Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Российское образование для иностранцев: потенциальные плюсы и практические минусы

Серия мероприятий, организованных в уходящем году Комитетом Совета Федерации по международным делам, была завершена 16 декабря «круглым столом» на тему реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для получения образования в России иностранными гражданами.

Данные статистики, приведенные представителями нашего образовательного сообщества, выглядят достаточно убедительно: в России на сегодняшний день учатся 282 тысячи студентов из‑за рубежа. Страна занимает 6 место в мировом рейтинге по этому показателю, за два года мы поднялись на две строчки.

Вместе с тем, проблем в этой сфере более чем достаточно. Одна из главных среди них, согласно высказанным мнениям экспертов и практиков, заключается в дисбалансе количественных и качественных показателей приема и обучения принимаемых студентов.

Погоня за статистическими позициями часто происходит в ущерб тщательности отбора абитуриентов и негативно отражается на результатах многолетнего обучения. В частности, опыт участия сенаторов в конференциях соотечественников выявляет недостаточную прозрачность распределения образовательных квот. Сами соотечественники жалуются на то, что они фактически отстранены от подбора кандидатов на обучение. При том, что советская система отбора иностранных абитуриентов, подготовки специалистов во взаимодействии с зарубежными странами и на их территории, работала достаточно эффективно, невзирая на ее очевидную идеологизированность.

Политика новой России в этой сфере впервые получила статус государственной в Концепции подготовки кадров для зарубежных стран 2002 года. Перемены в образовании с того времени не могли не сказаться на восприятии ее отдельных положений. Эти изменения нашли свое отражение в обсуждавшемся на «круглом столе» законе.

Однако реалии сегодняшнего дня диктуют новые условия, многие из которых не отражены в действующей норме.

Отмечу, например, выступление ректора РУДН Владимира Михайловича Филиппова, который затронул проблему фактического отсутствия в России надлежащей системы дополнительного образования иностранцев, поступающих в наши вузы без необходимого квалификационного экзамена по русскому языку. Следствием чего неизбежно становится пробуксовка в обучении по профильным дисциплинам. Эту позицию поддержала и ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая, подчеркнувшая, что «на первый курс попадают студенты, которые не понимают и половины того, что слышат на лекционных занятиях…».

В ходе «круглого стола» был озвучен ряд важных инициатив по реформированию образовательной системы для иностранцев. Договорились положить их на бумагу в форме соответствующих рекомендаций Комитета Совета Федерации по международным делам профильным министерствам и ведомствам.

Очевидно, что решение этой проблемы необходимо вывести на качественно новый уровень, максимально приближенный к лучшим практикам других стран. Потенциал у нашей страны огромный. Не используем его – лишимся колоссального ресурса формирования «пророссийской повестки» за рубежом.