Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Об обвинениях в адрес США в связи с применением незаконных методов при ведении военных операций в Афганистане

14 ноября 2016 года Прокурором Международного уголовного суда Фату Бенсуда опубликован Доклад о предварительном изучении (Report on Preliminary Examination Activities, 2016), в котором отдельно оговариваются деяния, предположительно совершенные сотрудниками Вооруженных Сил США и Центрального разведывательного управления США в ходе операций, проводившихся на территории Афганистана.

Статья 8 Римского статута Международного уголовного суд (принят в г. Риме 17.07.1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) определяет, что Международный уголовный суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений, в частности таких преступлений, как серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно, например, умышленное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью, незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью. Пункт С статьи 8 Римского статута определяет состав преступных деяний, совершаемых в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине, а именно посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки, посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников, вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными.

В Докладе отмечается (пункт 211), что имеющаяся информация дает достаточные основания полагать, что в ходе допросов различных лиц, а также при проведении смежных с допросами мероприятий, представители Вооруженных Сил США и Центрального разведывательного управления США прибегали к запрещенным методам воздействия, как то пытки, жестокое обращение, посягательства на человеческое достоинство, изнасилования, что является наказуемыми в соответствии со статьями 8(2)(с)(I) и (II) и 8(2)(е)(VII) Римского статута. Так, в Докладе говорится, что со стороны Вооруженных Сил США пыткам, жестокому обращению и посягательствам на человеческое достоинство был подвергнут по меньшей мере 61 задержанный в период с 1 мая 2003 года и 31 декабря 2014 года, при этом, большинство злоупотреблений, как утверждается, имели место в 2003–2004 годах (абзац 2 пункта 211). Со стороны Центрального разведывательного управления США пыткам, жестокому обращению и посягательствам на человеческое достоинство были подвергнуты по меньшей мере 27 задержанных, находящихся на территории Афганистана, а также иных стран-участников Римского статута, в частности, Польши, Румынии и Литвы, в период с декабря 2002 по март 2008 года (абзац 3 пункта 211).

В пункте 212 Доклада оговаривается, что описанные предполагаемые преступления являлись не злоупотребления отдельных лиц, а скорее были совершены в рамках одобренных методов допроса в попытке извлечь «ценную оперативную информацию» от задержанных. Важно, что в Докладе подчеркивается наличие достаточных оснований полагать, что описанные предполагаемые преступления были совершены в развитие политики и стратегии, направленных на получение информации путем использования методов допроса, сопряженных с жестокими или насильственными методами, которые могли способствовать достижению целей операции в Афганистане (пункт 213).

Описанные в Докладе методы и способы воздействия на задержанных вступают в прямое противоречие с положением статьи 5 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.), определяющей, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Нарушения Вооруженными Силами США и сотрудниками Центрального разведывательного управления США норм международного права неоднократно становились объектами внимания мировой общественности. Такие нарушения четко иллюстрируют американский подход, выраженный в приоритете цели над правовыми средствами ее достижения, в игнорировании норм международного права.

Для поддержания доверия к международному правопорядку, представляется, что необходимо, чтобы все лица, виновные в совершении преступлений, нашедших отражение в Докладе Прокурора Международного уголовного суда, были преданы международному правосудию в соответствии с положениями Римского статута Международного уголовного суда.