куба. Ведь, как быстро выяснилось, речь пошла не столько о редакции тех или иных положений резолюции (что однозначно возможно и даже правильно), но о столкновении двух взаимоисключающих подходов, где с одной стороны — безусловный суверенитет государств и непризнание права других решать, что лучше и что лучше для народа отдельно взятой страны, а с другой — претензии на такое право под лозунгами зашиты прав человека и неизвестно кем делегированной «ответственности защищать» их извне.

Западники начали с того, что попытались просто не дать депутатам обсудить резолюцию и подготовленные поправки, банально заблокировав ее обсуждение в принципе. К счастью, такой настрой удалось переломить, в том числе недвусмысленно объяснив коллегам, что затыкать рот оппонентам — очевидное нарушение самих первооснов демократической лискуссии. Обсуждение продолжалось два полных дня, и оно было предельно жарким. Отрадно, что на стороне резолюции в конечном итоге оказались в том числе коллеги-парламентарии из Франции, Нидерландов, Италии, чья позиция по сути расколола существующую в МПС геополитгруппу «Двенадцать плюс» (западные страны плюс Турция и Украина). Это значит, что консолидированная позиция в этом «датском королевстве», цементируемая тезисом о «российской угрозе», поддаётся трансформации, если в другой стороны — объективные правовые аргументы и неполитизированный здравый смысл.

Принятие резолюции, принципиально важной с точки зрения подходов большинства членов международного сообщества, стало очень важным событием для всего Межпарламентского союза. Но расслабляться совершенно точно не следует. Еще на прошлой сессии МПС в Женеве в октябре 2016 года российская делегация предложила Ассамблее еще одну очень важную тему. В двадцатый юбилей Всеобщей декларации о демократии, ключевого документа МПС в области международного измерения парламентаризма, нами предложено посмотреть, как изменилось само понимание демократии за эти годы, и постараться сформулировать общепризнанные принципы парламентского диалога, которого особенно не хватает миру сегодня. Причем, сделать это важно, имея ввиду, что современные демократические форматы и решения не являются чьим‑либо исключительным «авторским правом» и что ни одно государство мира не получало «монополию на демократию». Принятие такой резолюции на следующей Ассамблее осенью с. г. может стать хорошей возможностью для парламентов мира открыто заявить свою приверженность демократическому развитию без навязывания извне и без штамповки по заранее выбранным кем‑то демократическим лекалам.

Докладчиком от России по этой резолюции выбран Заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов. Что интересно, помогать ему в этом будут еще два содокладчика (Индия и Нидерланды), что крайне редко случалось за более чем вековую историю МПС. Сам факт небывалого интереса к этой теме со стороны очень многих членов Союза только подтверждает тезис о том, что сегодня существует выраженный запрос на необходимость оценки демократии не просто как формы правления, но как неотъемлемой (но всегда индивидуальной) характеристики государственного устройства.

Удалось сделать важный шаг и на сирийском треке. В главном руководящем органе МПС – Исполкоме реализована российская инициатива по созданию Рабочей группы по содействию политическому урегулированию в этой многострадальной стране. Мы предложили европейским, азиатским, латиноамериканским и африканским парламентариям лично посетить Сирию с визитом в рамках миссии МПС, чтобы «на месте» оценить ситуацию и сформировать собственное и, что очень важно, не ангажированное мнение о будущих шагах по сирийскому урегулированию.

Еще одна идея, которая по‑настоящему зазвучит в Санкт-Петербурге, возникла у коллег из Межпарламентской ассамблее СНГ. Международный парламентаризм, существующий в современной форме начиная с первой Ассамблеи МПС 30 июня 1889 года, до сих пор не имеет признания к качестве международного дня ООН. Ни коим образом не хочется обидеть людей, отмечающих, скажем, 20 марта как Международный день счастья (хочется лишь присоединиться к ним), но многолетняя деятельность парламентариев ради мира и международной безопасности заслуживает, очевидно, не менее универсального признания. Будем надеяться, что идея «овладеет массами».

И, в завершение, о главном. Кульминацией сессии в Бангладеш стала, без сомнения, презентация Санкт-Петербурга как места проведения следующей, 137-й Ассамблея МПС в октябре этого года. Когда полгода назад это решение только обсуждалось, украинская делегация потребовала вынести вопрос на голосование. Результат, как говорится, не потребовал комментариев — против Санкт-Петербурга выступило, включая украинцев, всего шесть делегаций. Вот и сейчас, в Дакке, глава делегации Верховной рады Украины Б.Тарасюк заявил с высокой трибуны, что парламентом принято решение игнорировать санкт-петербургскую Ассамблею, и вновь призвал всех остальных следовать этому примеру. Призыв, мягко говоря, повис в воздухе, его не поддержала ни одна делегация. Более того, представители самых разных стран раз за разом подтверждали, что непременно приедут к нам в Петербург — причем на максимально высоком уровне и даже с семьями, а многие сообщали, что останутся в России еще на несколько дней после мероприятий МПС.

Кстати, возможную программу продолжения их пребывания предлагали тут же. В схожие даты с сессией в Санкт-Петербурге в Сочи пройдет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, куда мы с большим удовольствием приглашали молодых парламентариев.

Нет сомнений, что Дакка и Бангладеш навсегда останутся в памяти незабываемыми впечатлениями. Но значительно сильнее эмоции от работы в Межпарламентском союзе с коллегами со всего мира в условиях, где голос любой, даже небольшой страны, слышен, а мнение каждого значимо. Искренне рад, что у России совсем скоро будет очень редкая, а потому особенная возможность принять у себя делегатов и гостей Ассамблеи, (кстати — всех без исключения, несмотря на существующие адресные визовые ограничения) показать им нашу приверженность принципам парламентаризма, выразить свое радушие и традиционное российское гостеприимство.

Прощай, Дакка! Здравствуй, Санкт-Петербург!