Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Об итогах референдума в Италии

В последнее время в Европе наметилась тенденция проведения референдумов по различным вопросам государственного строительства, результаты которых в большинстве своем отражают консервативные настроения у граждан европейских государств. Так, в результате референдума от 23 июня 2016 года подданные Великобритании проголосовали за выход Великобритании из Европейского Союза. Ранее 6 апреля 2016 года в Нидерландах состоялся консультативный референдум по вопросу ратификации Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, результаты которого свидетельствуют об отсутствии электоральной поддержки курса на интеграцию с Украиной.

4 декабря 2016 года в Италии был проведен референдум, предметом которого стало проведение достаточно радикальной конституционной реформы, предусматривающей сокращение численности Сената, изменение порядка его формирования, изменение его функций в сторону снижения их числа, трансформацию его из «Сената республики», как это предусмотрено действующей Конституцией Итальянкой Республики 1947 года, в «Сенат регионов», формируемый не путем прямых выборов, а путем их избрания советами регионов и автономных провинций (в составе 95 сенаторов, по одному из которых от каждой провинции должны быть избр аны из числа мэров), назначения Президентом (в составе 5 сенаторов).

Проектом реформы предполагалось существенное ограничение законодательной функции Сената: предполагалось разделение законодательной процедуры на однопалатную и двухпалатную, при этом последняя (с обязательным прохождением законопроекта через Сенат) обязательна лишь для законопроектов по узкому перечню предметов регулирования в том числе по вопросам территориального устройства, участия в Европейском Союзе (ратификации договоров), защиты языковых меньшинств, правосубъектности самого Сената. Проектом реформы также предусматривалось, что члены Сената утрачивают право на получение вознаграждения, Сенат утрачивает полномочие по выражению недоверия Правительству Италии. Помимо реформирования правосубъектности Сената и законотворческого процесса, предполагалось также изменение модели распределения компетенции между уровнями публичной власти, в частности, предполагалось отмена института «параллельной компетенции», а также ликвидация Национального совета по вопросам экономики и труда (который в том числе является субъектом права законодательной инициативы), изменение административно-территориального устройства, ряд иных реформ.

В результате референдума большая часть граждан Италии высказалась против проекта реформ, результаты референдума лишь в трех регионах отражают поддержку реформ. При этом, доля голосов, отданных против проекта реформ, как правило, в большинстве территорий составляет более 60 процентов, а порой достигает и более 70 процентов.

Действующей Конституцией Итальянской Республики 1947 года предусматривается классическая бикамеральная (двухпалатная) структура Парламента, состоящего из Палаты депутатов и Сената Республики. Статьей 57 Конституции установлено, что Сенат Республики избирается на базе областей, за исключением мест, предназначенных для заграничного избирательного округа, число сенаторов составляет 315. Статьей 58 Конституции закрепляется, что сенаторы избираются всеобщим и прямым голосованием избирателей. В соответствии со статьей 70 Конституции Итальянской Республики законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами Парламента.

Результаты референдума в Итальянской Республике, состоявшегося 4 декабря 2016 года, отражают консервативные политические настроения в обществе, неготовность общества голосовать за радикальные государственные преобразования, приверженность идее конституционной стабильности. При этом, результаты референдума проиллюстрировали недоверие избирателей Правительству Итальянской Республики и Председателю Совета министров Италии Маттео Ренци, а также отсутствие электоральной поддержки идей Демократической партии Италии и падение к ней доверия избирателей.