Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Внешняя политика – нужно больше времени

В Совете Федерации состоялся очень важный разговор с Министром иностранных дел России. Сегодня внешнеполитические темы у всех на устах, соответственно интерес к «правительственному часу» был изначально высоким. И он подтвердился качеством диалога сенаторов с министром. Время истекло быстро и многие темы просто не получили развития. Но, конечно же, наше общение не прервалось.

Прошедшие с предыдущего выступления С.В. Лаврова полтора года стали, пожалуй, самыми драматичными в новейшей истории России, если брать ее внешнеполитическое измерение. А потому вопросов было много.


В Совете Федерации состоялся очень важный разговор с Министром иностранных дел России. Сегодня внешнеполитические темы у всех на устах, соответственно интерес к «правительственному часу» был изначально высоким. И он подтвердился качеством диалога сенаторов с министром. Время истекло быстро и многие темы просто не получили развития. Но, конечно же, наше общение не прервалось.

Прошедшие с предыдущего выступления С.В.Лаврова полтора года стали, пожалуй, самыми драматичными в новейшей истории России, если брать ее внешнеполитическое измерение. А потому вопросов было много.

Информация о том, куда идет Россия и весь мир, получена в полном объеме. Категорически не соглашусь с теми, кто утверждает, будто российская внешняя политика страдает непредсказуемостью и иррациональностью. Если Россия не действует в чужих интересах, несмотря на коллективное давление на нее – это не признак агрессивности. Тот, кто не смог это понять, должен пенять на собственные аналитические и прогностические ресурсы, а не на мнимую коварность России. Прежнего режима общения: «обсуждаем только то, что интересно нам, игнорируем то, что важно России» — больше не будет.

Возможность ознакомиться с текстом выступления министра и ответами на вопросы сенаторов здесь http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/7D5C10AE87AA6F9843257E4B003A396A.

Для себя лично отметил следующее. Прежде всего – оценка нынешней международной ситуации как фазы процесса формирования более справедливой системы, отражающей цивилизационное многообразие мира. В этой системе координат, в частности, логика поведения России и ряда других стран вне исторического Запада – это не действия неких глобальных «диссидентов», сопротивляющихся якобы разумному и справедливому мировому порядку. Напротив: нынешний кризис во многом объясняется жестким сопротивлением прежней однополярной системы новым реалиям.

Примечательна расстановка приоритетов в выступлении Министра: сначала – безусловное главенство евразийского интеграционного процесса. Затем – особая роль стратегического партнерства с Китаем, взаимодействия с Индией, Вьетнамом, другими странами АСЕАН, продвижение инициативы создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе механизмов обеспечения региональной стабильности, работа в ШОС и БРИКС, мирное урегулирование кризисных ситуаций, в частности, в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки…

Очевиден отход от «западоцентричной» картины мира и происходящего в нем, несмотря на то, что все истоки нынешнего кризиса лежат именно в Евро-Атлантике. Однако Лавров специально отметил, что Россия развивает восточный вектор «не за счет, а в дополнение к западному, если, конечно, Запад готов сотрудничать честно, взаимовыгодно, без ультиматумов и попыток добиться односторонних преимуществ». Иными словами – «мяч» полностью на стороне Запада. Чего там пока еще не осознали в полной мере, раз за разом сообщая нам те условия и требования, при соблюдении которых Россией Запад – так и быть – будет готов потихоньку возвращать отношения с нами в более или менее нормальное русло.

Тема санкций вообще не является предметом переговоров, независимо от того, считают ли их на Западе эффективными и обоснованными. Это – обоюдовредный и бессмысленный по заявленным целям односторонний шаг, а потому отменяться он должен в одностороннем порядке. Россия не собирается подстраиваться под чьи‑то требования ради отмены чужих мер экономического шантажа. Как сказал Лавров, цитируя Президента России, «не мы портили отношения, и главное условие их восстановления – уважение к России, ее законным интересам».

Из тех ответов на вопросы членов Совета Федерации, которые не были озвучены в рамках «правительственного часа», но были представлены в письменном виде, я бы отметил следующие моменты.

Судьба российской инициативы о заключении Договора о европейской безопасности 2008 года продолжает оставаться «на столе». К сожалению, западные страны оказались не готовы к обсуждению Договора, расценив его как попытку девальвации обязательств по статье 5 Вашингтонского договора 1949 г., предполагающей коллективную оборону стран-членов НАТО от угроз извне.

Иранская ядерная программа и Лозаннские договоренности по Ирану от 2 апреля 2015г. Лозанна – большой и коллективный успех. Однако текст договоренности по ИЯП еще не подготовлен. Конгресс США намеревается выставить этот договор на ратификацию. Это создаст не столько существенные ограничения для возможных «шагов назад», сколько дополнительный риск срыва сделки «шестерки» с Тегераном.

В рядах ИГИЛ воюют сотни выходцев из нашей страны и государств СНГ. Наше осуждение терроризма и его методов остается неизменным. Но путь борьбы с ним, который выбрали США и их союзники по «антиигиловской коалиции», малоэффективен. Россия – против двойных стандартов в вопросах противодействия терроризму. В Совете Безопасности ООН озвучена идея глубокого и комплексного анализа причин, приведших к нынешнему всплеску экстремизма на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта инициатива сохраняет свою актуальность.

Принятое по итогам «правительственного часа» постановление Палаты призывает российских парламентариев активнее работать в ассамблеях СНГ, ОДКБ, ОБСЕ и других. Эти ресурсы весьма велики. Их роль возрастает, когда объективно уменьшились окна для диалога на иных направлениях. В парламентской дипломатии меньше формальностей и ограничений, зато намного больше возможностей для, так сказать, кулуарной и неформальной работы. Каждый сенатор и депутат Госдумы может подтвердить, что официальные заявления их зарубежных коллег и их же личные высказывания в прямом общении – это, как говорится, «две большие разницы». Наша задача – привести эти позиции наших визави, официозную и личную, к общему знаменателю на пользу отношениям с Россией. Эта задача вполне выполнима, но придется основательно поработать. Сенаторы подтвердили – они к этому готовы.