Все новости

Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал одобрить поправки в закон о СМИ

Изменения позволят признавать СМИ иностранными агентами.


Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал палате одобрить изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Закон РФ «О средствах массовой информации». Изменения, в частности, позволят признавать СМИ иностранными агентами.

Заседание провел председатель Комитета СФ Андрей Клишас. Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович

Глава Комитета СФ подчеркнул, что вносимые изменения в части статуса организации, выполняющей функции иностранного агента, не являются новыми для российского законодательства. Соответствующие нормы действуют в отношении НКО. При этом различия между целями НКО и СМИ, действующих в интересах иностранного государства, по существу отсутствуют. Вводимые изменения необходимы для обеспечения прозрачности их деятельности на территории России, отметил Андрей Клишас.

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
А. Турчак и А. Клишас
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
А. Башкин и О. Цепкин
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
В. Богданов и М. Афанасов
А. Клишас
Е. Мизулина и А. Турчак
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
Л. Бокова и Б. Невзоров
А. Муравьев, Е. Мизулина и А. Турчак
А. Александров
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству
Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

1 из 15

А. Турчак и А. Клишас

2 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

3 из 15

А. Башкин и О. Цепкин

4 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

5 из 15

В. Богданов и М. Афанасов

6 из 15

А. Клишас

7 из 15

Е. Мизулина и А. Турчак

8 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

9 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

10 из 15

Л. Бокова и Б. Невзоров

11 из 15

А. Муравьев, Е. Мизулина и А. Турчак

12 из 15

А. Александров

13 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

14 из 15

Расширенное заседание Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

15 из 15

Сенатор обратил внимание, что закон аналогичного характера действует в США. «Однако его регулирование распространяется на более широкий перечень субъектов по сравнению с российскими нормами. В США иностранными агентами могут быть также признаны физические лица».

«Поэтому законодатель при внесении изменений, руководствуясь принципом взаимности, постарался внести минимально достаточные изменения для обеспечения прозрачности деятельности иностранных организаций на территории России», — сказал парламентарий.

Принятие Закона о возможности признания СМИ выполняющим функции иностранного агента не нарушает конституционные права, подчеркнул Андрей Клишас.

«Это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросу о соблюдении конституционного права на свободу собраний, сформулированных при проверке конституционности положений, устанавливающих порядок признания НКО выполняющим функции иностранного агента. Полагаем, что данные позиции следует учитывать при рассмотрении вопроса о конституционности положений, устанавливающих порядок признания СМИ выполняющим функции иностранного агента», — сказал законодатель.

Сенатор прокомментировал экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, где указывается на то, что изменения нарушают структуру законов о СМИ и НКО, приводят к их внутреннему противоречию. «Действительно, исходя из положений Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» СМИ сами по себе являются объектами правоотношений, а не субъектами. Однако, Закон о СМИ-иноагентах предполагает регулирование с конкретным определением субъектного состава лиц, на которых распространяется регулирование, а именно – юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации) и получающие денежные средства или иное имущество из иностранных источников. Поскольку у любого объекта правоотношений в сфере массовой информации имеется правообладатель, которым может быть как юридическое лицо, или предприниматель, так и структура без образования такового, иное объединение, регулирование исходит из определения субъекта через объект правоотношения», — сказал он.

Смотрите также

Андрей Клишас отметил, что формулировки изменений в Закон о СМИ по существу аналогичны действующим положениям законодательства о признании НКО выполняющим функции иностранного агента. «Практика реализации данных норм подтверждает их единообразное применение в общепринятом значении».

Глава Комитета СФ добавил, что порядок принятия Федерального закона соответствует Конституции РФ. В частности, принципиальное значение имеет соблюдение процедурных правил, которые оказывают определяющее влияние на принятие решения, т. е. основаны непосредственно на предписаниях статей 104 – 108 Конституции РФ либо закрепляют такие существенные условия порядка принятия федеральных законов, без соблюдения которых невозможно с достоверностью установить, отражает ли принятое решение действительную волю законодателя.