Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Проектный подход российской системы управления

Похоже мы возвращаемся к управлению социальной и экономической сферой через национальные проекты. Недавно был создан «Совет при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам», который вновь займется выполнением национальных проектов. Напомню, в период 2005 – 2008 гг. была поставлена задача по концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях и такой подход себя оправдал, поэтому сегодня, в условиях ухудшения экономической ситуации, возращение к проектному управлению становится актуальным и востребованным.

История. Так было в 2005 году, когда были запущены первые в новой России приоритетные национальные проекты: образование, медицина, жилье, сельское хозяйство. Думаю, не правы те, кто огульно критикует эти программы за из их количественную неопределенность, отсутствие четких ориентиров. Считаю, что именно системные мероприятия в этих областях позволили начать качественную перестройку нашего пришедшего в убожество социального пространства. И хотя, например, в жилищной проблеме, кардинально повысить доступность ипотечных займов для населения не удалось (два тяжелых финансовых кризиса сыграли свою роль), но впервые в истории стала в массовых масштабах решаться вековая проблема России – ликвидация аварийного и ветхого жилья. То же можно отметить в здравоохранении, где были зафиксированы, во многом, неожиданные успехи в снижение смертности по всем возрастам, а заболеваемость снизилась по всем основным видам болезней.

Трудности. Сегодня Россия в области проектного управления сталкивается с целым пакетом серьезных вызовов: 1. Очевидна нехватка финансирования. В среднем, на каждый проект приходится в два раз меньше финансирования, чем десять лет назад. 2. Возросшая неопределенность в стабильности источников поступлений. Часть будущих средств на поддержку проектов, уже предусмотрена в бюджете по линии прежних государственных программ. Другие источники пока не найдены, но правительство полно решимости найти их. А пока в результате бюджетных ограничений в 20 раз сократилось проектное субсидирование социально-экономического развития Забайкалья и Дальнего Востока. Не нашлись средства на новый проект социально-экономического развития Арктики. Многие СМИ потеряли государственные субсидии. 3. Расширение круга самих проектов (раньше 4, теперь 11 — и это не предел.). 4. Смещение акцента с параметрального развития инфраструктурных объектов (количественного и качественного роста их параметров) на их мобилизационную готовность, управляемость, способность отвечать критериям национальной безопасности и социальной стабильности. Такой подход получил свое отражение в самом названии нового органа — Совет при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Виды программ. Практически во всех проектах упор сделан на качественное обновление ресурсной и институциональной базы хозяйственно-политического комплекса страны.

Так, проект «образование» ориентирован на: повышение качества школьного обучения, создание современной цифровой, образовательной среды, подготовку кадров по новым передовым рабочим профессиям, активное включение вузов в инновационный процесс.

Проект «здравоохранение» предполагает развертывание 5 отраслевых программ: развитие медицинской авиации для труднодоступных районов страны, изучение госзаказа, закупка новых вакцин, внедрение электронного документооборота и дистанционная телемедицина.

Проект «жилье» продолжит программу доступного жилья в регионах страны.

Дальнейшее развитие получит программа по строительству безопасных современных дорог.

Среди других проектов и программ можно отметить улучшение ситуации в моногородах, поддержка малого и среднего бизнеса, создание высокотехнологичных рабочих мест, стимулирование экспорта и наукоемкого импортозамещения, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, экологическое направление.

Проектный подход всегда был сильной стороной российской системы управления. Есть все основания полагать, что и на этот раз у руководства хозяйственно-политического комплекса страны имеется достаточно воли, знаний, опыта и проектного видения для успешного выполнения поставленных задач.