Блоги сенаторов

Все записи блога Полетаев Владимир Владимирович Полетаев
Владимир Владимирович
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Рост внутреннего туризма требует объединения усилий различных ведомств

Лето на исходе, а вместе с ним и высокий туристический сезон. Пока впечатления об отдыхе еще свежи, хочу поделиться некоторыми наблюдениями.

В этом году высокие цены на зарубежные турпутевки заставили многих соотечественников пересмотреть свой отпускной бюджет и отправиться в путешествие на собственных автомобилях. При этом многие из тех, кто путешествовал внутри страны, вернулись разочарованными: дорогие отели, низкий уровень сервиса, сомнительные забегаловки, непродуманная инфраструктура, невнятные или вовсе отсутствующие указатели. Кстати, если ты иностранец, то заблудиться на российских просторах проще простого — надписей на английском языке не найдешь.

В отличие от той же Италии или Греции, где путешествие на авто одно из излюбленных и популярных видов туризма, у нас этот вид отдыха пока можно приравнять к экстриму, на который способны немногие. По оценкам экспертов, кстати, в России автотуризм составляет лишь один процент в структуре внутреннего турпотока!

Как показало лето, остро стоит проблема с гостиницами и придорожными отелями. Люди жалуются, что номер в скромной гостинице в каком‑нибудь российском провинциальном городе может стоить дороже, чем в европейской столице, а при этом уровень сервиса не идет в какое сравнение с европейским. Причем бронирование отеля или аренда квартиры заранее не гарантируют ни качество услуг, ни наличие свободных номеров. Часто на месте туристы сталкиваются с тем, что «мест нет/люди не выехали/нам не сказали».

Турист же хочет понимать, где он останавливается, сколько это стоит и на что он может рассчитывать. А для этого необходимо вводить обязательную классификацию гостиниц. Пока же в России действует добровольная система сертификации гостиничных услуг и средств размещения, гарантировать качественное обслуживание по адекватным ценам туристам никто не может.

То же самое касается квартир, сдаваемых в аренду в курортных зонах. Этот теневой рынок довольно объемный, но контролируется с трудом. Частники не регистрируют свой бизнес, не платят налоги и не отвечают за качество предоставляемых услуг. А это негативно влияет на развитие внутреннего туризма.

Патентная система, в том виде как это есть сейчас, не пользуется популярностью у граждан. Опыт Алтая говорит, что даже после того, как муниципалитеты получили право устанавливать свои коэффициенты, а администрация и полиция взяли вопрос под контроль, желающих приобрести патент больше не стало.

Стимулировать покупку патентов может только их низкая стоимость и социальные гарантии – больничный, пенсия. Возможно, необходимо предусмотреть более весомое наказание за деятельность без патента. Сейчас такому предпринимателю грозит в худшем случае штраф от 500 до 2000 рублей.

Другая проблема – навигация и инфраструктура. Сегодня автотуристы больше похожи на первопроходцев – информацию о гостиницах, пунктах питания, кемпингах, объектах культурного наследия и других достопримечательностях им часто приходится добывать самим у местных жителей или дальнобойщиков, делая выбор на свой страх и риск.

Конечно, на государственном уровне прилагаются различные усилия, чтобы как‑то решить существующие проблемы. Каждое ведомство вносит свои коррективы. Результат этих разрозненных усилий, на мой взгляд, необходимо донести до туриста в простой и удобной форме. Например, создать единую федеральную информационную систему, которая будет содержать все необходимые данные о достопримечательностях, объектах дорожного сервиса с перечнем услуг, ценами, контактами и отзывами других туристов. Это поможет сделать путешествие по родной стране безопасным и комфортным.