Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О цене революций и их последствиях для мирового правопорядка

Современный глобальный правопорядок в процессе своей эволюции, обусловленной опытом двух мировых войн, крупных вооруженных конфликтов, пришел к формуле регулирования отношений в рамках всего человеческого сообщества, предполагающей наличие двух уровней регулирования: международного и национального. Международное регулирование устанавливает общую систему координат в мировом масштабе, устанавливает общие «формулы и постулаты», за рамки которых субъекты национального регулирования и правоприменения не могут выходить. Такое регулирование действует erga omnes (в отношении всех), его образуют в первую очередь нормы jus cogens (императивные нормы международного права). Национальное же регулирование устанавливает конкретные модели, в рамках которых человек может реализовать свои права в полном объеме через связь с конкретным государством (к примеру, подданство или гражданство) с учетом различных особенностей.

Собственно комбинация международного и национального регулирования (двух уровней глобального правопорядка) создают систему условий для развития государств, для развития отдельных территориальных публичных коллективов, для каждого человека, а также системы разрешения различного рода противоречий и урегулирования конфликтов.

Активное применение западным миром практики «управления» революционными движениями и настроениями отдельных суверенных государств с целями свержения в них государственных режимов, установления «лояльной» Западу власти свидетельствует о кризисе механизмов урегулирования отношений и поиска баланса интересов в рамках геополитических процессов, о неспособности международно-правового регулирования обеспечить соблюдение фундаментальных правовых норм, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.), в иных международно-правовых документах. Собственно одними из целей создания и деятельности ООН являются обеспечение принятием принципов и установлением методов, чтобы применение вооруженных сил осуществлялось не иначе, как в общих интересах и использование международного аппарата для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Положения статей 39–51 Устава ООН возлагают на Совет Безопасности ООН обязанности по обеспечению безопасности и мира, разрешению вопросов, так или иначе связанных с угрозами безопасности и проявлениями вооруженных актов агрессии. При этом важно, что деятельность Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН носит комплексный характер в области безопасности и урегулирования: Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов ООН применения этих мер, эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Однако, в случае, если Совет Безопасности сочтет, что оговоренные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов ООН.

Современным международным правом в программных положениях базовых документов неоднократно отмечалась недопустимость практики «антиправовых» подходов в различных их проявлениях. Так, во в Преамбуле к Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) подчеркивается, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей.

Так или иначе, любые акты агрессии, не направленные на защиту правопорядка, сопряжены с нарушением прав и свобод человека, с разрушительными последствиями для государств. Крайнее проявление – вооруженный переворот – ситуация, при которой происходит крушение системы национального правопорядка – полностью лишает лиц, связанных с тем правопорядком, возможности реализовать свои права, лишает их гарантий прав и свобод. Кроме того, крушение правовой системы фактически лишает государства перспектив какого‑либо развития, лишает граждан или подданных государства возможности для развития его прав в различных областях, что является прямым нарушением положения статьи 22 Всеобщей декларации прав человека, определяющей, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Примечательно, что на современной политической карте мира есть государства, находящиеся в своего рода «зоне риска» – те правопорядки, которые схожи с правопорядками, уничтоженными в ходе спровоцированных и координированных извне революций, правопорядки, которые не демонстрируют лояльности западному миру. И такой вектор геополитики только подрывает доверие государств к системе международного урегулирования, подрывает доверие граждан различных государств к системе международного права, влечет обострение противоречий в различных областях, вызванные «кризисом доверия».

Практика «скрытой интервенции» через различного рода механизмы воздействия на внутригосударственные процессы посягает на такую основу современного правопорядка как суверенитет – то есть основанную на нормах права возможность публичной власти государства ее осуществлять без вмешательства иных движущих сил (властей, на являющихся законными властями данного государства).

Архиважно, что возникающий вследствие такой практики «кризис доверия» в системе международного урегулирования лишь усугубляет девальвацию институтов такого урегулирования, что неизбежно ведет к обострению уже имеющих место противоречий. Искусственное навязывание западных представлений о «демократии» без учета необходимости адаптации моделей к культурно-историческим, религиозным, национальным и иным особенностям отдельного государства, являясь «ширмой» для империалистической геополитики США и других стран западного мира, разрушает весь мировой правопорядок, ведет к его деградации, лишает возможности для дальнейшего развития, обостряет уже сложившиеся противоречия. Описанная проблемы выходит за рамки региональной проблемы, касающейся лишь отдельных стран Ближнего Востока, кризис международного урегулирования является глобальной проблемой в силу высокой степени динамизма геополитических процессов. Революционные процессы в отдельно взятых государствах, спровоцированные извне, ставят под угрозу существующую в настоящее время систему международного регулирования, отчетливо иллюстрируют игнорированием США и иными западными странами правовых подходов к разрешению различного рода противоречий. Противоречия в одном отдельно взятом государстве или регионе, как правило, влекут «цепную реакцию», что выражается, например, в проблемах, связанных с конфликтами вокруг водопользования в регионах, где существует проблема недостаточного числа источников водоснабжения (а это значительная часть территорий Ближнего Востока и Африки).

Сложившаяся и применяемая практика «управляемых революций» фактически лишает ряд государств перспектив какого‑либо развития, «откатывает» их в развитии на десятилетия назад, влечет необходимость концентрации ресурсов и усилий на восстановлении национальных экономик, что зачастую невозможно без урегулирования внутренних искусственно созданных противоречий, что влечет также обострение проблем, с которыми в конечном итоге сталкиваются и западные страны, например, с проблемой миграции и опосредованной ею проблемой роста преступности.