Все новости

Е. Бушмин провел заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

Меры по укреплению стабильности банковской системы в целях повышения доступности кредитных ресурсов были обсуждены на заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации, который провел заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Межрегионального банковского совета Евгений Бушмин.


Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Полетаев Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Журавлев Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Бочков Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации
Рябухин Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

1 из 9

Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

2 из 9

Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

3 из 9

Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

4 из 9

Полетаев Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

5 из 9

Журавлев Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

6 из 9

Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

7 из 9

Бочков Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

8 из 9

Рябухин Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации

9 из 9

Меры по укреплению стабильности банковской системы в целях повышения доступности кредитных ресурсов были обсуждены на заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации, который провел заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Межрегионального банковского совета Евгений Бушмин.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, Президент Ассоциации российских банков (АРБ), член-корреспондент Российской академии наук, заместитель председателя Межрегионального банковского совета Гарегин Тосунян, первый заместитель Председателя Центрального банка Алексей Симановский, статс-секретарь – заместитель Министра финансов Юрий Зубарев, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян, вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Курочкин, главный директор
по финансовым исследованиям фонда «Институт энергетики и финансов» Михаил Ершов, вице-президент Ассоциации «Россия» Алина Ветрова, представители банковского сообщества.

По словам Гарегина Тосуняна, основой политики Центробанка остается таргетирование инфляции с целью снижения ее до четырех процентов к 2017 году. «Однако жесткая процентная политика, на наш взгляд, не лучшее средство борьбы с инфляцией. Логичнее было бы использовать подконтрольный Банку России инструмент повышения монетизации, непосредственно влияющий на рост экономики», — полагает он.

Гарегин Тосунян выразил обеспокоенность ситуацией в банковском секторе, когда наряду с просроченной задолженностью по корпоративным и потребительским кредитам наблюдается резкое снижение объемов кредитования. «Это приводит к росту процентных ставок, которые сильно ударяют по производственному сектору экономики, а для банков рост ставок не компенсирует потерь от объемов кредитования. В результате резко снижается прибыль в банковском секторе, и мы приходим к необходимости докапитализации банков, которую один раз мы уже провели в конце прошлого года. Все идет к тому, что может потребоваться еще одна в конце текущего года или начале следующего»

«Еще один острый вопрос остается открытым – когда подойдет к концу сверхинтенсивная чистка банковской системы? Менее чем за два года количество банков сократилось на 19 процентов», — сказал президент АРБ.

Как подчеркнул в своем выступлении Николай Журавлев, законодатели, Центробанк и Правительство должны сделать так, чтобы банки имели достаточно низкие издержки и не перекладывали их на клиентов, что сделало бы процентные ставки неподъемными. «Нам кажется, что нужно более глубоко сегментировать банки и дифференцировать подходы к регулированию и надзору за ними».

«Не секрет, что доступ к ресурсам ЦБ у малых банков серьезно затруднен. Кому то нужны сотни миллиардов под инвестпроекты, а кому‑то десятки миллионов под небольшой портфель ипотеки или кредитов малому и среднему бизнесу», — отметил он.

«При достаточно большом количестве банков, степень проникновения их в регионы оставляет желать лучшего. Может быть, имеет смысл подумать над смягчением регулирования в части определенных рисков для тех, кто идет вглубь регионов. Ведь это определенная социальная миссия. Там тоже живут наши люди и им тоже нужен доступ к кредитам, вкладам, переводам и так далее», — сказал Николай Журавлев.

Сенатор затронул тему расширения санаций и стимулирования слияний и поглощений сильными банками более слабых. «И если с первым процесс идет здоровый, ЦБ и АСВ активно используют новые инструменты законодательства, то со вторым пока положительных примеров нет. А ведь зачастую относительно небольшая помощь регулятора в вопросах капитала и ликвидности может серьезно стимулировать акционеров договориться и создать укрупненный, более сильный и надежный банк», — сказал он.

Николай Журавлев подчеркнул, что речь идет только о законопослушных игроках, испытывающих определенные сложности экономического характера. «Мы поддерживаем ужесточение законодательства в части уголовной ответственности менеджмента и акционеров за вывод или замену активов на имеющие заведомо более низкую стоимость, причем независимо от факта банкротства кредитной организации. Такие сделки ведут к уклонению от уплаты налогов, откатам, взяткам, хищению кредитов и в итоге прямым потерям государства. Необходимо законодательно приравнять такие сделки к отмыванию доходов и финансированию терроризма».

Парламентарий также считает необходимым важным права ЦБ проверять и переоценивать залоги по кредитам и прочим активам. Николай Журавлев является соавтором соответствующего законопроекта, внесенного в Государственную Думу.

Сенатор также рассказал о ряде законопроектов, которые находятся на разной стадии проработки, но которые, по мнению Комитета СФ, смогли бы существенно упростить доступ предприятий и граждан к кредитным ресурсам.

Алексей Симановский, характеризуя ситуацию в банковском секторе, подчеркнул, что о кризисе речь не идет, по объективным данным, ситуация постепенно улучшается.

Заместитель Председателя Банка России добавил, что продолжается дискуссия о том, надо ли бороться с инфляцией, и не препятствует ли эта борьба экономическому росту. «Абсолютно убежден, что благополучие финансовой сферы, а, стало быть, благополучие экономики базируется на устойчивости национальной валюты», — сказал он.

Вместе с тем, подчеркнул он, Банк России учитывает в рамках решения своей задачи по обузданию инфляции потребности экономического роста. «Вопрос в том, как достичь цели обеспечить экономический рост и обуздать инфляцию. Мы видим перспективы на этом пути и прогнозируем на следующий год резкое снижение темпов инфляции – к середине 2016 года примерно на 7,5 процентов.


В принятом за основу проекте решения по итогам заседания содержится ряд рекомендаций обеим палатам Федерального Собрания, Правительству и Центробанку. В частности, парламентариям и Правительству предлагается при доработке законодательства, касающегося установления уголовной ответственности за организацию «финансовых пирамид», расширить состав преступления, чтобы охватить весь перечень видов деятельности, имеющих признаки таких «пирамид».

Центробанку, Правительству и Федеральному Собранию рекомендовано разработать стратегию развития банковского сектора до 2020 года с учетом текущих условий, прогнозов изменения макроэкономических параметров и внешних условий. Привязать ее к развитию экономики.

Правительству рекомендовано разработать и внедрить дополнительные механизмы государственной поддержки предприятий приоритетных отраслей экономики, включая государственные гарантии и субсидирование процентных ставок.