Все новости

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ НА ТЕМУ «СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации».

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ОБСУЖДАЮТСЯ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года. Открылись парламентские слушания «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации – тема парламентских слушаний, которые открылись в Совете Федерации. В их работе принимают участие парламентарии, руководители федеральных министерств и ведомств, представители регионов страны, Счетной палаты РФ и Генеральной прокуратуры России, государственных корпораций, предприятий и организаций отрасли, научного сообщества, международных и общественных организаций. Они обсудят вопросы совершенствования законодательного обеспечения модернизации этой важнейшей сферы экономики страны.

Со вступительным словом к участникам обратилась Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. С докладом на слушаниях выступит заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

* * *

Открыл слушания председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров. Он подчеркнул чрезвычайную актуальность представленной на обсуждение темы. Оборонно-промышленный комплекс, по его словам, является не только важным фактором обеспечения обороноспособности страны, но и локомотивом ее социально-экономического развития, надежным гарантом сохранения и приумножения научного, творческого и людского потенциала России.

* * *

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВПК ТРЕБУЕТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА

16 февраля 2012 года. Валентина Матвиенко предлагает ввести персональную ответственность за выполнение гособоронзаказа…

Посещение оборонных предприятий в разных регионах РФ показывает, что ключевые проблемы у предприятий оборонно-промышленного комплекса общие, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на парламентских слушаниях «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Спикер указала на серьезное технологическое отставание российской оборонной промышленности от ведущих индустриальных держав. «Моральное и физическое старение технологий, оборудования, выпускаемой продукции остановить до сих пор не удалось, — констатировала она. — На предприятиях ОПК используется оборудование, выпущенное в 70-х годах прошлого века, износ которого иногда достигает 80 процентов». В.Матвиенко обратила внимание на слабую элементную базу, неспособность станкостроительной промышленности в полном объёме обеспечить предприятия «оборонки» даже металлорежущим инструментом.

Целый набор претензий вызывает практика осуществления государственного оборонного заказа. По мнению главы палаты, сложные отношения между Минобороны и предприятиями ОПК не способствуют тому, чтобы отпущенные им значительные финансовые ресурсы, которые были бы нелишними, например, в социальной сфере, «использовались строго по назначению и максимально эффективно». В этом контексте она призвала заказчиков и поставщиков улаживать накопившиеся разногласия «не в режиме полемики и «перетягивания каната», а в формате диалога и поиска договоренностей». Здесь нужно «руководствоваться стремлением к выработке мер, которые обеспечивают создание должного уровня обороноспособности в приемлемые сроки, в рамках посильных для страны расходов на оборону и при минимальной зависимости страны в этой сфере от поставок извне», подчеркнула Председатель Совета Федерации. Она также считает необходимым развернуть подготовку «чётких норм по проектированию, обоснованию и размещению государственного оборонного заказа с учётом всей специфики производства оружия и военной техники». «Здесь не должно быть никакого волюнтаризма», — подчеркнула спикер.

Она также напомнила, что эксперты недовольны уровнем прозрачности оборонных расходов. «Ситуация усугубляется и тем, что у нас пока нет контрактного права, а есть ведомственные нужды, — добавила В.Матвиенко. — Это затрудняет контроль за эффективностью государственных расходов». В этой связи она считает целесообразным «ввести персональную ответственность за результаты реализации программ вооружения, выполнение пунктов гособоронзаказа». «В этой важнейшей стратегической сфере нет места «обезличке», размыванию ответственности», — убеждена главы палаты.

Среди других факторов, препятствующих модернизации ВПК В.Матвиенко выделила «нехватку профессиональных кадров». «Нам следует восстановить систему их непрерывной подготовки для предприятий оборонно-промышленного комплекса, — сказала она. – Сегодня средний возраст работающих на предприятиях ОПК – 50 лет. Однако мы не можем серьёзно говорить о притоке молодых кадров, пока средняя зарплата в оборонной отрасли будет составлять в пределах 20 тысяч рублей». Спикер также констатировала падение уровня политехнического образования в России. «Не секрет, что в управленческих структурах в сфере ОПК всё меньше специалистов с техническим образованием, всё больше менеджеров – специалистов по финансовым потокам, маркетингу и прочее», — пояснила она.

Учитывая, что развитие военно-промышленного комплекса обусловлено научно-техническим прогрессом, ситуацию усугубляет отсутствие интереса среди молодежи к освоению технических профессий. По данным В.Матвиенко, «прошлой осенью недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям ОПК, ракетно-космической отрасли, составил в среднем по России около 40 процентов». «По сути, идёт кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики», — подчеркнула спикер. В качестве решения этой проблемы она предложила разработать специальный федеральный закон о целевой контрактной подготовке кадров для ОПК. Кроме того, В.Матвиенко рекомендовала развернуть пропаганду инженерных профессий в школах, на телевидении, в прессе.

Созданию современного высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса препятствуют и некоторые недоработки на законодательном уровне. Так, в правовом поле до сих пор отсутствуют понятия «военно-промышленный комплекс» и «оборонно-промышленный комплекс», заметила Председатель Совета Федерации. Для придания импульса процессу модернизации ВПК, «мы должны начать с азов – закрепить и раскрыть эти понятия в российском законодательстве», считает она.

В целом глава верхней палаты российского парламента убеждена, что для решения всех этих непростых вопросов и успешной модернизации ВПК РФ «требуется объединение усилий государства, бизнеса и общества». Совет Федерации готов «задействовать весь потенциал профильных комитетов, а также Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации», заверила она. Кроме того, спикер отметила, что с приходом Дмитрия Рогозина в Правительство РФ на пост вице-премьера, председателя Военно-промышленной комиссии её деятельность заметно активизировалась. Напомнив, что всё чаще высказывается мнение о целесообразности расширения полномочий комиссии, В.Матвиенко предложила подумать над этим вопросом, «принимая во внимание сложность и масштаб стоящих перед ней задач».

Подводя итоги совещания в беседе с журналистами, глава палаты отметила, что во время обсуждения был высказан ряд конкретных предложений и инициатив. «Все они найдут отражение в итоговом документе, который будет направлен Президенту РФ как верховному главнокомандующему, в Правительство РФ, — рассказала она. — Со своей стороны мы будем работать в тесном контакте с вице-премьером, ответственным за этот блок, в том числе в плане законодательно-нормативного обеспечения тех решений, которые будут приниматься». Спикер также обратила внимание, что слушания состоялись накануне рассмотрения правительством проекта Программы развития военно-промышленного комплекса. «Так что те рекомендации, которые были высказаны сегодня, тоже будут учтены при доработке этого документа», — добавила она.

* * *

ДМИТРИЙ РОГОЗИН: «НАМ НУЖНА УМНАЯ «ОБОРОНКА», КОТОРАЯ СТАНЕТ ЛОКОМОТИВОМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

16 февраля 2012 года. Дмитрий Рогозин представил парламентариям программу модернизации военно-промышленного комплекса страны.

О ходе исполнения гособоронзаказа, государственной программы вооружения участников парламентских слушаний проинформировал заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. Он рассказал о видении путей выполнения намеченных государством планов по модернизации оборонно-промышленного комплекса, оснащении национальных вооруженных сил самым современным вооружением.

Вопрос состоит в том, насколько оборонно-промышленный комплекс готов к реализации поставленных задач, сделать это в срок и качественно, задал тон обсуждению вице-премьер. Докладчик сообщил о том, что в составе ОПК сейчас функционирует более 1150 предприятий и организаций в 64 субъектах Федерации. В них трудятся более 2 миллионов человек, в том числе 1,3 млн работают в восьми оборонных отраслях. Средняя заработная плата на предприятиях и в организациях комплекса к исходу минувшего года составляла около 25 тысяч рублей, а средний возраст занятых около 46 лет. Однако, добавил вице-премьер, это лишь «средняя температура по больнице».

Д.Рогозин сообщил о структурной реформе ОПК, которая направлена на концентрацию ресурсов. Такая работа, по его словам, сейчас на стадии завершения. К началу текущего года, сообщил вице-премьер, в ОПК действуют 55 интегрированных структур, вобравших в себя основной военно-промышленный потенциал страны. В соответствии с Федеральной целевой программой к 2020 году, добавил он, должен быть сформирован новый конкурентоспособный облик военно-промышленного комплекса, который будет включать около 40 крупных компаний, способных к саморазвитию и эффективной работе.

Принимаемые в последнее время государством меры, по словам заместителя Председателя Правительства, привели к увеличению доли выпуска военной продукции в общих объемах производства отрасли.

Д.Рогозин сообщил, что рост инвестиций в отрасль в 2011 году составил 116 процентов по отношению к уровню предшествующего года. Средства направляются на приобретение нового оборудования, модернизацию испытательной инфраструктуры, создание новых производственных мощностей. Вице-премьер подчеркнул, что темпы роста производства в ОПК превышают темпы в других отраслях промышленности, и отметил возросший уровень производительности труда.

Обратив внимание на достаточно высокий потенциал развития многих предприятий отрасли, заместитель Председателя Кабинета министров отметил, что благодаря предпринимаемым усилиям в целом по ОПК наметилась тенденция к снижению оттока занятых. Д.Рогозин отметил также тенденцию к последовательному возрастанию объемов инвестиций в модернизацию комплекса. Всего, по его словам, в течение трех лет на нужды отрасли будет направлено 354 млрд рублей капитальных вложений – почти в три раза больше чем за период с 2008 по 2011 год. Складывающаяся к настоящему времени ситуация позволяет сделать острожный вывод об улучшении положения в отрасли, констатировал заместитель Председателя Правительства России.

Касаясь проблем, с которыми сталкивается ОПК, Д.Рогозин остановился на вопросах реализации гособоронзаказа и положений рассчитанной до 2020 года государственной программы вооружений. Он констатировал возросшее количество рекламаций на выпускаемую ОПК продукцию, неисполнение контрактных обязательств. Он выразил беспокойство по поводу состояния инструментально-станочной базы производства и ценообразования. Все вопросы, по его словам, решаются, но состояние дел пока не удовлетворяет. Стратегическую задачу, которая стоит перед отечественным ОПК, вице-премьер сформулировал таким образом: добиться за счет гособоронзаказа стабильного производства на несколько лет вперед. Это, по его словам, позволит использовать «длинные деньги» на развитие производства, совершенствование всего комплекса. «Речь идет о новой индустриализации страны, — заявил Д.Рогозин. — Нам нужна умная «оборонка», которая станет локомотивом модернизации России». 

* * *

ОБЩНОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЪЕДИНЯЕТ ОТРАСЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Технологическая модернизация ОПК позволит не только обеспечить армию и флот современным вооружением и техникой, но и использовать потенциал оборонного комплекса для технологического подъема гражданского сектора национальной экономики, заявил исполняющий обязанности Министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Передача от «оборонки» результатов научно-технической деятельности, по его словам, может существенно повысить эффективность использования бюджетных средств.

Развитие ВПК, продолжал и. о.Министра, должно вписываться в общую промышленную политику государства. Он проинформировал об основных направлениях ее развития. Д.Мантуров подчеркнул важность удержания установленных целей паритетного – пятьдесят на пятьдесят — соотношения долей гражданской и военной продукции в общем объеме производства комплекса. Это, по его словам, позволит отраслям «оборонки» более устойчиво функционировать в условиях рынка и обеспечит загрузку тех организаций, которые не обладают достаточными объемами гособоронзаказа. И. о.Министра проинформировал о планируемых государством мерах по модернизации ОПК, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Все предпринимаемые страной усилия, указал он, должны позволить комплексу к 2020 году функционировать как рентабельному бизнесу.

В свою очередь, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко констатировал, что сегодня ядерно-оружейный комплекс страны полностью готов к выполнению задач по обеспечению обороноспособности России и способен вносить свой вклад в инновационное развитие страны. Глава корпорации сообщил, что отставание в оборонном секторе Росатома сохранялось вплоть до 2005–2006 годов. Ряд производств был утерян после распада Советского Союза, на грани закрытия находились некоторые заводы и научные учреждения, наблюдалось технологическое отставание в некоторых областях. По его словам, в этот период наша страна отставала по вычислительным мощностям от США в 20 раз, что было особенно чувствительно в условиях действующего запрета на ядерные испытания. По сути, это означало утрату возможностей по совершенствованию и развитию вооружений в соответствии с требованиями времени. В прошедший с того времени период, сообщил гендиректор, ситуацию не только удалось переломить, но и добиться большего. С принятием в 2006 году программы развития ядерно-промышленного комплекса страны, указал С.Кириенко, количество оборонных заказов для отрасли увеличилось более чем в 5 раз, а финансирование — в 4 с половиной раза. Это позволило восстановить инфраструктуру центрального полигона на Новой Земле, создать мощнейшую электронно-вычислительную базу, запустить рентгенографические комплексы, по своим характеристикам не уступающие, а подчас и превосходящие зарубежные аналоги. Сохранены все критические ядерные технологии и созданы производства, замещающие потерянные после распада СССР, проинформировал генеральный директор «Росатома». Он сообщил о существенном, на 121 процент, увеличении объёма работ по заказам гражданских отраслей.

* * *

Со своей стороны, первый заместитель Министра обороны РФ Александр Сухоруков рассказал об итогах выполнения гособоронзаказа в 2011 году и подходах к его реализации в нынешнем году. Значительное внимание в своем выступлении докладчик уделил вопросам финансового обеспечения гособоронзаказа. Остановившись на проблемах, которые сдерживают реализацию программ, первый заместитель Министра обратил внимание на несовершенство действующей системы ценообразования на оборонную продукцию, снижение качества выпускаемой продукции, недостаточность технического и технологического уровня производства и квалификации кадров.

На схожесть проблем, свойственных всем отраслям отечественного оборонно-промышленного комплекса, указал в своем выступлении руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. Стоящую перед ракетно-космической промышленностью задачу он сформулировал так: достичь за десятилетие шестикратного увеличения производительности труда, довести показатель доли новейшего оборудования до 50 процентов, а технологий – до 87 процентов. Глава Роскосмоса высказал предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования этой сферы «оборонки».

В области стратегических ядерных вооружений Россия опережает ближайших конкурентов как на Западе, так и на Востоке, сообщил генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» Юрий Соломонов. Он предложил законодателям всемерно содействовать развитию независимой экспертизы принимаемых решений.