Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Улучшение собираемости налогов — важнейший элемент структурных реформ российского общества

Недавно состоялось первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором президент России Владимир Путин поручил разработать меры по выводу из теневой экономики 30 миллионов граждан страны. Это 40 процентов от всего трудоспособного населения страны.

В чем суть проблемы.

30 млн. граждан нашей страны работают в теневой экономике, производя до 25 % всего ВВП страны. Они получают нерегистрируемые доходы, но налоги по ним не платят. А ведь все они при этом пользуются прямыми и косвенными услугами, которые им предоставляет государство, начиная с самых общих как личная безопасность, социальная защита, до множества прямых льгот в социальной, жилищной и прочих сферах. В итоге получается, что они социально пристроены за счет тех, кто полностью легализовал свои отношения в сфере труда. Насколько затратно содержание неплательщиков? Получается в среднем по стране – на те же 25%, но уже в виде недополученных доходов бюджета. Что составляет свыше 80 тыс. руб. в год на одного честно исполняющего свой долг работника. Это только прямые потери – косвенные будут значительно выше. Это и формирует общественный и государственный посыл на вывод из тени налоговых уклонистов.

Но проблема не такая простая как это может показаться на первый взгляд. Неплательщики налогов – очень неоднородная группа. Все эти получатели нелегальных доходов по‑разному вовлечены в теневую экономику.

Первая группа, представляющая подавляющее большинство уклонистов – открыто работают и получают законную зарплату и лишь незначительную часть своего времени посвящают дополнительным «серым» заработкам, неоформленные трудовые отношения по основной работе, обслуживание «левых» клиентов и пр. Почему? Потому что, наверное, не хватает основного дохода, потому что это выгодно тем, кто нанимает их, потому что в слабой рыночной экономике России спрос и предложение не могут быстро найти друг друга и здесь помогает «теневой рынок», потому что это легко скрывать и избегать санкций, наконец, потому, что эти наказания по международным стандартам у нас совсем не суровы. Есть среди них вынужденные нарушители законов, которые по большей части являются сами жертвами исторической и социальной несправедливости, например, хронические безработные, жители малых провинциальных городов, где нет ни достойной работы, ни заработка. А есть процветающие и не столь процветающие специалисты, профессионалы, фрилансеры. Многие из них в, принципе, готовы оформить свои отношения с государством, но пока не все условия способствуют этому доверительному шагу.

Вторая группа уклонистов среди работников и предпринимателей плотно завязана в теневой экономике, но их труд по своему содержанию тоже не криминален. Можно сказать, что это их основная профессиональная деятельность, а законная работа (если она имеется) служит лишь прикрытием. По данным ВЦИОМ, сегодня 10% всех работников получают исключительно незарегистрированные доходы. Почему? Во многом это снова связано с неблагоприятной экономической ситуацией в их окружении, а иногда — с завышенными личными потребительскими и профессиональными запросами, а также относительной доступностью получения «серых» доходов, например, с нерегламентированным, индивидуальным характером трудовой деятельности, трудностью фиксации нелегальных заработков. Можно допустить, что средний размер таких заработков значительно выше, чем в открытой экономике. Но и здесь есть обширная группа лиц, которые вынуждены искать пути выживания. Взять тех же жителей моногородов или депрессивных регионов, где нет никакой работы.

Наконец, третья относительно малочисленная группа получает доходы в так называемой черной экономике, где производимые товары и услуги носят четко выраженный криминальный характер (производство и продажа оружия, наркотиков, подпольные игры, сбыт ворованного и награбленного имущества и т. д.).

Разумеется, никаких налогов государству эти «трудящиеся» и не планируют платить, преступным является сам характер и результаты их «труда», где нарушения, связанные с сокрытием самих доходов, — не основное правонарушение, а всего лишь следствие «основной деятельности», иными словами здесь укрываются не столько доходы, сколько преступный характер их извлечения.

Однако интересно, что в некоторых странах их подчас (особенности национального законодательства) можно привлечь к ответственности только по чисто внешнему признаку – уклонение от налогов и укрывательство доходов. Так были пойманы и осуждены долгое время остававшиеся неуловимыми знаменитые Аль-Капоне и его «семья».

Масштабы ущерба, наносимой каждой их этих групп государству, обществу трудно поддаются учету. Выше уже говорилось, что только прямые потери от неоплаченных налогов составляют свыше 80 тыс. руб. в год на работника, исправно исполняющего свои обязательства. Потери от «деятельности» криминализованной группы уже давно находятся в центре внимания наших СМИ, которые приводят самые разные цифры возможных потерь общества. Можно лишь предположить, что эта маленькая, но очень влиятельная и опасная группа уклонистов наносит вред России, сопоставимый с ущербом всех остальных неплательщиков

Что делать?

Вопрос о том, что делать для повышения собираемости налогов, плавно перетекает в понимание, что этого можно добиться, только при условии, если мы уясним для себя, что современная фискальная система работает по правилу: нет доверия – нет и эффективной налоговой системы.

Для кардинального улучшения собираемости налогов надо поставить стратегическую задачу по созданию открытой, правовой системы отношений между трудом, капиталом и государством, основанной на взаимном доверии. Решающее значение имеют адресные социально-экономические мероприятия государства: реализация инвестиционных проектов, повышение средней заработной платы, особенно в депрессивных регионах, решение проблемы моногородов, ускоренное развитие предпринимательства, особенно малого.

Конечно следует совершенствовать как сами законы, так и методы взыскания задолженности, современного контроля, мониторинга за ситуацией. Но сегодня очень важно добиться практических результатов в сферах до сих пор нетипичных для России: стабильность и прозрачность законов и постановлений в этой области, фискальное просветительство, то есть более полное информирование граждан, куда идут их отчисления, и что будет, если налогов будет меньше. Надо дать понять работникам и налогоплательщикам, что государство признает наличие объективных трудностей и готово их устранять вместе с людьми на открытой, кооперативной основе. Осознание этих подходов большинством населения вызовет у него ответное понимание перед законом и обществом, повысит осознанную собираемость налогов и снимет проблему отчуждения граждан от государства, тем самым повысив участие общества в обустройстве государтсва.

Так что решение задачи по улучшению собираемости налогов на деле оборачивается важнейшим элементом структурных реформ российского общества, затрагивающим всю систему производственных, финансовых, правовых, морально-нравственных и культурно-строительных отношений в звене работник-бизнес-государство. Этот значимый проект по сути может стать первым этапом вхождения России в эпоху современного переустройства. Задача нелегкая и очень важная с которой нашей стране предстоит справиться.