Блоги сенаторов

Все записи блога Васильев Валерий Николаевич Васильев
Валерий Николаевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Импортозамещение: Россия сможет в кратчайшие сроки выйти на новый виток развития

Серьезный разговор об импортозамещении невозможен в отрыве от решения проблемы преодоления зависимости от зарубежных технологий и концентрации внимания на формировании собственного конкурентоспособного машиностроения и станкостроения. Так как в какой‑то момент мы можем оказаться один на один с проблемой переоснащения наше производства и не подготовив для этого соответствующую базу не сможем эту проблему решить. Уверен, что руководство страны очень хорошо это понимает и доказательством этого может быть недавнее (19.04.16) выступление Президента РФ на съезде Союза машиностроителей.

Изменение мировой рыночной конъюнктуры, санкции против нашей страны привели к тому, что, во‑первых, существенно сократились инвестиции в машиностроение, во‑вторых, снизился объем производства и спрос. В результате, по итогам 2015 года, в сравнении с годом предыдущим, индекс производства машин и оборудования составляет 89%.

С другой стороны, позитивно то, что сфера машиностроения обозначена как приоритетная отрасль современной России и предусмотрено ее приоритетное финансирование. В частности в антикризисном плане заложено, что в текущем году на сферу машиностроения будет выделено 137,7 млрд. рублей. Причем в планах правительства предусмотрено дополнительное финансирования сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.

Президент обратил внимание на то, что в отдельных секторах машиностроительной отрасли есть неплохие результаты. Так, по его словам, около половины магистральных тепловозов и электровозов, легковых автомобилей и около 40 процентов автобусов выпускается на мощностях, которые были введены за последние пять лет.
Что касается планов на ближайшее будущее, предусмотрено, что отрасли будет оказываться помощь со стороны Агентства по технологическому развитию, которое было создано по инициативе бизнеса и начало работы, которого запланировано на ближайшее время. Предполагается, что с помощью Агентства будет легче получать новые патенты, заключать лицензионные соглашения. Сегодня на эти цели тратятся значительные усилия и далеко не всегда результативно. Также при помощи государственных структур, в том числе и вновь созданных, как например, Российский экспортный центр, предусматривается оказание помощи для продвижения продукции российского машиностроения на мировой рынок. Очевидно, что здесь необходима помощь со стороны государства, но важно, чтобы эта помощь не стала новой бюрократической преградой на пути выхода отечественной продукции на мировые рынки. Хотя в отдельных сферах у нас вполне впечатляющие успехи в плане экспорта. Достаточно вспомнить, что в 2015 году в стоимостном выражении объём экспорта, например, судостроения вырос на 51 процент, навигационной аппаратуры – на 50 процентов, специального автомобилестроения более, чем на 20%.

Всё это говорит о том, что выбранные меры экономической поддержки экономики медленно, но верно приносят свои позитивные плоды и все, от кого зависит принятие решений от исполнительной, до представительной власти и руководителей промышленных предприятий, должны задействовать все ресурсы для достижения поставленных целей – нужно развивать внутренний рынок, стимулировать спрос, создавать умные технологии и проводить импортозамещение. Только такими активными мерами Россия сможет в кратчайшие сроки выйти на новый виток развития.