Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

И на тихом океане свой закончили поход!

В июне 2019 года исполняется ровно пять лет с момента начала проведения международных Фестивальных марафонов. Этот общественно-культурный проект был инициирован российским парламентским Европейским клубом и с самого начала поддержан Советом Федерации.

Важно отметить, что все проведенные с тех пор марафоны культур получали эгиду ЮНЕСКО – главной организации ООН по образованию, науке и культуре. Последнее само по себе является явлением далеко не ординарным и объективно свидетельствует о большом значении, которое придает международное сообщество данной российской гуманитарной инициативе.

Более того, завершившийся в конце мая с. г. четвертый по счету Фестивальный марафон, который проходил от вод Атлантики до Тихого океана (буквально от объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО древнеримского маяка Геркулес на испанском побережье до маяка во Владивостоке) получил также официальную поддержку еще одной структуры ООН – Всемирной туристской организации (ЮНВТО).

Можно было бы долго перечислять все, что сделано за эти пять лет, но назову лишь несколько итоговых цифр. За относительно короткий период (в среднем каждый Марафон занимает около трех недель) главный символ Марафона – его уникальный «Жезл мира» — прошел около 100 000 км. и пересек по воздуху, морю, суше территории 21 государства Большой Евразии, а в его очных и заочных мероприятиях (посредством Интернет) приняло участие свыше сорока тысяч человек на всех континентах.

Но главное, разумеется, заключается совсем не в этих цифрах, а в том, что, несмотря на непростую международную обстановку, различие политических систем, культур и традиций стран-участниц этого трансконтинентального проекта, нам удалось реализовывать главную цель Фестивальных марафонов – поддержать идею общности культурного пространства от Атлантики до Тихого океана и необходимости бережного, уважительного отношения к культуре и историческим традициям каждого из народов, населяющих огромный Евразийский материк.

В частности, минувший на днях 4-й Фестивальный марафон был посвящен в первую очередь теме Всемирного наследия человечества, а это не только объекты материального и нематериального наследия, но и важнейшие природные объекты, как, например, российское озеро Байкал.

На первый взгляд, ни у кого не может быть сомнений в необходимости бережного отношения к всеобщему наследию нашей цивилизации. Между тем проведенные в рамках Фестивального марафона конференции и круглые столы в Париже, Белграде, Софии, Казани, Владивостоке, беседы в штаб-квартире ЮНЕСКО, министерствах культуры Франции, Сербии, Болгарии выявили большой объем вопросов политико-правового, финансового, организационно-технического и даже философского характера.

Назову лишь несколько. В канун французского этапа Марафона весь мир облетела печальная новость о том, что часть объекта всемирного наследия ЮНЕСКО – собора Парижской богоматери — погибла в результате масштабного пожара. Среди прочего в среде специалистов, французской общественности возник и такой вопрос: стоит ли вообще заниматься восстановительными работами (средства на которые, в принципе, уже есть), если все, что может быть сделано, в любом случае будет так называемым «новоделом». К тому же это далеко не первый пожар за многовековую историю собора, и сам он уже существенно отличается от здания, построенного на острове Сите в Средние века.

Другая проблема сохранения всемирного наследия сугубо политическая. Так, ЮНЕСКО (как структура ООН) официально признает Косово частью суверенной территории Сербии. Однако более ста стран считают, что это новое «независимое» государство. Между тем на спорной территории находится четыре объекта из списка ЮНЕСКО, а фактические власти Косово, мягко говоря, не слишком бережно относятся к сербским православным святыням.

Другой пример – восстановление сирийской Пальмиры. Казалось бы, дважды освобожденные от международных террористов с помощью российских солдат и офицеров памятники всемирного значения нуждаются в немедленной реставрации, но власти ряда стран Запада цинично заявляют: «пусть сначала режим Асада уйдет, а уж потом мы будем спасать Пальмиру и иные историко-культурные объекты на сирийской территории». Подобный подход, к слову, остро критиковали специалисты и общественники самих западных государств, принимавших участие в наших открытых дискуссиях.

Наконец, остается во многом открытым вопрос: как совместить задачи сохранения объектов наследия для будущих поколений землян и в то же время обеспечить к ним доступ публики, тех же туристов (последнее сопряжено с большим объемом финансовых, организационных и технических проблем).

Большое значение имело то, что начиная с 2019 г. проект Фестивального марафона был совмещен нами с еще одним проектом «Евразийского диалога» при парламентском Европейском клубе. Речь о инициативе, названной нами PHOTODIPLOMACY. Этот синтез был осуществлен в результате серии выставок фоторабот профессионалов и любителей из десятков стран мира, открытых нами по всему маршруту следования марафона культур.

Причем по предложению болгарских друзей эта экспозиция будет перемещена из российского центра науки и культуры в Софии в помещение знаменитой Пловдивской ярмарки (Пловдив – культурная столица ЕС в 2019), а в Токио решено показать нашу экспозицию в японском парламенте. К слову, у нас также есть планы выставить часть работ в здании Совета Федерации и в Государственной Думе.

Не могу не отметить еще два события, которые также глубоко символичны. 28 апреля нам довелось отметить православную Пасху в Российском духовном центре в самом сердце Парижа совместно с гражданами Украины. А на болгарской земле, куда Марафон прибыл в канун Дня Победы, мы вместе с тысячами жителей Софии прошли 9 мая маршем «Бессмертного полка» по улицам болгарской столицы. Буквально вслед за этим, несмотря на дождь, сотни болгар вместе с нами приняли участие в возложении цветов к памятнику А. Пушкина возле софийского Дома Москвы.

Выступая перед нашими болгарскими друзьями, напомнил, что благодаря их предкам, кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием, пришла в Россию и стала тем самым алфавитом, на котором Александр Сергеевич писал свои Шедевры, а полтора столетия спустя наш космонавт Юрий Гагарин сделал кириллицу первым алфавитом, вынесенным человеком за пределы земной атмосферы.

Заключая эти короткие заметки о походе от Атлантики до Тихого океана, не могу не обратить внимание на то, как раз от раза поднимался уровень встреч нашей объединительной миссии на территориях иностранных государств. В 2014 г. из официальных лиц были лишь наши коллеги из национальных и муниципальных парламентов.

Зато, например, в период четвертого Марафона на его завершающем японском этапе российскую делегацию лично приветствовали премьер-министр Японии С. Абэ и руководители обеих палат японского парламента. Что само по себе говорит о растущем авторитете не только и не столько нашей общественно-культурной парламентской инициативы, сколько России в целом.

Разумеется, все усилия рабочей группы Фестивального марафона, нашего парламентского клуба не могли бы иметь столь значительные результаты без помощи МИД РФ, ФА «Россотрудничество», сотрудников Министерства культуры РФ, заместителей Председателя СФ А. Турчака, И. Умаханова, руководителей профильных комитетов СФ З. Драгункиной, К. Косачева, коллег из Государственной Думы России и, конечно, Председателя СФ В. Матвиенко. Без постоянного патронажа Валентины Ивановны этот международный проект не вышел бы за пять лет на столь высокую, глобальную орбиту.