Все новости

С. Рябухин: Институт консолидированной группы налогоплательщиков нуждается в совершенствовании

Сенатор провел «круглый стол», посвященный итогам применения КГН за период 2012 2017 годов.


Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
провел «круглый стол» на тему «Итоги применения института консолидированной группы налогоплательщиков за период 2012 2017 годов».

В мероприятии участвовали члены СФ, представители Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Счетной палаты, региональных органов государственной власти, бизнес-сообщества, эксперты.

«Круглый стол» Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам
С. Рябухин
В. Семенов
«Круглый стол» Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам
В. Шуба
В. Кравченко

«Круглый стол» Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам

1 из 6

С. Рябухин

2 из 6

В. Семенов

3 из 6

«Круглый стол» Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам

4 из 6

В. Шуба

5 из 6

В. Кравченко

6 из 6

И.о директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Виталий Прокаев рассказал, что институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) введен с 2012 г. и распространяется на налог на прибыль организаций.

Институт консолидации налогоплательщиков, являющийся распространенной международной практикой, установлен в РФ с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимосвязанных организаций и установления экономически оправданного распределения этого налога по регионам пропорционально производственной базе и численности работников, отметил он. Применение института КГН было направлено на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию, создание благоприятных условий для развития организаций и, как следствие, увеличение налоговых поступлений, а также стимулирование к созданию дополнительных условий для повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Однако в результате анализа итогов функционирования КГН, основанного на данных ФНС за 2012–2016 гг., выявлено, что этот институт привел к снижению поступлений в консолидированные бюджеты регионов на 8, 16, 65, 126 и 78 млрд руб. в каждый из годов соответственно. В связи с этим Министерством финансов с 2017 г. пересмотрен порядок консолидации финансовых результатов КГН, сообщил Виталий Прокаев.

Одновременно Правительство РФ дало поручение профильным министерствам и ведомствам провести анализ результатов функционирования институтов КНГ и к 1 июля 2018 г. представить согласованные предложения. Эта работа в настоящее время проводится, и с учетом итогов 2017 г. , которые будут получены из соответствующих налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций будут выработаны соответствующие предложения, сказал он.

Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин представил результаты проведенного ведомством анализа влияния КГН на формирование консолидированного бюджета РФ. «Главной идеей введения КГН была борьба с созданием искусственных центров прибыли. Ставилась цель более справедливо поделить прибыль там, где она генерируется», — сказал он. Аудитор СП сообщил, что в результате введения КГН у ряда регионов выросли поступления по налогу на прибыль организаций, в других регионах они сократились. В целом, по его мнению, закон о КГН нуждается в совершенствовании.

Сергей Рябухин отметил, что задачи, которые ставились перед этим институтом, не решены, закон о КГН не работает. «Вместе со Счетной палатой мы бьем тревогу, надо улучшать ситуацию, чтобы закон работал как раз на те принципы, которыми руководствовались его авторы». Глава Комитета СФ подчеркнул, что палата будет держать этот вопрос на контроле.

По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации с учетом высказанных предложений.