Все новости

С. Рябухин: Повышение качества межбюджетных отношений – приоритетная задача

Глава Комитета СФ провел заседание «круглого стола», посвященного повышению финансовой устойчивости регионов.


В Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам состоялся «круглый стол» на тему «О проекте концепции повышения финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».

Провел мероприятие председатель Комитета СФ Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
.

В заседании приняли участие члены СФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научно сообщества, эксперты.

Смотрите также

Сергей Рябухин отметил, что сбалансированность региональных бюджетов, повышение качества межбюджетных отношений – приоритетные задачи. Они ставились и при работе над проектом бюджета на 2017 год на и плановый период 2018 и 2019 годов. «Важно определить инструментарий, меры и комплекс вопросов, которые могли бы решить эти проблемы — не только с точки зрения выравнивания возможностей и условий всех субъектов Федерации, но и качества и полноты оказания услуг на региональном, муниципальном уровне всем гражданам России».

В. Полетаев и Е. Перминова
В. Шуба
С. Рябухин
Р. Гольдштейн
Круглый Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам
А. Лаврик
В. Семенов и В. Иконников

В. Полетаев и Е. Перминова

1 из 7

В. Шуба

2 из 7

С. Рябухин

3 из 7

Р. Гольдштейн

4 из 7

Круглый Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам

5 из 7

А. Лаврик

6 из 7

В. Семенов и В. Иконников

7 из 7

Необходимо разработать комплекс мер, изменения в нормативно-правовую базу, чтобы у регионов появился стимул для развития собственного доходного потенциала, чтобы их выравнивание происходило не только с точки зрения дотаций, а с точки зрения экономического и налогового потенциала, сказал глава Комитета СФ.

Сергей Рябухин отметил, что Правительство приступило к серьезной работе по инвентаризации расходных полномочий. «Эта работа должна быть продолжена. Нужно также проанализировать налоговые и неналоговые доходы, как они складываются по уровням бюджетной системы РФ. Здесь тоже требуется инвентаризация. Надо также посмотреть ситуацию с налоговыми льготами».

Парламентарий отметил понимание со стороны Правительства необходимости введения системы «двух ключей»: если вводятся какие‑то льготы, необходимо согласие субъекта Федерации. Сергей Рябухин предположил, что, вероятно, должна быть утверждена методика оценки эффективности этих льгот. Приостановление льгот также должно быть передано на усмотрение региона.

Сергей Рябухин подчеркнул, что должен быть законодательно утвержден единый государственный реестр полномочий всех уровней бюджетной системы и стоимость этих полномочий. Для стимулирования развития регионов, по мнению парламентария, следовало бы оставлять в тех субъектах Федерации, которые демонстрируют рост собственных доходов свыше пятнадцати процентов, часть этих средств.

Заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин отметил, что в 2016 году сделаны существенные шаги по сбалансированности бюджетов регионов и повышения эффективности межбюджетных отношений и выразил уверенность в решении задачи стабилизации государственного долга регионов и органов местного самоуправления.

Он также затронул тему оптимизации налоговых льгот. «Налоговая политика предусматривает поэтапную отмену действующих налоговых льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам с постепенной передачей соответствующих полномочий на региональный уровень. Безусловно, это будет происходить в рамках правила «двух ключей».

Второй момент, который существенно повысил качество межбюджетных отношений и уровень прогнозирования в части предоставления субсидий – существенное сокращение количества межбюджетных трансфертов. «Сегодня мы имеем 65 субсидий, в то время, как ранее их было 96 и больше. Эта тенденция будет продолжена, сказал заместитель Министра.

По словам Леонида Горнина, в результате инвентаризации расходных полномочий внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Он сообщил, что до Нового года выйдет постановление Правительства, которое определит порядок подписания соглашений с регионами по предоставлению дотаций. «Мы будем заключать соответствующие соглашения с регионами, получающими дотации. Будут зафиксированы требования к таким соглашению. Они направлены на снижение дотационности регионов, проведение оценки эффективности налоговых льгот, мер социальной поддержки». В 2017 году такие соглашения должны быть заключены до 1 марта.

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк полагает, что настало время серьезно поговорить о проблематике сбалансированности бюджетов. «Ряд концептуальных вопросов требует решения. Необходимо продолжать работу по объективной оценке способности региональных бюджетов исполнять самостоятельно все расходные полномочия, которые на них возложены».

Юрий Росляк напомнил, что с 2013–2014 годов в целом по России осуществлен переход на систему программно-целевого финансирования расходов, однако соответствующего изменения бюджетной политики в это время не произошло. «Уровень расходов должен сопоставляться с оценкой уровня собственных доходов и полноты собираемости тех доходов, которые присущи субъектам».

По итогам обсуждения будут подготовлены предложения для законотворческой работы СФ в 2017 году.