Все новости

С. Рябухин: Правительство учло многие предложения законодателей по укреплению доходной базы регионов

Глава Комитета СФ провел «круглый стол», где обсуждалась тема сбалансированности региональных бюджетов.


Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
провел «круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В заседании, которое прошло в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, приняли участие члены СФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного сообщества, общественных организаций, эксперты.

Основное внимание на «круглом столе» было уделено обеспечению сбалансированности региональных бюджетов.

Сергей Рябухин отметил, что Правительство учло многие предложения законодателей по совершенствованию налоговой и бюджетной политики в части укрепления доходной базы субъектов Федерации. В частности, с 2017 года в пользу регионов будут перераспределены поступления от акцизов на крепкий алкоголь – с сорока до пятидесяти процентов.

«В том числе благодаря усилиям Совета Федерации, который еще год назад обратил внимание Правительства на декриминализацию алкогольного рынка, удалось добиться заметных успехов в администрировании этого налога. Только за первое полугодие текущего года поступления от него возросли почти на четверть», — сказал парламентарий.

Сергей Рябухин отметил, что в соответствии с рекомендациями СФ Правительство готово пойти на постепенное упразднение всех льгот по региональным и местным налогам, введенным федеральными законами, с передачей соответствующих полномочий на региональный уровень. «То есть, по истечении срока действия соответствующей льготы сам регион будет решать – продлевать ее или нет».

«Вместе с тем вводится так называемое «правило двух ключей», когда введение отдельных льгот по НДФЛ и налогу на прибыль может произойти только с согласия субъектов Федерации. Однако при этом надо учитывать, что некоторые налоговые льготы имеют важное социальное значение, и делегирование полномочий по их введению на региональный уровень может привести к отсутствию единообразного подхода к их установлению. Поэтому «правило двух ключей» целесообразно распространить только на льготы, не имеющие социального эффекта, а также не влияющие на экономический рост, подчеркнул сенатор.

Основным резервом увеличения доходной базы регионов является улучшение администрирования уже действующих налогов, в частности, налога на прибыль и имущественных налогов, указал Сергей Рябухин.

«Определенным подспорьем для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов могут стать предлагаемые Правительством новации в сфере межбюджетных отношений», — отметил сенатор. Вместе с тем, многие новации, сформулированные в Основных направлениях, требуют дальнейшего осмысления и доработки, подчеркнул глава Комитета СФ.

Он отметил, что в последние годы поступления от налога на прибыль в региональные бюджеты устойчиво растут. «Но, к сожалению, они крайне неравномерно распределяются между субъектами Федерации. Поэтому Правительство предлагает консолидировать в федеральном бюджете один процентный пункт налога на прибыль из восемнадцати, которые полагаются региональным бюджетам. Затем они будут распределены между регионами через механизм дополнительных дотаций на выравнивание».

Однако на практике ожидаемый эффект может быть и не достигнут, полагает Сергей Рябухин. По его словам, методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, несмотря на их постоянное совершенствование, не мотивируют регионы к увеличению собственной налоговой базы. «Поэтому мы уже не первый год выступаем за то, чтобы даже в случае увеличения расчетной бюджетной обеспеченности региона полагающиеся ему объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не должны снижаться в течение трехлетнего бюджетного цикла».

Член Комитета СФ Дмитрий Шатохин Шатохин
Дмитрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми
Шатохин Дмитрий Александрович
в своем выступлении подчеркнул, что в условиях дефицита средств необходимо искать новые подходы, механизмы, инструменты, которые дадут максимальный эффект. Он высказал ряд критических замечаний в адрес обсуждаемого документа.

Так, предлагаемое увеличение ставок НДПИ и доходов от акцизов на нефтепродукты, по мнению сенатора, не может не сказаться на самочувствии нефтегазового сектора как ключевого экономического игрока. «Плюс к этому добавить отмену и заморозку принятия налоговых льгот, а у нас получателями этих льгот в основном являются предприятия нефтегазового сектора. Эти меры негативно повлияют на инвестиционную привлекательность регионов, на собираемость местных налогов, на уменьшение уровня финансирования договоров о социальном партнерстве».

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
С. Рябухин
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
С. Рябухин
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

1 из 9

С. Рябухин

2 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

3 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

4 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

5 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

6 из 9

С. Рябухин

7 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

8 из 9

«Круглый стол» на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

9 из 9

Парламентарий также отметил позитивные моменты в представленных основах бюджетной политики. В частности, это уменьшение количества субсидий, трансфертов, передаваемых субъектам РФ. «Теперь они будут объединены. Я думаю, что это неплохо. Жесткие сроки их предоставления позволят субъектам Российской Федерации осваивать средства более оперативно».

«Исполнение указанных позитивных для субъектов Российской Федерации направлений требует четкого контроля со стороны, в том числе Совета Федерации, профильных комитетов», — сказал Дмитрий Шатохин.