Все новости

Сенаторы внесли в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование избирательного законодательства

Поправки предусматривают либерализацию подхода к назначению наблюдателей, отказ от открепительных удостоверений, разукрупнение избирательных участков и упрощение требований к сбору подписей в поддержку кандидата.


Сенаторы внесли в Государственную Думу законопроекты, направленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации прав всех участников избирательного процесса. Изменения вносятся в Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Авторы законопроектов — председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
и член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков Широков
Анатолий Иванович
представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области
Широков Анатолий Иванович
.

Смотрите также

Андрей Клишас отметил плодотворную совместную работу с Центральной избирательной комиссией и выразил надежду на поддержку законопроектов в Государственной Думе. По его словам, основная задача вносимых изменений – повышение доверия общества к избирательным процедурам, в результате которых формируется государственная власть. «Доверие общества к выборам – основная задача, которую мы пытаемся решить. В целом, подход, который мы закладываем, – это доверие к нашему избирателю».

С одной стороны, закрепляется презумпция доверия, презумпция добросовестности избирателей, с другой – при нарушении процедур вводится административная ответственность, пояснил сенатор в беседе с журналистами.

А. Клишас о совершенствовании избирательного законодательства России

Отдельные изменения в закон о выборах Президента РФ, предлагаемые сенаторами, основаны на внедрённой на последних выборах депутатов Государственной Думы механизмах, которые показали свою эффективность.

Основные направления совершенствования избирательного законодательства рассматривались 24 ноября 2016 года в Центральной избирательной комиссии на всероссийской конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития» с участием представителей всех политических партий.

Предполагается, что с внесением изменений подход к назначению наблюдателей станет более либеральным. Согласно предлагаемым изменениям, исключается требование о заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей и об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.

По мнению авторов документа, такой подход позволит значительно увеличить количество наблюдателей и обеспечить максимальную открытость и гласность работы избирательных комиссий. Чем больше наблюдателей, тем больше возможностей обеспечить контроль за голосованием, подсчетом голосов избирателей, считают сенаторы.

Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени, им обеспечивается свободный доступ в помещения, где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей.

Авторы также предлагают отказаться от открепительных удостоверений. Устанавливается возможность голосования по заявлению избирателя, поданному в устанавливаемом порядке. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Они вправе не позднее 3 дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождения в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений. В случае поступления от одного гражданина более одной заявки, все повторные отклоняются.

При этом за злоупотребление предоставляемыми правами, недобросовестные действия устанавливается административная ответственность. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тысяч рублей. Также увеличиваются размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня с 3,5 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Ответственность за неоднократное административное правонарушение составит 50 тысяч рублей.

Предлагаемые изменения направлены и на разукрупнение избирательных участков, что обеспечит максимальное удобство для избирателей.

Предусматривается исключение пятилетнего срока образования избирательных участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1,5 тысяч человек.

Решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны быть приняты вне периода избирательной кампании, а в исключительных случаях — не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования.

Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда упрощаются требования к указанию сведений об адресе места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Так, адрес места жительства может не содержать каких‑либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данная мера, в частности, направлена на исправление ситуации, связанной с оформлением подписей в поддержку кандидатов, когда место жительства указывается по формальным основаниям. Например, когда не указывается муниципальный район, в котором расположен населенный пункт.

Документы направлены на обеспечение максимальной возможности применения веб-камер на избирательных участках и выведения изображения с них в сеть Интернет и в Единый ситуационный центр. Предусматривается хранение соответствующих видеозаписей. Исключение составляют помещения для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, в местах содержания под стражей, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

В рамках очередной избирательной компании планируется внедрение современных технологий – в частности, QR-код.

При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются ЦИК России не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям.

На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении ею работы с документами, вправе присутствовать представители СМИ. Закрепляются права представителей аккредитованных СМИ находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об уполномоченных лиц участковой избирательной комиссии. Законопроектом предлагается урегулировать деятельность редакций сетевых изданий.