Все новости

В Воронежской области приоритетом при составлении областного бюджета на 2019 год осталась выплата заработной платы

Проект закона Воронежской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» был рассмотрен в ходе заседания правительства Воронежской области, которое 25 октября провел губернатор Александр Гусев.


Заседание прошло в расширенном формате – в нем приняли участие главы (главы администраций) муниципальных районов и городских округов области.

Руководитель департамента финансов области Надежда Сафонова отметила, что проект бюджета сформирован с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики региона, прогноза социально-экономического развития Воронежской области, изменений законодательства, бюджетных ограничений. Его особенности связаны с изменениямифедеральногозаконодательства, поручениями Президента и Правительства РФ.

На формирование собственной доходной базы бюджета существенное влияние оказали, с одной стороны, положительная динамика основных экономических показателей, результатом которой является рост собственных доходов на 4,4 млрд. рублей к уровню текущего года и, с другой стороны, принятые Федерацией решения по отмене налогообложения движимого имущества, которые влекут за собой выпадающие доходы в объеме 6,5 млрд. рублей.В результате налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2019 году предусматриваются в размере 97,7 млрд. рублей со снижением к оценке текущего года. Как подчеркнула Надежда Сафонова, это снижение происходит в основном в областной казне и местных бюджетов практически не касается. На снижение собственных доходов областного бюджета также влияет передача 0,3% налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Это связано с необходимостью выравнивания передаваемого в соответствии с законодательством норматива отчислений по налогу, которая возникла в результате миграции трудовых ресурсов на территории области.Соответствующий проект закона уже подготовлен.Таким образом, собственные доходы областного бюджета уменьшатся к текущему году на 2,4% и составят 77 млрд. 10 млн. рублей.

Было отмечено, что планирование доходов осуществлялось с максимальной возможностью отработки существующей недоимки, и оценка профильного департамента по собственным доходам на 2019 год практически совпадает с прогнозом Федеральной налоговой службы по Воронежской области.

Наиболее весомыми доходными источниками остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, которые составляют почти 64% в собственных доходах, или более 49 млрд. рублей.

Общий объем доходов областного бюджета на 2019 год с учетом федеральных средств запланирован в сумме 96 млрд.719 млн. рублей.Исходя из этого объема и ограничений по параметрам государственного долга и дефицита определены максимальные расходные возможности – это 99 млрд. 9 млн. рублей.Дефицит в размере 2 млрд. 289 млн. рублей имеет гарантированные источники финансирования, они также предусмотрены в бюджете, пояснила Надежда Сафонова.

Она также отметила главную особенность бюджета 2019 года – это отсутствие просроченной кредиторской задолженности, как в учреждениях областного, так и муниципального уровня. И в этом Воронежская область в составе лидеров среди субъектов Федерации. А это значит, что весь распределяемый ресурс будет расходоваться на текущие нужды, а не на расчеты по долгам прошлых лет.

Приоритетом при составлении бюджета остается выплата заработной платы, поскольку это основная государственная функция. В 2019 году повышение зарплат бюджетникам будет продолжено. На эти цели запланировано дополнительно 1 млрд. 440 млн. рублей.По «указным» категориям работников предусмотрено сохранение достигнутых в 2018 году соотношений средней заработной платы. Для них она и далее будет привязана к доходу от трудовой деятельности по региону.Заработная плата остальных категорий в следующем году вырастет на 4,3%, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года планируется в сумме 11 280 рублей.

Кроме того, в бюджете проиндексированы и другие социально-значимые статьи расходов, включая социальные выплаты, стипендии, питание и медикаменты, коммунальные услуги. Также предусмотрено софинансирование в федеральных программах.

Еще одной особенностью нового бюджета, по словам Надежды Сафоновой, стало участие области в реализации национальных проектов. По предварительной оценке исполнительных органов власти, в регион планируется привлечь в 2019 году почти 12млрд. рублей федеральных средств, которые еще полностью не нашли отражение в представленном проекте бюджета, а в ближайшие шесть лет – порядка 90 млрд. рублей. Со стороны Воронежской области необходимо обеспечить выделение на эти цели 6,5 млрд. рублей. Средства в бюджете имеются, часть из них зарезервирована. Окончательные суммы на реализацию национальных проектов будут еще уточняться до завершения работы с федеральными министерствами.

Главный финансист области доложила, что, как и прежде, основную долю расходов бюджета составляют отрасли социальной сферы – 64,7%, и остановилась на главных моментах при планировании отраслевых расходов.

Так, финансирование здравоохранения осуществляется из трех источников: средства обязательного медицинского страхования, средства областного бюджета и доходы от платных услуг учреждений.Общий бюджет здравоохранения в следующем году вырастет на 2 млрд. 508 млн. рублей к текущему году и составит 38 млрд. 980 млн. рублей. В следующем году впервые за 15 лет планируется выйти на полностью бездефицитную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств областного бюджета.

Расходы в сфере образования в целом по консолидированному бюджету планируются в сумме 31 млрд. 709 млн. рублей с ростом к текущему году на 1 млрд. 633,6 млн. рублей.

Областные расходы на социальную защиту населения запланированы в сумме 10 млрд. 413 млн. рублей.Размеры социальных выплат увеличены на уровень инфляции, их объем рассчитан, исходя из контингента. Также Надежда Сафонова сообщила, что в соответствии с решением бюджетной комиссии запланированы расходы на продление трех мер социальной поддержки, заканчивающих свое действие в текущем году.Это региональный материнский капитал, ежемесячная компенсация стоимости проезда гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, ежемесячная денежная компенсация за наем жилых помещений детям-сиротам.Данный законопроект направлен в Минфин России на согласование.

Полностью обеспечено повышение оплаты труда «указным» и прочим категориям работников, а также в необходимом объеме запланированы средства на поэтапное увеличение заработной платы для четырех низкооплачиваемых категорий работников учреждений социального обслуживания.

В следующем году расходы на культуру составят 1 млрд. 500 млн. рублей с ростом на 7%. За последние годы финансирование отрасли выросло в 2,5 раза, что выше средних темпов роста расходов по всем отраслям социальной сферы за этот период.Впервые запланированы средства на проведение Года театра Российской Федерации, увеличены расходы на новые постановки. Также обеспечено финансированием содержание театров, библиотек, музеев, предусмотрены средства на традиционные и значимые для региона мероприятия – Платоновский фестиваль, детский фестиваль «Маршак», оргкомитет «Победа» и другие.

Дорожный фонд планируется в объеме 9 млрд. 994 млн. рублей с ростом к 2018 году на 849 млн. рублей. На государственную поддержку организаций агропромышленного комплекса области в 2019 году предусмотрено 2 млрд. 48 млн. рублей собственных средств, что существенно выше текущего года. Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов, определенных Президентом страны. Участие области в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы», как ожидается, позволит привлечь в 2019 году 673 млн. рублей федеральных средств, что выше уровня 2018 года более, чем в 10 раз.

Что касается долговой политики, то, как пояснила Надежда Сафонова, ее основной целью является обеспечение сбалансированного исполнения бюджета при сохранении долговой устойчивости. Долговая нагрузка Воронежской области на протяжении многих лет находится на экономически безопасном уровне и является одной из самых низких среди регионов Центрального федерального округа и России в целом.В 2017 году Минфином России была проведена реструктуризация задолженности Воронежской области по бюджетным кредитам на сумму 12 млрд. рублей с рассрочкой погашения до 2024 года. Она дала возможность отсрочить привлечение рыночных заимствований, но при этом регионом приняты обязательства по снижению долговой нагрузки на бюджет. Все условия Соглашения соблюдаются, и даже более – по итогам 2019 года планируется снижение долговой нагрузки до уровня 41,5% против 47%, предусмотренных в Соглашении. Планируемое опережающими темпами сокращение долговой нагрузки на 5,5 процентных пункта, или на 4,2 млрд рублей в следующем году позволит сэкономить собственные средства на обслуживании долга в объеме около 0,5 млрд рублей.

В завершение своего выступления Надежда Сафонова отметила, что представленный проект бюджета реальный к исполнению, и выразила уверенность, что совместными усилиями с поставленными задачами область справится, мобилизовав дополнительные поступления в бюджет, в следующем году удастся существенно увеличить финансирование отдельных направлений.

Выступая в качестве содокладчика, председатель комитета по бюджетной политике, налогам и финансам Воронежской областной Думы Александр Вериковский отметил, что формирование бюджета с каждым годом становится все более открытым. Что касается рассматриваемого проекта, то он был охарактеризован как оптимальный, учитывающий участие региона в приоритетных нацпроектах и сохраняющий свою социальную направленность.

Комментируя проект бюджета, Александр Гусев, обратил особое внимание на вопрос формирования доходной базы областной казны.

— Уменьшение собственных доходов в бюджете 2019 года связано не с тем, что мы снижаем поступления по каким‑то статьям экономической деятельности области, а это происходят изменения межбюджетных отношений. В частности, отмена налога на недвижимое имущество. К этому нужно правильно относиться. Безусловно, уточнения областного бюджета будут еще происходить. И, наверно, финальное будет в январе будущего года с учетом дополнительных средств федерального бюджета, которые будут к нам поступать, с учетом переходящих остатков. Поэтому у нас дополнительные возможности еще будут появляться в финансировании ряда направлений, в том числе по федеральным проектам, после уточнений, – отметил глава региона.

Он также сказал несколько слов об областной адресной инвестиционной программе, на реализацию которой заявлено порядка 5,6 млрд. рублей.

— Она может измениться, но мы сейчас должны найти баланс между новым строительством и поддержанием уже существующих объектов, прежде всего, социальной инфраструктуры. Мы планируем в следующем году существенно увеличить затраты на капитальный ремонт и оснащение уже действующих объектов социальной инфраструктуры. Прежде всего, это будет касаться объектов здравоохранения и культуры, потому что именно там у нас положение наиболее сложное. Сейчас такие программы капитального ремонта отраслевыми департаментами планируются. Вы должны свои заявки подавать. Мы должны и закончить формирование этих программ, и по большому счету провести конкурсную процедуру по этим программам до апреля, чтобы спокойно проводить работы, – пояснил Александр Гусев.

Областная инвестиционная программа также дополнится объектами, которые будут финансироваться по федеральным проектам. Как подчеркнул глава региона, у нас хорошее соотношение по финансированию из областного и федерального бюджета.

Отдельно губернатор коснулся темы подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы в 2020 году:

— Мы ряд объектов запланировали. В том числе прошу всех коллег в муниципальных районах и руководителей отраслевых ИОГВ посмотреть, что нам нужно сделать, чтобы что‑то не упустить, в том числе особое внимание – положению ветеранов Великой Отечественной войны.

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, было отмечено, что областным бюджетом предусмотрены дополнительные средства на данное направление.

— Фактически даем старт новой программе строительства мощностей по переработке сельхозпродукции. Речь даже не идет о техническом перевооружении действующих производств. Все‑таки поддержка будет направлена на создание новых предприятий с современными технологиями. Фокус будет смещен на строительство таких предприятий по переработке зерна. Поэтому тоже всех прошу, у кого есть контакты с потенциальными инвесторами, эту информацию доносите. Мы готовы с ними встречаться и условия их вхождения на территорию Воронежской области оговаривать, – поставил задачу губернатор.

Он также подчеркнул, что приоритетом является и создание инфраструктуры особой экономической зоны.

— Надо как можно быстрее пройти этап подготовки к размещению и началу работы предприятий в условиях особой экономической зоны. 2019 год уже должен обеспечить инфраструктуру, необходимую для строительства предприятий, а за 2019–2020 годы мы фактически должны создать уже инженерные сети для функционирования этих предприятий. Прошу в планах своих учитывать и отражать, – добавил Александр Гусев.

Что касается реструктуризации задолженности муниципальных образований перед областным бюджетом, то она, по словам губернатора, должна привести к снижению общего уровня муниципального долга.

— Это не значит, что мы вам сейчас списываем долги перед областным бюджетом, а вы их тут же накапливаете либо снова перед бюджетом, либо в виде кредиторской задолженности, либо в виде дополнительных коммерческих кредитов. Я прошу очень ответственно к этому подходить. Все, что связано с привлечением коммерческих средств, обязательно советуйтесь с департаментом финансов, – высказал пожелание глава региона.

Кроме того, он поручил провести анализ скрытой задолженности муниципальных предприятий в рамках работы департамента ЖКХ и энергетики.

— Заявленный Президентом РФ курс на разгосударствление по‑крайней мере сектора, в котором функционируют, как правило, муниципальные предприятия, есть, и мы должны этому курсу следовать. И должны понимать, что эффективно работающее предприятие имеет право существовать в форме МУПов. А если мы увидим неэффективность, мы должны понимать, что с ними делать, – резюмировал губернатор.